Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (871) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О поведении в храме

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О поведении в храме

№22 (871) / 14 июня ‘16

Традиции

Окончание. Начало в №21 (870)

И мама даже не ищет потерявшегося малыша...

– Разве это дело? Поэтому вопрос очень серьезный. С одной стороны, дети должны быть в храме, на молитве, должны с детства приучаться к храму. Но пусть они привыкают к храму как к величайшей святыне, благоговейно.

Готовясь к передаче, я по-думал: Путин приглашает раз в год на награждение детей из многодетных семей, и трудно себе представить, что родители не объясняют ребенку, что нужно делать и как себя вести. Представим, что начинается речь Президента В.В. Путина, и вдруг подбегает ребенок, начинает заглядывать в текст, дергать за брючину, залезать под пиджак… Тяжело себе такое представить!

Охрана тут же этого ребенка выведет.

– Не только охрана. Мама и папа не дадут этому произойти: они понимают, в какой обстановке они находятся.

Бог в миллионы раз больше, важнее, главнее. Я считаю, что все зависит от родителей, сам ребенок ничего пока не понимает.

В Покровский праздник я была у вас в храме, было очень много народу, много детей. И я наблюдала такую сцену: перед солеей на возвышении посадили детей, спиной к алтарю, как раз напротив диаконских врат. Я им говорю: «Как будут проходить священники, диаконы: расталкивая детей?»

– А их мамы думают, что в это время они находятся в благодати и выходят из храма намоленные, очищенные, получившие Божию благодать... Я не знаю, я в этом сомневаюсь.

Наверное, нужно взять с собой стульчики и посадить детей рядышком, если они маленькие и устают?

– Посадить рядом с собой и не позволять никакого общения. Я исповедовал людей в конце храма и наблюдал такую картину: мальчик с девочкой из разных семей встретились возле панихидного столика и разговаривали о своем. Спрашивается, что они делают в храме? Обсуждают свои детские дела. Дети должны стоять рядом со своими родителями – это просто закон.

Конечно, прошли те времена, когда мы чуть ли не всю Литургию передавали свечки, и даже во время Евхаристии тебя стучали то по правому, то по левому плечу. Храмов было мало, и они были полны. Сейчас уже люди стали приходить и ставить свечи заранее, но разговоры в храме остаются, и я не знаю, истребимо ли это? Наверное, только у староверов осталось так, что в церкви особо не поговоришь, иначе тебя просто выведут.

– Даже Амвросий Оптинский говорил: «За разговоры в храме Бог посылает скорби», то есть вразумления. Потому что до нас никак не доходит, что какие-то новости, события можно обсудить вне храма: зашли друг к другу в гости, чай попили. Как-то на проповеди я приводил такое выражение апостола Павла: «Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13, 16). И говорил, что будет замечательным примером и образом жизни, когда после воскресной службы вы будете приглашать друг друга в гости: сначала к себе пригласите, потом вас пригласят. И так воскресный день будет проходить в общении: что было на службе, что было за неделю, что доброго почитали, что назидательного услышали на телеканалах «Спас», «Союз», по радио «Радонеж», от духовника. Вместе пообедали, что-то обсудили. Если семьи многодетные, то вместе решили какие-то проблемы относительно воспитания: выплеснули все то, что хотели обсудить. И это будет с толком, с пользой. Но не во время службы, когда в результате половину службы не слышали. Храм не место общения, а вот общение после службы, думаю, – это добрая практика.

А после службы даже хочется пообщаться.

– Общение должно продолжаться. Каждый, кто меня сейчас слышит, должен начать с себя: первым пригласить к себе в гости. Мы же всегда выносим из общения что-то доброе, если только это правильный вектор, а не сплетни, не «перемывание костей». Я вспоминаю, как в Оптиной пустыни братия беседовали и вдруг начали кого-то обсуждать. Есть такая присказка «не в осуждение, а в рассуждение», но разницы никакой нет, все равно это сплошное осуждение. Один из братий имел такую харизму, такую благодать, внимательность, что подходил и говорил: «Братия, давайте о чем-нибудь хорошем». Это был намек на то, что мы говорим о нехорошем. И когда градус осуждения накалялся (а он тоже был в общем круге среди собеседников), он крестился и говорил: «Господи, дай Бог всем спастись». И тут же все немного отрезвлялись и «градус» осуждения убирали.

Замечательное умение – быть не ведомым, а ведущим. Апостол Павел говорил: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29). Мы должны об этом задумываться. А этот брат имел такой дар деликатности – вовремя гасить, вовремя останавливать. И этого не надо стесняться, бояться, это вовсе не признак какого-то неприличия.

Поэтому общение должно быть. Жаль, что в России не так, как в Греции, где под храмом находится нижнее цокольное помещение (типа конференц-зала) и люди имеют возможность выпить там чашечку чая, кофе и дальше пообщаться.

В некоторых храмах есть. Я знаю храм в Москве (настоятель – Владыка Марк, теперь он митрополит, с чем мы его поздравляем), где после каждой службы обязательно ставят самовар, люди приносят конфеты, печенье (о здравии, о упокоении), а Владыка сам всем разливает чай и все общаются.

– Это очень добрая традиция. Возвращаясь к теме поведения детей в храме, наших разговоров в храме: нужно чуть потерпеть, чтобы потом ту энергию, которая в нас есть, то желание пообщаться направить в нужное русло. Есть поговорка и в народе, и у святых отцов: «Всему свое время», то есть время молчать, время говорить и время слушать – всему свое время.

Отец Мелхиседек, а Вы знаете, когда чаще всего разговаривают в храме?

– Не догадываюсь.

А я скажу: перед Причастием и во время Причастия. Люди стоят более или менее сосредоточенно во время Евхаристического канона, когда выносят Чашу, но как только начинают читать молитвы ко Святому Причащению, все тут же расслабляются, особенно те, кто не причащается. Во время Причастия причащающиеся, естественно, идут к Чаше, а остальные стоят по углам и ведут разговоры. Не причащающийся человек в это время участвует в богослужении или он действительно свободен?

– Но он же не должен портить общую обстановку и мешать своими разговорами.

Что должен делать в это время человек, который не причащается?

– Мне очень нравится, что наше служение на телеканале «Союз» – это сотворчество и соработничество. Я многие вещи узнаю от мирян и от вас тоже учусь, потому что во время службы я нахожусь в алтаре и не могу видеть, что происходит. Теперь после ваших слов я себе немножко представляю ситуацию.

Это внутренняя культура человека. Если ты не причащаешься, это вовсе не значит, что ты свободен. Что бы я делал в это время? Вспоминаю себя мирянином: я читал Иисусову молитву, то есть мое общение с Богом продолжалось независимо от того, причащаюсь я или нет. Если я не причащаюсь и эти молитвы ко мне не относятся, мой разговор с Богом продолжается. И это драгоценнейшее время. Что такое молитва? Это беседа с Богом. А почему ты беседу с Богом оставляешь и идешь беседовать со своими друзьями?

То есть служба для тех, кто не причащается, продолжается?

– И служба продолжается, и твое предстояние перед Живым Богом продолжается. Не надо забывать, где мы, перед Кем и Кто на нас смотрит. Однажды в алтаре я позволил себе (в чем публично каюсь) небольшой «наезд» на собрата, священнослужителя, который то ли опоздал на службу, то ли что-то не то сделал. И ему показалось, что я говорил с ним на повышенных тонах (со мной такое бывает, потому что я человек взрывной). И вдруг он мне говорит, глядя на престол: «Отец настоятель, потише, нас слышат». Мне это было такое отрезвление! Тон был убран, тема была закрыта. И я подумал: у него было живое ощущение, где мы, а я забылся.

Думаю, что это доброе чувство, что «нас слышат», что в храме мы находимся перед Живым Богом. Так должно быть всегда, из этого чувства будет вырастать все – и воспитание детей, и твое личное поведение в храме. Когда нет живой веры, тогда возникают всякие вопросы. Поэтому будем просить самого главного, как мы слышим в Евангелии: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24).

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс