Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (870) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О поведении в храме

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О поведении в храме

№21 (870) / 7 июня ‘16

Традиции

Отец Мелхиседек, мы говорили, что некоторые программы будем посвящать ответам на вопросы телезрителей. Самый распространенный вопрос, казалось бы, обыденный, но требующий размышления, – это вопрос о нашем поведении в храме. Людей глубоко церковных, наверное, не так много, ведь после 80-летнего перерыва все мы, наверное, только воцерковляющиеся: в детстве, подростковом возрасте, юности мы в храм не ходили, многие пришли в зрелом возрасте, и говорить, что за 10 лет мы стали глубоко православными, просто невозможно. Мы, конечно, стараемся совершенствоваться, но не всегда это получается.

Итак, поведение в храме, особенно так же, как и Ваш, находящихся в так называемых спальных районах, где очень много народу, в том числе детей. Слава Богу, у вас в храме Святых Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворье Оптиной пустыни) в четверике стоят люди уже в большой степени воцерковленные: во время службы никто не ходит, не разговаривает.

– Стараются.

Со мной был такой случай: сзади меня стояла женщина со своей взрослой дочерью, и они разговаривали во время Евхаристического канона. Я повернулась и вежливо сказала: «Сестры, нельзя ли прекратить разговор? Идет Евхаристический канон, вы просто мешаете», на что женщина мне резко ответила: «А я рассказываю дочери, что здесь в храме». Но ведь об этом можно рассказать потом, после Литургии...

– Потом рассказать или стоять в конце храма, в западной стороне или по бокам, там, где нет близко людей. Во всяком случае, можно говорить на ушко: мы же должны думать о тех, кто находится рядом.

И вопрос о поведении детей в храме – конечно, Господь говорил: «Не запрещайте детям приходить ко Мне», но иногда эти слова Спасителя, может быть, истолковываются неправильно, и детям, с моей точки зрения, позволяют в храме непозволительное: мы часто видим, как они сидят на ступенях амвона спиной к алтарю, бегают… Отец Мелхиседек, давайте попробуем поразмышлять, как же нам прийти к миру и согласию в храме.

– Вопрос, с одной стороны, понятный и довольно простой. Все было бы в порядке, если каждый на своем месте исполнял свой долг, в том числе родители. Нельзя сказать, чтобы дети приходили в храм только по исключительным дням: на день ангела, Пасху, Рождество, как это было в советское время, свидетелем которого я был, потому что я тоже вырос и воцерковлялся в советское время, когда в Москве было только 40 действующих храмов. Кстати, я вспоминаю такую печальную картину, когда детей в храме вообще не было.

Их только крестить приносили.

– Да, только приносили крестить. На Рождество и Пасху детей не причащали – это был какой-то гласный или негласный запрет, их приносили причащать тайком, на ранние Литургии. А так много, как сейчас, детей в храме, конечно, не было, и это плохо.

С другой стороны, у нас сейчас совершенно другая жизненная обстановка, и если дети в храме, это, как мне кажется, накладывает на родителей чрезвычайную ответственность. «Благоговейны сотворите сыны Израилевы», – говорится в Священном Писании (Лев. 15, 31); «начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10). Я тоже наблюдаю такую ситуацию в нашем храме, и у меня даже сложился такой оборот речи: наш храм – как детская песочница. А вот этого быть не должно.

Мама бывает очень рада, что она пришла в храм, и считает, что сама его обстановка – ладан, богослужение, песнопения, церковная архитектура, иконы будут благотворно действовать на дитя, а оно пусть в это время занимается чем угодно. Это не так! Наглядный пример: когда я был еще в Оптиной пустыни, матушка священника приходила в храм с двумя сыновьями. Все понимают, что такое мальчики: в них много энергии. Это девочки бывают меланхоличные, с пониженным давлением, а мальчикам меланхолия не свойственна, у них очень много энергии, это потенциальные казаки, десантники, футболисты. И вот я наблюдал такую картину: одному ее сыну было 3 года, другому – 5 лет, один стоял у ее левой ноги, другой – у правой. Когда-то стоят, когда-то сидят на корточках, облокачиваясь на ее ноги. Я спрашивал, как ей это удается, и она рассказала: «Батюшка, я понимаю, что всю службу они не простоят, поэтому выхожу с ними на улицу, а в храм захожу, когда поется Херувимская, и они рядом со мной. Причащаемся, а благодарственные молитвы читаем уже дома». То есть мы должны быть в храме на тот краткий момент, когда ребенок может сохранять внимание. Это один из вариантов.

Теперь о младенцах, которые вообще пока ничего не понимают… Всякая проповедь, всякое общение священника с прихожанами требует сосредоточенности, внимания: не потерять мысль, идею, нить беседы. И вдруг – кричит один ребенок, другой, третий. А мамаша даже ничего не делает, она слушает проповедь. А то, что вокруг нее 15–20 человек не могут ничего услышать, потому что рядом кричит младенец, – это ее никак не касается, она об этом даже не задумывается. Младенцу проповедь не нужна, а людям нужна, и мать должна что-то делать. Поэтому в нашем храме мы завели такой порядок: говорим, пусть мамы одевают ребенка так, чтобы он мог находиться на улице, а грудных детей приносят в храм на момент Причастия. Для младенца этого будет достаточно.

Но возникает другая проблема: родители остаются без службы. Если семья полная, можно, например, решить вопрос так: родители меняются через воскресенье: мама – на службе, папа – на улице с ребенком. У нас, как в одном, так и в другом храме, где я настоятель, ведется уличная трансляция богослужения. И идя в храм, мы одеваемся не только для помещения, но как на прогулку, чтобы иметь возможность чуть дольше остаться на улице. Чем-то надо жертвовать и как-то надо приспосабливаться.

Маме нужно одеться потеплее и постоять на улице.

– Говорят: «Ребенку холодно на улице». А вы его одевали разве только для помещения? Это какое-то лукавство.

Гулять же с ребенком все равно надо.

– Совершенно верно. Вы завели ребенка на 10–15 минут в храм, причастили, и он опять на улице. А папа и мама между собой чередуются.

Если в семье только мама – ничего страшного, она тоже может послушать трансляцию на улице. Если бы ребенок был один в храме – это одно, а в нашем храме в субботу и воскресенье бывает по 20–50 детей, как в поликлинике. И тут, с одной стороны, умиление – дети в храме. А с другой, из-за них 200–300 прихожан не слышат молитвы, проповеди, хора…Поэтому мы должны об этом задумываться и руководствоваться не собственным эгоизмом, а молиться, чтобы для младенца были благодатными 10–15 минут пребывания в храме.

Однажды митрополит Филарет (Вахромеев), бывший экзарх Минский, сказал: «Дышите воздухом вечности». Вот я сейчас болею бронхитом, и возникла такая аналогия: раньше в поликлинике делали ингаляцию по песочным часам – 10–15 минут, а часами мы не дышали. Так и в храме: для ребенка 10–15 минут воздуха вечности будет достаточно. Для взрослого человека этого мало. Поэтому надо, чтобы ребенок и побывал в храме в самый главный момент, и чтобы он не мешал людям, которые находятся рядом с ним. Общая молитва Церкви о маме, папе, детях сделает так, что эти 15 минут, сопровождающиеся неиспорченным настроением и молитвой прихожан, сделаются для ребенка благодатными, как если бы он все время был на богослужении (всенощной, Литургии).

Помните, как в Евангелии: «И в одиннадцатый час пришедшие равную мзду приемлют с первыми». Ну не может ребенок на Литургии простоять возле ног мамы час или полтора (хотя, опять же, это зависит от мамы). И я видел маму, которой это как-то удавалось, потому что она обращала на это пристальное внимание. А когда дитя просто пустили в храм и оно само где-то бегает… У нас в храме однажды на престольный праздник дежурный взял девочку на руки (как памятник воину-освободителю в Берлине, который держит на руках спасенную девочку) и спрашивает: «Чей ребенок?» Ребенок четырех-пяти лет потерялся в храме. (Окончание следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс