Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (848) → Митрополит Минский и Заславский Павел: Дело спасения – это Божественный дар и действо Бога

Митрополит Минский и Заславский Павел: Дело спасения – это Божественный дар и действо Бога

№47 (848) / 15 декабря ‘15

Архипастырь

Вот приближался XXI век, все мечтали о том, что новое тысячелетие будет без войн, они прекратятся, и все будут жить в мире; однако этого не произошло, и битвы, войны все еще продолжаются. Думаю, что вряд ли они имеют под собой только какие-то экономические обоснования или какую-либо неприязнь, – а как Вы считаете, в чем заключается духовная основа любой войны?

– Наверное, следует обратиться к словам Христа Спасителя, Который, отвечая на вопросы Своих учеников, говорил о том, что надлежит быть и войнам, и землетрясениям, и мору, и гладу и нищие всегда будут.

Та греховная жизнь, которую ведут люди, совершая грехи, преступления, преслушание Богу, живя по своим человеческим страстям, похотям, приводит к тому, что люди, которые утратили подлинную любовь к Богу, ближним, оказываются способными на все. Ведь любовь к Богу и людям имеет чрезвычайно важное значение для каждого из нас – она основана на жертвенности, на желании ради Бога, ближних пожертвовать самым дорогим и даже своей жизнью. А когда люди утрачивают эту любовь, эту жертвенность по отношению к Богу и друг другу, то вместо этого появляется, конечно, чувство эгоизма: «Я» – самый любимый, дорогой, и для себя, самого любимого, я готов на все». Особенно ХХ век и нынешний ХХI век наполнены такой эгоистичной пропагандой, новым духом времени – «бери от жизни все!» Конечно, все это основано на атеистическом образе жизни.

Те же, кто верит в Бога и загробную жизнь, живут совершенно иначе: они понимают, что жизнь на земле – это временное явление, что здесь надо жить так, чтобы можно было войти еще и в Небесное Царствие, чтобы после смерти иметь жизнь вечную. А для этого необходимо потрудиться, от чего-то отказаться – ради этого нужно жить. Ведь чтобы стяжать благодать Святого Духа, надо помогать нуждающимся, жить так, как учил Христос Спаситель. Но если я в Него не верю, не верю в загробную жизнь, то тогда, конечно же, наступает «новая эпоха» в моей жизни, появляются «новые» эгоистические идеалы. Такие люди любят только самих себя и живут только ради самих себя, ради удовлетворения страстей и наполнения желудка, и в этом отношении они уподобляются животным. Они наполняют свои желудки и живут только одним стремлением: взять от жизни все только для самого себя.

И конечно, утрата любви приводит к тому, что все больше и больше людей начинают жить ради себя, а это, в свою очередь, приводит к тому, что не все хотят в этом случае трудиться, но зато все желают жить хорошо и получать удовольствие от жизни. Тогда наступает такой момент, когда люди начинают обращать внимание на то, как живут окружающие, и, соответственно, начинают им завидовать, а позавидовав, начинают стремиться к самообогащению. Все это приводит в итоге к тому, что нормальный образ жизни между людьми просто извращается. А если это еще приобретает массовый характер в обществе, а если еще к власти приходит самолюбивый, тщеславный человек, который из-за своих корыстных целей готов идти на все? Думаю, мы сегодня из новостей можем увидеть очень много таких ярких примеров, когда люди ради личного или корпоративного обогащения готовы идти на все: и на ложь, и на обман, употреблять насилие. А те, у кого есть вооруженные силы, применяют и их, и при этом восстает народ на народ и царство на царство. Я думаю, что именно в этом кроется причина ныне существующих войн.

Конечно, сегодня и люди, и государства приобрели такое количество оружия, что если они все вместе его употребят, то, наверное, и вообще не останется жизни на Земле. Многие руководители государств, которые имеют огромный запас вооружения, понимают, что при таком применении произойдет самоуничтожение, а жить ведь все равно хочется, поэтому нужно как-то договариваться. И сейчас существуют какие-то блоки, соглашения между государствами о том, чтобы жить в мире и согласии, а иначе мы друг друга давно бы погубили. Так что утрата любви к Богу, людям, попытка жить по своим страстям, похотям, занимаясь самообогащением и самоудовлетворением, – все это приводит к военным действиям и конфликтам.

Благодарю Вас, Владыка! Теперь перейдем к вопросам наших телезрителей. Телезрительница из Подмосковья спрашивает: «Можно ли во время службы молиться о некрещеных, неверующих, про себя, в мыслях?»

– Одно дело в мыслях молиться – это да, а другое дело, что мы все прекрасно понимаем: у нас есть свои правила, свои особые ограничения, и во время православного богослужения мы молимся только о тех, кто является членами нашей Церкви. То есть свои записки мы подаем для того, чтобы поминали православных крещеных людей. Но обратите внимание, когда диакон (или если его нет, то священник) произносит ектении, то в них не делается акцент на то, упоминается крещеный или некрещеный, верующий или неверующий человек. Мы ведь когда молимся о властях, о воинстве, то не говорим конкретно «о православных властях», «о православном воинстве». В церковной молитве, в ектениях, в возгласах Господь настолько все премудро устроил, что мы молимся о всех. А Господь Сам знает, к кому проявить, «пробавить» милость Свою. Но мы молимся и просим: «Господи, помяни всех вождей, всех воинов, власть имущих, всех путешествующих по морю и по суше, всех в темницах и больницах находящихся, всех скорбящих» – и не делаем при этом никакого разграничения, акцента. Так что церковная молитва всех объемлет.

Конечно, все мы желаем помолиться о своих некрещеных родственниках, и если кто-то из них уже усопший, то почему бы и не помыслить: «Господи, я вот общался с этим человеком, но он, к сожалению, не был крещен, упокой его в селениях праведных!» А если это касается живых, то надо молиться примерно так: «Господи, помоги ему, вразуми и наставь его на путь истинный!» Так что такая молитва в храме вполне допустима.

Телезритель из Свердловской области душевнобольной. Он спрашивает: «Как быть? Как спасаться с такой болезнью?»

– То, что вы о себе так сами говорите – как о душевнобольном, то это уже очень хороший, серьезный знак. И если критически, наверное, к себе отнестись, то все мы душевнобольные, только у нас разная степень духовного заболевания. Именно поэтому мы не понимаем, не осознаем того, что грех ранит, наносит вред душе каждого человека.

А как спасаться? Так же, как и любой человек, мы должны понимать, осознавать следующее: «Я грешен, а значит я душевнобольной, и потому, Господи, моя душа больная – я ранил ее своими грехами. Прошу Тебя, исцели душу мою грешную!» А как ее исцелить, как излечить? Конечно, нужно приносить покаяние в своих грехах, исправлять свой прежний порочный образ жизни, вставать на правильный, спасительный путь. А уже дело спасения – это Божественный дар и действо Бога. С нашей же стороны нужно сделать все возможное: принести покаяние и исправить, преобразовать свою жизнь, стараться вести праведный образ жизни, стремиться делать добрые дела, совершать молитвы и жить по заповедям. Это относится ко всем, – как я уже сказал, мы все душевнобольные. Каждый грех, пускай даже самый маленький, как мы иногда говорим – ежедневный, наносит рану моей душе, а значит – я душевнобольной. А рану эту надо лечить! Лечить покаянием, исправлением своей жизни, исполнением заповедей, совершением добрых дел. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс