Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (897) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Как найти общий язык с подростком?

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Как найти общий язык с подростком?

№48 (897) / 27 декабря ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №46 (895)

Юлия Александровна, предлагаю поговорить о подростковом возрасте: очень много тем, очень много актуальных вопросов поступает от наших зрителей, но прежде всего и, пожалуй, самый важный – как найти общий язык, как общаться с подростком.

– Действительно, подростковый возраст для самого подростка и для родителей достаточно сложен. И иллюзия утверждать, что «ребенок в этом возрасте ведет себя своенравно – это ему нравится». На самом деле, самому подростку и такое состояние, и реагирование, восприятие родителя действительно не совсем комфортно. Он переживает, что его какие-то темы или стиль общения возмущают и он вдруг чего-то перестает любить и ему перестают привычные вещи нравиться. И важно, думая, как наладить общение с подростком, понять, что это период – временный, подростковый возраст закончится, а вот хорошее отношение не потерять, может быть, выстроить его в этот период еще более адекватно и прочно, представляется очень важным.

А когда начинается подростковый возраст?

– Подростковый возраст – это возраст начиная от 11–12 лет и заканчивая 17–18 годами. Это самая общая классификация. Сегодняшние наши дети абсолютно разные, начинается взросление и созревание у кого-то с 11 лет – и оно характеризуется прежде всего гормональными процессами. Я думаю, что многие родители, особенно девочек, замечают, что их дочь физиологически меняется и, соответственно, ее состояние, ее настроение и отношение к родителям, к ценностям меняется – оно связано и с собственной перестройкой.

Почему, например, подросток очень часто пребывает в каком-то негативном состоянии? Именно потому что он вчера уснул одним, а сегодня проснулся другим. Я не буду поднимать тему внешности, каких-то проблем на лице, но тем не менее ребенок видит неконтролируемое для него изменение состояния внешности – это, конечно, вызывает у него какое-то несознательное возмущение и иногда разочарование, желание все-таки контро-лировать и как-то, может быть, управлять, влиять, – но ничего не получается. И бывает так, что родители звонят с вопросом, как помочь дочери (прежде всего девочке, более критичной к себе, к своей внешности, к своим изменениям) более лояльно относиться к себе?

Могу сказать, что как только родитель начинает приучать дочь к этой внешности: «Посмотри, какая ты стала нежная, мягкая» – прошел очень небольшой промежуток времени, и дочь проснулась немножко другой, и она говорит: «Мама, посмотри, какие у меня заостренные черты лица, у меня на лице появились какие-то прыщи, пятна, высыпания, я выгляжу как-то очень некрасиво»… Тут маме приходится менять свои аргументы – и тогда дочь перестает маме доверять и говорит: «Мама, ты вчера так, сегодня этак. Ты вообще знаешь, о чем ты говоришь? Ты вообще чувствуешь меня, что со мной происходит?».

Но ведь родители это делают из самых хороших побуждений.

– Конечно, поэтому очень важно родителям пояснять свои чувства – сказать: «Ты знаешь, ты мне нравишься любой, и мне нравится наблюдать за твоими изменениями. Ну когда еще ты сможешь так быстро измениться, не прилагая никаких усилий? Уснула – такая, проснулась другой. Ведь во взрослой жизни тебе для изменения себя придется проделывать что-то специально: красить волосы, идти в парикмахерскую, работать с визажистом и так далее, а сегодня – раз, и у тебя другой взгляд, длинные ресницы и немножко что-то другое произошло». Мне кажется, это естественный момент реагирования на то, что происходит с ребенком: надо обязательно с позитивным контекстом, с положительным проговаривать – это очень эффективный прием в общении и понимании подростком самого себя.

А если уважаемые наши телезрители позвонят и спросят: «Юлия Александровна, Вы прокомментировали в программе, но что-то ребенок неправильно отреагировал – вместо того, чтобы сказать «Мама, спасибо за поддержку», еще больше обиделся?» – мы говорим о деталях, но это ведь не рецепт к применению для каждого?

– Да, конечно. Я даже вижу, что ребенок может именно так и прореагировать и на какое-то такое мамино одобрительное или принимающее комментирование «С тобой все в порядке» может категорично сказать: «Да вот ты все время так»… Предлагаю мамам не огорчаться: они свою лепту, свое мнение, свое «я» вложили – ребенок, пусть даже сейчас он не демонстрирует это как принятие, на самом деле это для себя принимает, и это мнение ему важно. И, может быть, если кто-то из подруг скажет: «Слушай, ты что сегодня такая?», она ответит: «Да, ты знаешь, пока просыпаюсь, не прилагая усилия, меняюсь»; где-то она обязательно скажет эту мамину фразу, пусть не показав, что она ее приняла сейчас, когда сказала мама.

Вообще подросткам очень свойственна категоричная реакция – эмоциональность, вспыльчивость. Напомню, что это связано именно с гормональными процессами: не может он удержать какие-то эмоции, которые раньше удавалось ему сдерживать, все, что приходит в размышления или реакции, тут же дает о себе знать. Именно в этом возрасте такое бурное протекание и выработка отношений ко всем ситуациям, с которыми он сталкивается, и, следовательно, эта ежесекундная изменяющаяся ситуация вполне нормальна.

Ох, непросто родителям с таким возрастом...

– Но, думаю, Тимофей, если ты сам себя вспомнишь в подростковом периоде, то поймешь: и родителям было непросто, и тебе самому было непросто. Поэтому всем родителям я настоятельно рекомендую окунуться в собственный подростковый возраст: понять, что вам было не просто с собой, родителям было не просто с вами. Все понятно и закономерно – жизнь показывает, что ничего не изменилось.

Ничего не изменилось – Вы имеете в виду, что естественные процессы никуда не делись (мы рождаемся, проходим различные периоды, в конечном итоге стареем), но жизнь-то сама изменилась – и темп, и ситуация?

– Конечно, но я говорю, что закономерные периоды кризисов – подростковые кризисы, или мы говорили о младшем школьном возрасте, – у нас сохранились: и их первопричины, и задачи сохранились. А значит, мы знаем, как с этим поступать. Конечно же, форма проявления стала немножко иной. И будет неправильно рекомендовать родителям почитать литературу пятилетней давности, где были совсем другие ценности, ориентиры и, соответственно, реакции на то, как видит мир подросток. Значит, нужно подстраиваться под наступивший день и под наших детей. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-yanvarya-43_kak-nayti-obschiy-yazyk-s-podrostkom;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-yanvarya-45_kak-nayti-obschiy-yazyk-s-podrostkom

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс