Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (880) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Полезные привычки и их формирование

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Полезные привычки и их формирование

№31 (880) / 16 августа ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №30 (879)

Вы сказали, что привычки идут по жизни с человеком, они могут формироваться и переходить из возраста в возраст. С вредными привычками надо бороться, а полезные взращивать в себе. Я где-то слышал фразу, что чем дольше ты идешь по жизненному пути, тем больше его определяет то, что уже пройдено. Можно сказать, что чем больше у тебя полезных привычек, тем больше они определяют правильность твоего поведения в дальнейшем?

– Я согласна с вами.

Юлия Александровна, если у ребенка еще не сформировалось достаточно полезных привычек, как требовать, контролировать и помогать ему взращивать их?

– Действительно, полезная привычка вырабатывается благодаря определенным чертам ребенка. Есть детки, которые очень рано начинают стремиться к аккуратности, самостоятельности, и это очень хороший залог того, что дальше у этой полезной привычки будут качественные результаты, то есть ребенок действительно будет прибираться очень старательно. Есть детки темпераментные, быстрые, импульсивные, которые вроде бы делают, но делают быстро; в этом случае я предлагаю родителям посмотреть на выработку привычки дифференцированно.

У ребенка аккуратного и старательного – привычка чистить зубы, он сам аккуратно их почистит, и т.д. Похвалите его, что он молодец и справляется сам, без напоминаний. Если ребенок темпераментный, который соскочил с постели, подбежал к раковине, начал чистить зубы и забрызгал все зеркало зубной пастой, тогда следующий этап выработки привычки будет: убрать за собой. Его привычка чистить зубы складывается из двух: почистить зубы и прибрать за собой. Если ребенок темпераментный, неаккуратный, то привычка покушать будет складываться из следующих действий: покушать, убрать посуду, помыть ее и убрать за собой после мыться посуды. И это нормально, когда ребенок поел, а потом прибрал за собой. Если у ребенка возникает вопрос: «Почему я за собой убираю, а остальные члены семьи – нет?», особенно если в семье несколько детей, надо показать ему разницу и сказать: «Смотри, если ты сможешь есть аккуратно, как твоя сестренка, то не будешь за собой убирать – убирать будет нечего. Но пока ты оставляешь грязь, имей привычку за собой убрать». Рабочее место ребенок тоже должен убрать, после того как приготовил уроки.

Вредная привычка взрослого может послужить примером для возникновения детской вредной привычки. А действует ли это правило, когда мы говорим о полезных привычках?

– Да, оно действует, но только с некоторой оговоркой. Родителю нужно комментировать эффект от этой привычки – он должен проговаривать, комментировать свои ощущения или мнение о полезной привычке, которая у него есть: «Как здорово, что я привык спать по режиму и мне легко вставать» или: «Делай зарядку, как я. Знаешь, какой прилив бодрости и сил после нее?». Эффект от вредной привычки ребенок быстро понимает, а полезная привычка связана с дополнительным усилием и трудом, поэтому ребенку нужно показать в чем «фишка» этого труда, какой мы получаем от него эмоциональный комфорт и замечательное настроение.

Если родитель действительно видит плюсы от того, что он делает зарядку или выполняет пробежку перед сном, тогда пусть он возьмет ребенка с собой и попробует с ним совершить это действие, сказать: «Замечаешь, как хорошо? Мы с тобой пробежались, пообщались, подышали свежим воздухом, теперь нам гораздо спокойнее будет спать», и т.д. То есть можно очень подробно пояснить, чтобы ребенок потом смог использовать эти слова в качестве мотивации и сказать себе: «Я снова хочу пойти». Занятия спортом или занятия в каких-то регулярных полезных процессах станут потом привычными для ребенка.

Например, помощь пожилым людям и внимание к ним.

– Абсолютно верно. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс