Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (879) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Полезные привычки и их формирование

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Полезные привычки и их формирование

№30 (879) / 9 августа ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №29 (878)

Юлия Александровна, сегодня поговорим о полезных привычках, их формировании, о том, как необходимо их прививать. Давайте сначала разберемся, что такое полезная привычка и какие привычки можно отнести к полезным?

– Полезная привычка – это модель поведения, которая становится для человека очень значимой, и эту модель поведения он выполняет автоматически, то есть совершает практически не задумываясь. И, конечно же, здорово, если такая модель поведения, совершаемая автоматически, работает на здоровье человека, на его хорошее настроение. Представьте, как было бы замечательно, если бы человек обладал привычкой создавать себе хорошее настроение и заботиться о своем здоровье – автоматически, не задумываясь, совершал полезные для себя действия.

Это на самом деле возможно: ребенок очень пластичен, он усваивает все и, как губка, впитывает в себя очень много информации. Чем раньше родители начнут формировать у него полезные привычки, тем скорее они станут для него автоматическими, выполняемыми абсолютно без напряжения. На определенном жизненном этапе он поймет, что многие действия совершает не задумываясь, но они очень полезные и правильные. К таким полезным привычкам большинство психологов относят гигиенические навыки – умение ухаживать за собой, умываться, чистить зубы, одеваться, готовить себе завтрак, завтракать, выходить вовремя, в одно и то же время и т.д.

Можно даже начать с привычки пораньше вставать, чтобы успевать сделать все, что Вы перечислили.

– Конечно, это привычка вставать так, чтобы все успевать. Все то, что я сейчас перечислила, формируется в семье благодаря родителям. Крайне нежелательный примером для формирования хороших привычек – родитель, который сам ложится поздно ночью. Ребенок не может уснуть из-за того, что родитель ходит, наливает чай, включает компьютер, и у ребенка происходит сбой собственного режима и программы выработки хорошей привычки вовремя ложиться спать и вовремя вставать.

Бывает, например, что родитель говорит, что он не хочет рано вставать и идти на работу, что он не может встать. В этом случае у ребенка не будет вырабатываться полезная привычка вставать с хорошим настроением, быстро совершать те действия, которые вполне уместны для утреннего времени.

То есть одно из первых правил – это образец. А еще какие правила есть?

– Конечно. Многократное повторение – залог выработки привычки. Как любая привычка, она имеет в своем основании реализацию какой-то потребности. Я думаю, что у каждого человека с утра есть потребность проснуться и в бодром состоянии приступить к каким-то делам. Если ребенок с утра встает вялым, но родители его встречают бодро и говорят: «Ты сейчас умоешься, и у тебя будет хорошее настроение и прилив сил!» – то мы прибавляем к многократному повторению упражнения еще своего рода внушение. Даже можно, если ребенок младшего школьного возраста, привнести какой-то игровой момент, чтобы закрепить привычку в положительном контексте. Например, после того, как ребенок умылся, отметить изменения и сказать: «Твой взгляд стал бодрее, ты стал гораздо живее», и т.д.

Если взять более серьезные привычки – например, такую актуальную привычку, как учить уроки, то, приходя со школы, ребенок старается отвлечь себя от этого занятия, и эта привычка никак не формируется. Крайне важно, чтобы у ребенка была потребность выучить уроки, и здесь на помощь родителю может прийти масса пословиц и поговорок. Например, «сделал дело – гуляй смело», «делу время, а потехе час», то есть какие-то пословицы, которые позволят убедить ребенка, что просьба родителя – не его личная просьба, а общественно одобряемый процесс, и то, к чему его приучает родитель, действительно социально значимо. Можно проговаривать и дополнять выработку привычек стишками, поговорками и потешками, тогда этот процесс становится еще интереснее, и ребенок, выполняя какое-то действие, приучая себя к чему-то, запоминает пословицы и поговорки. К примеру, поговорку «у нас порядок такой: поел – убери за собой», ребенок может проговаривать, убирая за собой.

Желательно, чтобы любая хорошая привычка вырабатывалась в позитивном контексте, при хорошем настроении, хороших установках родителя, с привлечением каких-то других условий и факторов, чтобы она закрепилась быстро и ненавязчиво. Большую ошибку совершают родители, когда формируют привычку наказанием, например, если нужно приучить ребенка прибирать за собой. К примеру, если ребенок не убрал и его наказывают, тогда у него создается впечатление, что родитель против него, что он его не понимает. Ребенок делает вывод – дело родителя, чтобы был порядок в его доме, и если родителю это надо, то пусть сам все делает. Как итог, действие не становится привычкой и задачей ребенка. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс