Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (897) → Фома неверующий

Фома неверующий

№48 (897) / 27 декабря ‘16

Святая Земля

– Все мы учились в советской школе, Михалкова и проходили, и рассказывали. Я-то с детства знала о Фоме неверующем, но представила себе этого апостола во всей полноте его действительно противоречивой личности тоже только во взрослом возрасте, на Святой Земле.

Все-таки Фома неверующий – это апостол, который убеждался в Воскресении Христовом, влагая пальцы в ребра Спасителя. Он представляется мне совершенно по-другому, чем юноша, который презирал всех, кроме себя любимого (потому его аллигатор и съел).

– Да, апостол Фома совершенно другой. Действительно, это одна из самых противоречивых фигур в Библии, но и очень значимая. Все начинается, как мне кажется, с самого имени Фомы.

Дело в том, что Фома (на иврите «Теом») означает «близнец». Есть предположение, что апостол Фома был одним из двух братьев-близнецов, за что его так и прозвали. Другое предположение, что это прозвище было дано ему за некую раздвоенность в мыслях и чувствах, которая была ему свойственна. Действительно, Фома не был среди любимых учеников Господа. И если мы знаем Петра, Иакова и Иоанна как апостолов, которых Господь часто берет с Собой, открывает им какие-то тайны, то Фома во всех Евангельских ситуациях предстает перед нами сомневающимся – как бы в не очень приглядном для апостола виде. Скажем так: сомневающийся апостол, но тем не менее апостол. И, конечно, Господь не зря избрал Фому, как и остальных.

Все, как правило, начинается с детства. И, соответственно, нам будет невредно заглянуть в детство апостола Фомы. Родом он был из очень интересного города, который на иврите называется Банияс, а святитель Димитрий Ростовский в «Житии апостола Фомы» назвал его Пенеада – это одно и то же (несколько измененное) греческое произношение названия этого города. Банияс находится у самого подножия горы Хермон на севере Израиля, недалеко от нынешней границы с Ливаном. Во времена Господа там в большом количестве жили язычники – город был построен эллинами (греками), мы не знаем точно, когда, возможно за 300 – 400 лет до Рождества Христова. Само название города происходило от имени языческого бога Пана: Банияс – Паниес. Здесь был храм этому богу, в который ходили молиться язычники со всей Галилеи. Но ко временам Христа город уже назывался Кесария Филиппова (упоминание о нем мы находим в Евангелии – именно там произошла знаменитая беседа Господа с учениками: За кого почитают меня люди? Они предлагали разные версии, и тогда Господь спросил: «А вы за кого Меня почитаете?» Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», то есть исповедовал Его Спасителем). Это место – родина апостола Фомы.

Видимо, близкое соседство с язычниками и послужило причиной раздвоенности, которой страдал апостол Фома: еврею трудно жить в окружении язычников – с одной стороны, он верен своему Богу Истинному, Единому, и, видимо, Фома действительно искал правды, ожидал Мессию, иначе бы Спаситель не нашел и не призвал бы его. Но, с другой стороны, от язычников у него были и некоторые очень материальные представления о вещах – Фоме действительно нужно было убедиться в чем-то своими руками и своими глазами (желание пощупать и проверить – это чисто языческий подход: евреи молились в храме Живому Богу, у них не было статуи или иконы, а у язычников всегда были статуи, конкретные вещи, многие их обряды были тесно связаны с миром природы, реальностью, они не понимали, кому молятся евреи. А у евреев было много мистического, и в Ветхом Завете тоже). Соответственно, апостол Фома был несколько заражен, как мне кажется, этой языческой «микробой», «бактерией», и поэтому его характер так отличался от других.

В Евангелии Фома несколько раз задает вопросы или высказывает какие-то требования, реакция на которые Спасителя совершенно поразительна и приоткрывает нам настоящие причины того, почему Фома сомневается. Давайте вспомним эти моменты.

Самый первый случай показывает, что апостол Фома очень сильно боялся преследований римлян. Когда апостолы хотели вместе со Христом идти к умершему Лазарю, Господь сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». Что произнес Фома? «Пойдем и мы умрем вместе с Ним». То есть он больше других чувствовал надвигавшуюся опасность и очень боялся. В этой фразе и Иоанн Златоуст, и многие толкователи видят не решимость Фомы, а его страх. В другой раз – на Тайной Вечере. Иоанн Богослов, как любимый ученик, лежит на груди у Господа, Петр горячо обещает, что пойдет с Иисусом на смерть, везде будет с Ним, а что же Фома? Он говорит: «Господи! мы не знаем, куда Ты идешь; и как можем знать путь?» – «мы вообще не понимаем, что происходит». А как Господь отвечает Фоме? «А куда Я иду , вы знаете , и путь знаете. (…) Я есмь путь и истина и жизнь». Эти великие слова, которые мы сейчас встречаем в проповедях, видим в заглавиях книг, которые для нас как путеводная звезда, были сказаны в ответ на недоумение сомневающегося апостола Фомы.

И самый знаменитый случай, когда Господь являлся апостолам уже после Своего Воскресения. Перед Его распятием апостолы от страха рассеялись. Может быть, Фома оставался в родном городе Кесарии Филипповой, далеко от Иерусалима: пешком оттуда нужно было идти примерно две с половиной – три недели, поэтому он задержался дольше всех. И вот Господь уже являлся ученикам, а Фома ничего об этом не знал. И, когда они ему рассказали, ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И Господь является и говорит Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим!» Фома оказывается здесь главным свидетелем подлинности, истинности Воскресения Христова – если бы не его сомнение, если бы не персты, вложенные в раны Господа, мы могли бы до сих пор сомневаться, думая, что Христос Воскрес как некий дух, явился как Бог, а не во плоти. А здесь Господь показывает подлинность Своего Воскресения, таким образом подтверждая и пророчество (в том числе и Иезекииля) о том, что мы тоже воскреснем с телами. Его тело может проходить сквозь стены и двери, но оно имеет на себе раны, и Господь ест с апостолами, то есть показывает им Свою реальность, абсолютную материальность Своего Воскресения. И, видимо, Господь отлично знал искренность Фомы: он не стесняется задавать глупые вопросы, не стесняется показывать себя незнающим и сомневающимся. Господь делает его дивным богословом. Что отвечает Фома, потрогав раны Спасителя? «Господь мой и Бог мой!» Представьте, за 4 века до IV Вселенского Собора он исповедует две природы Христа: Господь мой – это к Человеку (господин) и Бог мой. Вот каким дивным богословом он стал! Этому посвящены стихиры Антипасхи: Фома исцеляется от своего неверия, становится дивным богословом и открывает нам истинную тайну Воскресения.

После этого Фома проповедовал, да еще как проповедовал: с апостолами он дошел до Индии! Ему досталась очень тяжелая область для проповеди, он обратил царя Индии и мученически окончил там жизнь. По приказу нечестивого царя воины одновременно пронзили Фому пятью копьями на высоком холме, и он умер как мученик за Христа. Так нам рассказывает Предание, житие апостола. Так что вот какой он удивительный – этот сомневающийся, великий богослов апостол Фома!

Я хочу еще вспомнить праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Ведь отсутствие апостола Фомы при Ее погребении позволяет нам убедиться, что Матерь Божия была вознесена на Небо. Он удивительный человек – эти его детскость, умение смиряться, идти не в ногу, не бояться показаться глупым...

– Да, это так. И поэтому, наверное, нам не нужно бояться иногда быть Фомой неверующим. Это лучше, чем быть таким верующим, как Иуда Искариот – он был верным апостолом, не сомневался ни в чем, только не в того бога верил. Он был уверен во всем: что сейчас будет царь, будет слава, он станет министром финансов при этом царе. Иуда был верен Христу, а потом предает, когда его вера разбивается в прах. А Фома ищет свою веру, он сомневается, но ищет. Господь открывает ему тайны, которые богословы только четыреста лет спустя будут решать на Вселенском Соборе, а Фома уже тогда знал их от Духа. Так что не надо бояться вопросов: это лучше, чем фальшь.

Записала:
Людмила Трубицына

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475