Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (871) → Главный дирижер Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков: Показать красоту русского духовного песнопения

Главный дирижер Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков: Показать красоту русского духовного песнопения

№22 (871) / 14 июня ‘16

Канон

Алексей Пузаков – руководитель Московского Синодального хора, член правления Русского православного хорового общества, главный хормейстер хора Государственной Третьяковской галереи, заслуженный артист России. Родился в Москве в 1966 г. С детства увлекался театром, литературой и музыкой. В 16 лет осознанно принял Крещение. Свой музыкальный церковный путь Алексей вспоминает так: «В престольный праздник Воскресения Словущего, когда в конце сентября на всенощной поются Пасхальные песнопения, храм был переполнен людьми. В давке я оказался вытолкнут на левый клирос, который располагался на приступке у западной стены четверика храма. «Ты что стоишь и молчишь? Подпевай!», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное песнопение стало делом всей моей жизни».

В 18-летнем возрасте Алексея Пузакова приняли на работу в должности чтеца и алтарника, а в 19 лет Алексей становится вторым регентом, управляя левым клиросом. Далее был первый профессиональный церковный хор – Архиерейский хор Виленской и Литовской епархии. Первым московским храмом, в котором Алексей Александрович руководил правым хором, стала церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Затем он был регентом правого хора Николо-Кузнецкого храма.

В 1994 г. Алексей Пузаков основал церковный государственный хор при Третьяковской галерее в храме-музее Святителя Николая в Толмачах. В 2006 г. Алексей Александрович был удостоен почетного звания – заслуженный артист России. Он награжден церковными орденами Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Иннокентия Московского. Весной 2009 г. совместно с настоятелем храма Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» митрополитом Иларионом (Алфеевым) начал работу по возрождению Московского Синодального хора. Алексей Пузаков возглавил новый коллектив, объединяющий 80 хористов и призванный стать ведущим профессиональным церковным хором России. Алексей Пузаков женат и воспитывает двоих детей.

Официально Московский Синодальный хор существует с 1721 года, но фактически хору более 400 лет (предтечей Московского Синодального хора был хор Патриарших певчих дьяков, существовавший с XVI в.), что делает его старейшим вокальным коллективом нашей страны. История хора оборвалась в 1919 г. Расскажите, пожалуйста, о возрождении Синодального хора и Вашем непосредственном участии в этом труде.

– Моя судьба сложилась так, что, когда я еще юношей ходил в храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где мы с вами беседуем, то застал регента и певчих, непосредственно знавших «синодалов», которые пели еще в дореволюционной России. После упразднения Синодального училища и этого коллектива многие певчие и регенты продолжали свою музыкальную жизнь – кто-то пел на клиросе, а кто-то стал преподавать. Я застал преемников тех традиций. Например, Николай Васильевич Матвеев – выдающийся регент, который трудился в этом храме.

Он здесь работал с 1948 года?

– Да, он стал регентом в этом храме после открытия церкви в послевоенные годы. С 1948 г. созидал здесь хор, который был известен и даже в советские годы записывал пластинки духовной музыки. Эти пластинки были популярны как в нашей стране, так и за рубежом. Тиражи были не очень большие, но хор был знаменит.

Хор под управлением Матвеева продолжал традиции Московской синодальной школы духовной музыки. В начале 80-х годов, когда я переступил порог этого храма, мне посчастливилось наблюдать эти традиции, впитывать их и получать советы и помощь от Николая Васильевича Матвеева. Так продолжалось некоторое время.

Я благодарен Господу, что моя судьба сложилась именно таким образом: когда я пришел в этот храм и услышал пение, мне в жизни больше не захотелось искать ничего иного, кроме как служить Богу и Церкви через церковное пение.

Придя в храм, Вы были еще некрещеным?

– Да, когда я пришел в этот храм, то был еще некрещеный.

Храм определил Вашу судьбу?

– Да, здесь сложились очень многие важные жизненные этапы. Здесь надо мной совершили таинство Крещения, и здесь я впервые причастился. Все мое воцерковление проходило в стенах этого храма.

Давайте вернемся к Николаю Васильевичу Матвееву – какие принципы работы с хором Вы переняли от него?

– Первый принцип – это, наверное, благоговейное отношение к духовной музыке. Духовная музыка – это слово и звуки, которые мы воспринимаем, и они призваны донести слова молитвы до Бога. Когда мы поем в церкви, то, в первую очередь, поем Господу, но то, что поет хор, одновременно должно быть понятно и прихожанам. Сейчас с этим есть определенные проблемы, современное развитие вокального искусства предполагает в первую очередь звучание, а во вторую тексты. Старые мастера умели добиваться подачи слова от хора. Я по мере возможности стараюсь это делать, но, наверное, не всегда получается так, как должно быть в идеале. С другой стороны, наша жизнь состоит из стремления к идеалу, и ты никогда не можешь сказать, что ты его достиг.

Середина и конец XIX в. в русской культуре были отмечены обращением к исконно русским традициям и искусству. Как перемены XIX в. отразились на творческой жизни Вашего хора? Какие традиции зародились именно в те годы и живут по сей день?

– Если мы вспомним историю богослужебного пения в России, то сначала пение было одноголосным, потом стали появляться многоголосья, но они были не те, которые мы привыкли слышать сейчас.

С конца XVII в. на Руси стало насаждаться так называемое партесное пение. Здесь много причин, и они не обязательно связаны со стремлением к развлечению, как говорят многие исследователи. Мы всегда должны понимать развитие музыки в контексте. Например, на Украине тогда уже широко употреблялись многоголосные распевы. Это был некий ответ искусству игры на органе: в те годы влияние западного искусства распространялось даже на Русскую Православную Церковь. Поэтому я бы не называл появление многоголосья неким упадком, это объективно сложившаяся реальность того времени. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-23-04;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-zasluzhennyy-artist-rossii-aleksey-puzakov-chast-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс