Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (870) → Протоиерей Андрей Канев: Надо смириться и не искать большего

Протоиерей Андрей Канев: Надо смириться и не искать большего

№21 (870) / 7 июня ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №20 (869)

Ольга Баталова: – Мы продолжаем знакомиться с наследием святителя Игнатия (Брянчанинова). Творения этого выдающегося писателя, проповедника, опытнейшего духовника, глубоко образованного богослова и строгого аскета на протяжении почти 150 лет наставляют тех, кто ищет спасения – среди них монахи, миряне, люди воцерковленные и новообращенные, мудрецы и простецы. Всех их объединяет поиск истины. И хотя найти ее непросто, святитель Игнатий подсказывает, как это можно сделать.

«В первую очередь, мы должны признать ограниченность наших познаний, – пишет святитель. – Уж если она обнаруживается нами при исследовании мира материального, то при познании мира духовного, мы обязаны помнить о ней». В сочинении «Слово о смерти» он пишет: «При исследовании любого материального предмета мы пользуемся различными вспомогательными средствами: иногда телескопом, иногда микроскопом, иногда чем-то иным, и занимаем для исследования подходящую позицию.

Так же надо действовать при исследовании духовных предметов. Если мы увидим и осознаем ничтожность наших средств к приобретению познаний и ничтожность самих познаний, то мы обязательно почувствуем настоятельную нужду в Божественном Откровении. Ибо без него мы ничего не можем рассмотреть в духовной жизни».

Почему нам важно об этом помнить?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Святитель Игнатий говорит о правильном настроении христианина при изучении таких глубоких тем. Действие Божие на человека можно узнать: чудеса происходят с тобой или с близкими, и ты этому доверяешь. Один мой родственник перебегал улицу, и вдруг почувствовал толчок в грудь, а вокруг не было ни одного человека. Он резко останавливается – и мимо него быстро проезжает машина. С точки зрения естественных наук, это никак не объяснить. Это было в день памяти святого Георгия Победоносца, и этого человека тоже зовут Георгий. Понятно, что это было прямое вмешательство Бога: не время ему было попасть под эту машину. И он на тот момент духовно встрепенулся – пошел в Церковь.

Ответов на вопросы о существовании невидимого и загробного мира, того, как он устроен, мы получаем от Господа в Священном Писании ровно столько, сколько нам полезно знать и сколько мы можем вместить. О чем говорят нам эти слова? О том, что мы сами не можем без Бога познать устройство духовного мира. Какой-то видимый предмет мы можем увидеть, потрогать, обойти – и еще не всегда поймем, что перед нами, если это незнакомый предмет.

– Если показать древние цилиндрические печати человеку несведущему, он не поймет, что это и зачем. Глядя на каменный цилиндр, на боковой поверхности которого находится резьба, и не поймешь, что это печать. Они использовались в древнем мире как удостоверения личности автора документа или в качестве подписи. Секрет печати был в том, что при прокатывании цилиндра по глине получалось выпуклое изображени: рисунки и орнаменты на печати были вдавленными. Не каждый современный человек разберется, как использовать эту вещь или как ее изготовили. И если в материальном мире нам не все понятно – в духовных вещах, загробном мире мы понимаем намного меньше.

Протоиерей Андрей Канев: – Мы должны усвоить себе то, что мы ничего не знаем о духовном мире, с точки зрения человеческих возможностей познания. Мы очень грубы, слепы, Господь оберегает нас от разнообразия знаний о подобных вещах, открывая о невидимом мире столько, сколько мы можем понять. Нам надо смириться и не искать большего. У нас должно быть целомудрие ума, согласие с знаниями, которые нам открыты в Евангелии. Иначе можно уйти в ложное учение. Есть христианские темы, которые понятны и «невооруженным глазом», например, страсти и грехи. Мы их понимаем, знаем о них: ты сегодня поел много или поругался, или осудил кого – тут все понятно. А вещи невидимого мира – здесь должно быть согласие с тем, что мы знаем, чему должны научиться доверять. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс