Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (848) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Какой должна быть надежда?

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Какой должна быть надежда?

№47 (848) / 15 декабря ‘15

Архипастырь

Сегодняшнее Евангелие (Лк. 8, 41–56) рассказывает нам о двух людях с одинаковой надеждой, надеждой на полноценную жизнь, и том, как эта надежда принесла свои плоды. Эти истории учат нас тому, какой должна быть надежда. Женщина не могла вылечиться, и понимала, что источник ее болезни заключается в чем-то большем, чем ее плоть. Она понимала, что для того, чтобы вернуть себе здоровье, должна сделать выбор, который всегда перед нами, но на который мы так редко соглашаемся. Этим выбором для нее была вера.

Вера, – это не просто убежденность в бытии Божием. Наверное, трудно сегодня найти человека, который убежденно мог бы сказать, что Бога нет. Скорее найдется человек, который будет говорить о своей вере, приводя разные доводы бытия или небытия Божия, но при этом требуя, что бытие Божие должно быть подтверждено, и именно подтверждено для него. Мы всегда требуем действа Божия в нас. При этом не всегда понимая, что Господь всегда делает первый шаг навстречу, но следующие шаги Он делает только вместе с нами.

Эта женщина, прикоснувшись ко Христу, внутренне была готова, что после этого прикосновения она обязательно поменяет свою жизнь. Как правило, именно об этом мы всегда думаем, когда горячо молим Господа. Мы говорим: «Господи, я поменяю дела своей жизни». Мы понимаем, что именно эти изменения могут быть самым большим даром для Него и Его силой в нас.

Не знаем, какие обещания дала эта женщина. Но знаем, что ее прикосновение было осознанным. Это был ее последний шанс. И Христос спрашивал, кто прикоснулся к Нему, не для того, чтобы найти виновника того, что Он почувствовал в Себе изошедшую силу, но для того, чтобы эта сила в этом человеке по-настоящему подействовала, Господь призвал ее сделать этот важный шаг. Она обнаружила себя. Поклонившись Ему, рассказала о своей истории. «Иди с миром», – услышала она в ответ от Бога.

Он не требовал от нее никаких особых поступков, Он не требовал от нее всецелого изменения всей своей жизни или чего-то такого, что могло быть невероятно по тем меркам. Он сказал ей – живи теперь с миром. И этот мир наступил не тогда, когда у нее остановилась кровь, когда она исцелилась. Этот мир наступил тогда, когда ее сердце оставила злоба, оставил грех ее сердце, когда она все свое внутреннее сознание изменила готовностью исполнить Его слово, дала обещание изменить свою жизнь: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48).

В это время, когда вокруг все удивлялись торжеству веры, когда все вокруг говорили «надо же, какое удивительное чудо произошло», когда все продолжали обнимать эту женщину и говорить ей «какая ты счастливая, ты вновь стала целой, к тебе вернулся мир, который ты потеряла, а с ним вернулось здоровье», когда это торжество наступило – в жизнь людей врывается страшная весть: девочка, к которой шел Христос, двенадцатилетняя отроковица, единственная дочь в семье, умерла.

Можно только представить себе, что начало происходить с теми людьми. Да что представлять и говорить об этих людях? Стоит лишь обратиться к себе самому: как бывает, ты чувствуешь торжество веры, когда все становится на свои места, как бывает, ты чувствуешь силу, вернувшуюся в твою жизнь, и тут же приходит испытание веры твоей, и как быстро ты делаешь шаг назад.

Кажется, только сейчас ты говорил: «Да я все могу пережить». Кажется, только сейчас ты говорил: «Я познал Бога и силу Его». Кажется, только сейчас ты говорил: «Теперь ничего мне не страшно, и в моей жизни есть сила, имя которой Бог». Только сейчас ты прославлял Его имя и тут же ужасаешь сам себя некой новостью и забываешь о силе своей веры.

Она умерла – эти слова стали испытанием не только для отца, который, конечно, в ужасе услышал о своей дочери страшную весть. Эти слова стали испытанием и для всех людей, которые там находились. Все зашумели, ужаснулись. И Христос сквозь этот шум постоянного человеческого недоверия, постоянного человеческого смущения, постоянного человеческого чванства, этой бесконечной, ни на чем не основанной тоски, жажды, которую не могут утолить, потому что не верят, – говорит отцу девочки: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8, 50).

Кто-то сказал: «Как можно верить? Как можно верить, если смерть дышит в лицо? Ну на что можно еще надеяться? Все. Смерть победила опять, опять она победила, и опять она забирает кого-то из наших». Кто-то сказал: «На что еще тут можно надеяться? Очевидные вещи происходят».

Но смерть, как и грех, ворует не жизни. Она делает еще более страшное, когда отнимает веру, когда лишает надежды, когда наша вера разбивается о нас самих. Когда мы перестаем доверять, смерти в нас становится больше. Когда мы перестаем верить в жизнь, смерть начинает мало-помалу овладевать нами. Не верим в Жизнь с заглавной буквы, имя которой Сам Бог.

Придя в дом, Христос говорит: «Она спит». Над Ним смеются. И не будем спешить осуждать тех людей, которые ухмылялись над Ним. Сколько раз во мне, в моих поступках дьявол смеялся над Богом, когда мы отдаем себя во власть греху, и когда присутствие Божие для нас становится уже почти невозможным. Согрешая, согрешаем. Преступая, преступаем. И падаем все глубже и глубже. Смеемся над Ним.

Войдя в дом, Христос воскресил эту девочку. Народ опять изумлялся, опять верил, опять с ужасом говорил: «Бог с нами». А затем Его привели на Голгофу, и там казнили.

Парадокс сегодняшней истории заключается в том, что участники ее, пожалуй, каждый из нас. Когда мы так зримо, так ощутимо, всей своей жизнью прикасаемся к Самому Богу, и также всей своей жизнью отпадаем от Него.

Почему это происходит? Кто-то скажет: «Мы слабые люди. Мы очень слабые, и поэтому так происходит в нашей жизни». Кто-то еще найдет какую-то причину. У каждого этих причин может быть много. Но самая важная, пожалуй, самая главная причина этим происходящим вещам – нашего и поклонения, и отпадения от Бога – в том, что мы неблагодарны бываем Ему.

Наша благодарность Богу заключается не в словах, а в поклонении той женщины, которая в этом поклоне преклонила всю свою жизнь, совершенно изменив ее. Наша благодарность заключается в трогательной вере и надежде отца, который приходит к своей мертвой дочери, и ему говорят – «ты только веруй, не бойся». И он, превозмогая свою боль отца, потерявшего только что единственную дочь, надеется на Него. Потому что больше не на что ему надеяться в свой жизни, потому что если он эту надежду сейчас выпустит из рук, навсегда останется наедине со смертью, в которую поверил. Благодарность отца была в том, что он Его не прогнал, что он не посмеялся над Ним, что он не сказал Ему: «Знаешь, теперь уже все: я не успел, Ты не успел. Мы ничего не можем сделать». Сила отца заключалась именно в том, что он до конца верил, даже когда не услышал голос своей дочери, он не прогнал Его, а вместе с Ним до самого последнего момента был, пока дочь не вернулась к жизни.

Сила веры в нас живет, когда мы благодарны Богу в своих поступках, в своих делах, когда мы, не зависимо ни от каких тяжких обстоятельств своей жизни, как бы они плотно и надежно нас не связывали, из последних сил, никогда не отворачиваясь от Него, движемся в Его сторону и говорим Ему: «Господи, верую, помоги моему неверию».

Сегодняшняя история – и с исцелением кровоточивой женщины, и с воскрешением дочери Иаира – это история, которая однажды совершившись, продолжается в каждом из нас. Послушаем голос Спасителя Христа, который говорит сегодня нам: когда останавливает во мне болезнь – говорит: «Иди с миром». Когда останавливает во мне смерть – говорит: «Не бойся, только веруй». И пусть это Божественное слово каждого из нас укрепляет в нашей живой вере.

А сейчас, за Божественной литургией, вспоминая милости Его, вспоминая Его неизреченную к нам любовь, принесем Ему нашу благодарность, как к Отцу, принесем Ему нашу любовь, как к Отцу, – всю свою жизнь. И вместе со святителем Иоанном Златоустом воскликнем: «Слава Богу за все!».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс