Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (870) → Игумен Нектарий (Морозов): О силе воли

Игумен Нектарий (Морозов): О силе воли

№21 (870) / 7 июня ‘16

Духовная жизнь

Отец Нектарий, действительно, силы воли порой не хватает на самые элементарные вещи: прочитать домашнее правило, сходить на богослужение, когда ты устал... Что же такое сила воли, с духовной точки зрения?

– Все, что касается нашей жизни духовной, имеет аналоги и в сфере чисто физической. Например, у вас нет сил нести из магазина сумки с продуктами. Что с этим делать? То ли приносить меньше продуктов, то ли найти кого-то, кто будет их приносить за вас, то ли вообще отказаться от покупок... Конечно же, все это решения совершенно невозможные. Если вдруг выясняется, что руки настолько слабы, что не держат сумки, то очевидно, что нужно начать заниматься физкультурой, брать гантели, начинать укреплять мышцы. Тогда и появятся силы приносить домой сумки из магазина. Это элементарный образ, но, я думаю, вы понимаете, о чем я говорю.

Дело в том, что каждая из присущих человеку сил, будь то сила его рук, ног или же сила воли, может определенным образом укрепляться, умножаться, а может, наоборот, сводиться к совершенно ничтожному минимуму. Но если с руками-ногами все просто – здесь помогут турник, брусья, гантели и утренняя пробежка, – то относительно силы воли все, с одной стороны, намного сложнее, а с другой проще: никаких дополнительных снарядов не надо. Мы укрепляем нашу силу воли, когда мы себя к чему-либо понуждаем. Понятно, что понудить себя, человека с расслабленной волей, еле-еле в этом смысле живого, на какой-то великий подвиг оказывается практически невозможно, – да это и не требуется. Но есть вещи, которые для нас посильны, которые мы можем заставить себя делать. И именно с них и нужно начинать.

В частности, имеет огромное значение такая вещь, как труд самодисциплины. Например, мы едим в день определенное количество раз. Допустим, человек решает для себя, что ему достаточно завтрака, обеда и ужина. Но потом он понимает, что его желудок требует еще двух чаепитий в день, чтобы его не беспокоил панкреатит или гастрит. Получается, что для него необходимы пять приемов пищи в день. А вот могу ли я принять для себя такое простое решение – помимо пяти приемов пищи, шестой, седьмой (и так далее) раз пищу не принимать? Смогу ли я после ужина, когда до отхода ко сну у меня осталось еще три-четыре часа, не есть ничего все это время, не лакомиться чем-то, ведь все эти дополнительные приемы пищи мне не нужны? Но мне хочется что-то съесть – я иду и ем: я иду в этом навстречу своим пожеланиям. Либо я себе отказываю в них – это просто и достаточно легко, даже полезно для моего здоровья. Усилие ничтожное, но через это укрепляется воля.

Или, допустим, я знаю, что мне нужно вставать в определенное время; я завожу на это время будильник, и он звенит в назначенный час. Когда я его ставил, то понимал, что мне действительно нужно встать в это время, чтобы успеть сделать все, что я запланировал. Но вместо того чтобы встать, я продолжаю лежать. Я понимаю, что 5 – 10, может, даже 30 минут я еще пролежу, но мне это ничего не даст: за это время я не высплюсь, а буду постоянно просыпаться и только потеряю время, которое мне было нужно, чтобы успеть сделать все домашние дела, прежде чем выйти из дома, – умыться, помолиться, позавтракать, собрать необходимые вещи. Поэтому я делаю усилие в тот момент, когда звонит будильник, и встаю. Как встать, когда вставать не хочется? На самом деле, это очень просто. Вырабатывается определенная реакция: зазвонил будильник – я поставил ноги на пол. Дальше совершил еще ряд неких действий – тоже простые, элементарные, – и я встал.

Сейчас мы говорим словно о парализованных людях, о самих себе мы говорим, как о людях с парализованной волей, но вот эти простые действия выводят волю из состояния паралича. Когда человек начинает себя понуждать четко и ответственно выполнять подобного рода необходимые действия, тогда его воля получает некую базу, чтобы укрепляться и служить уже более серьезным задачам. А дальше – поступательный труд.

Я понудил себя сначала на что-то совсем простое, потом понудил на что-то более серьезное, и этот труд приводит к определенным, весьма ощутимым результатам. Не говоря уже о том, что я это делаю не только для своего удобства и достижения каких-то земных, пусть и очень важных, целей, но и чтобы таким образом иметь силы хранить верность Богу и угождать Ему, а в этом, безусловно, мне будет помогать еще и Господь.

Я так понимаю, что сила воли – это не только качество, которое человек приобрел, но и конкретный выбор в каждой конкретной ситуации. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что человек, который в глобальных ситуациях проявляет себя решительным и волевым, в мелочах, о которых мы сказали (не встать вовремя или поесть лишний раз), оказывается безвольным?

– Человек – существо, в значительной степени зависящее от своих навыков. Мы об этом постоянно забываем, и нам кажется, что мы всегда будем такими, какие есть сейчас. Но ведь человек может двигаться как в одну, так и в другую сторону, а стоять на месте получается достаточно редко.

Если опять обратиться к аналогии в земной жизни, так сказать, к физической плоскости нашего бытия, мы увидим массу примеров такого рода. Все люди рождаются с определенными физическими данными, но кто-то, будучи от природы крепким и сильным человеком, умудряется совершенно разрушить свое здоровье, свою физическую крепость нездоровым образом жизни. А кто-то рождается слабеньким, хиленьким, но начинает заниматься спортом, и спустя некоторое время мы видим, что этот человек превращается в богатыря. То же происходит и в духовном плане. Человек либо трудится над собой и меняется, либо нет. Когда у человека появляется навык к самопреодолению, для него это становится, как ни странно, естественным. Не насилие над собой, не постоянное насилование своего естества, нет – просто постепенный, поступательный труд самопреодоления, шаг за шагом.

Мы понимаем, что сила воли может воспитываться упражнениями. Хотелось бы получить от Вас наставления в таких упражнениях – может быть, какие-то конкретные дела, опорные моменты, за которые человек может зацепиться и понять, что он не сворачивает опять куда-то в сторону, не происходит откат назад, а все-таки движется, опираясь на эти подсказки.

– Не нужно искать какие-то специальные упражнения, не нужно их изобретать, разыскивать в книгах, в интернете: их предлагает сама жизнь. Просто нужно настроиться на определенный лад.

Суть не в упражнениях, а в определенном настрое. Я должен понять: чтобы жить полноценно, чтобы состояться как христианину и просто как человеку, необходимо себя преодолевать. Надо себя убедить в том, что это не страшно и не трудно, ведь пока я не заглядываю куда-то вдаль, а вот здесь, на этом маленьком пятачке готов к этому труду самопреодоления. Я начинаю с самых простых вещей: когда кладу куда-то некую вещь, и она образует начало будущего беспорядка, я понимаю это, и мой настрой на самопреодоление говорит, что я сейчас никуда не пойду, не сяду и не лягу, в телевизор не уткнусь, а пойду и положу эту вещь на то место, где она должна лежать. У меня мусорное ведро уже с горкой, скоро из него уже все начнет вываливаться на пол, но я не буду ждать этого момента, а прямо сейчас – хотя мне этого и не хочется – открою дверь и пойду выброшу мусор. Я вижу, что мне нужно пол помыть или подмести и опять-таки не буду откладывать до того момента, когда на полу можно уже будет огород разводить, а займусь им сейчас.

Из этих крошечных вещей все и складывается. Просто надо понять, ради чего все это делать. Ради того, чтобы быть полноценным человеком и христианином, как ни странно. Ради этого выбрасывать мусор вовремя, ради этого избегать беспорядка в доме, вовремя вставать, не лениться вечером почистить зубы, когда уже спать хочется, и прочая, и прочая.

Вот из таких мелочей все и состоит, это все одушевлено, всему этому придается некое намерение – научиться преодолевать себя, сначала в мелочах, а потом в чем-то более серьезном. Конечно, мы говорим о вещах, которые могут показаться и смешными, и мелкими, но опыт общения с людьми и с самим собой говорит о том, что это не мелочь. Эти вещи бывают достаточно трудными, и без того чтобы преодолеть себя в них, не будет никакого преодоления себя в чем-то глобальном и по-настоящему серьезном. (Окончание следует)

Записала:
Татьяна Башилова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс