Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (846) → Убиты за веру

Убиты за веру

№45 (846) / 1 декабря ‘15

Память

Продолжение. Начало в №38 (839) – №44 (845)

Во время массовых репрессий в районе Егоршина, в селе Мостовском, был расстрелян священник Петр Попов, 35 лет, в селе Шогрышском расстреляли священника и множество граждан.

Требы в селе совершал входящий священник из села Сарафановского Флорентий Троицкий. 28 июля (ст. ст.), приехав в Шогрышское, он узнал, что диакона этого села Николая Петровича Пономарева арестовали и увезли на общественные работы в штаб полка на станцию Егоршино. Не спасло от ареста 52-летнего диакона и то, что он был, что называется, из народа. Окончив народное училище, он более 30 лет прослужил простым псаломщиком, причем 16 лет в селе Шогрышском, и только за два года до революции был посвящен в диаконский сан.

Квартиру священника разграбили. В серебряной дароносице, похищенной из дома священника, но уже без ковчежца со Св. Дарами и Чаши, один «товарищ» носил табак.

15 августа ночью красноармейцы ворвались в Шогрышский храм, разбили кружки и унесли не только деньги, но и ковер. 18-го числа, после Литургии в Шогрышском храме священник Флорентий Троицкий, боясь полного осквернения храма, увез из него антиминсы, Дары и миро, опасаясь, что святыни эти могут быть похищены и осквернены.

Точная дата и место смерти диакона Николая Петровича Попова не установлены. О гибели священника села Таушканского Василия Инфантьева, убитого в это же время, имеется мало источников, так как село это находилось вдалеке от железной дороги и не играло большой стратегической роли.

В воспоминаниях участника 1-го батальона Крестьянского советского полка И. А. Ослоповского сообщается о восстании в селе Таушканском, но дат не приводится. Согласно воспоминаниям, в штаб, располагавшийся в деревне Елкино (ст. Антрацит), поступили сведения о вооруженном восстании в селе Таушканском (в 8 верстах по плохой дороге от станции и в 12 верстах по хорошей дороге от Сухого Лога, занятого белыми). Во время восстания члены волостного совета были захвачены и убиты местными казаками и кулаками из местных жителей, с которыми вместе был священник. После приезда карательного отряда казаки ускакали в район Сухого Лога, а оставшийся священник как участник восстания был схвачен.

«Как сейчас помню высокую прямую фигуру этого человека с головой, убеленной сединами. Это был тип библейского праотца Авраама. На все вопросы он не давал положительных ответов и упорно отмалчивался».

Восстание казаков в селе Таушканском происходило в районе 11–12 августа, во время первых боев за станцию Антрацит. Более недели красный отряд держал оборону села Таушканского, но 19 августа решили отступить. Вечером село опустело, а утром в него вошел белый отряд капитана Вержболовича. По-видимому, только после этого тело 64-летнего священника Василия Инфантьева обнаружили и со всеми почестями погребли.

Когда красные начали принудительную мобилизацию, то в большинстве сел встретили отпор местного населения. Где-то мобилизация была сорвана без последствий для жителей, а в большинстве случаев для подавления «восстаний» присылался карательный отряд, расстреливавший и бравший в заложники местных авторитетных жителей.

Убитыми по причинам, связанным со срывом принудительной мобилизации, можно считать священников с. Егоршино Константина Словцова (20 июля / 2 августа), села Коптеловского Николая Удинцева (25 июля / 5 августа), священника Платона Горных в селе Сарафановском (27 июля / 9 августа) и пресвитеров села Мироновского Иоанна Шишова, Иоасафа Панова и его сына Сергея Панова, священника села Клепининского (Лягушино) Константина Попова (1 / 13 августа).

В селе Коптеловском в ответ на приказ о мобилизации по инициативе жителей села Аромашевского, расположенного между Егоршино и Коптелово, были устроены митинги с участием представителей от 15 окрестных волостей. На этих собраниях приняли резолюцию: «В Красную армию не вступать, большевиков не поддерживать». Взятые на фронт насильно, при помощи карательных отрядов, целой ротой (180 человек) с ружьями и пулеметами близ села Голубковского Ирбитского уезда перешли к белым. В деревне Деево крестьяне организовали вооруженное сопротивление мобилизации. Отказались от вступления в ряды Красной армии и жители села Коптеловского.

В организации сопротивления мобилизации был обвинен священник Вознесенской церкви села Николай Удинцев. Священника расстреляли прямо в алтаре храма, по всей видимости, вечером, так как в тот вечер в церкви должна была торжественно праздноваться память св. целителя Пантелеимона. По другим сведениям, озверевшие красноармейцы подняли его на штыки. Случилось это 25 июля (7 августа) 1918 года.

Убийцей священника Удинцева следственная комиссия А.В. Колчака называла некоего бандита Соловьева, уточняя, что он принимал участие в убийстве Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Из опубликованного расследования Н.А. Соколова известна личность убийцы: Ефим Андреевич Соловьев, комиссар юстиции Алапаевска. Член Алапаевского совдепа, он вел переписку с Белобородовым (в январе 1918 – январе 1919 Александр Белобородов был председателем Уральского облисполкома и член Уралобкома РКП(6). В июле 1918, после консультаций с Москвой, по приказу В.И. Ленина и Я.М. Свердлова, подписал приказ о расстреле Императора Николая II и его Семьи. Одновременно приказал уничтожить в Алапаевске еще ряд членов Императорской фамилии. – Прим. редакции) о судьбе заключенных князей и их слуг. По всей видимости, судьбу священника Удинцева также решил он.

Священник села Сарафановского Ф.И. Троицкий писал, что еще с конца июня, после занятия Шадринска белочехами, в Ирбитском уезде было введено военное положение. В газетах началась травля священнослужителей, без всяких причин шли аресты не только священников, но и церковнослужителей. Началось бегство священников с приходов.

Одним из клириков, вынужденно покинувших свой приход, был священник села Покровского Платон Горгониевич Горных. Последние дни жизни, а именно – не позднее 11 июля (н. ст.) и по день своей смерти 9 августа (н. ст.), он скрывался в других селах.

Причиной бегства стала травля священника со стороны начальника Егоршинского отряда А. О. Павловского. Воспоминания последнего оставлены в 1930-е гг. Согласно этим воспоминаниям, причиной преследований священника стал июльский донос военкома села Покровского. В донесении священник обвинялся в том, что до революции был председателем Союза русского народа, что в настоящее время советскую власть не признает и, пользуясь своим авторитетом, подрывает доверие сельчан к большевикам. В вину ему ставились и общение с диаконом церкви села Больше-Трифоновского, у которого под видом инженера и родственника скрывается бывший князь, и встречи с бывшим исправником Екатеринбурга и бывшим крупным извозопромышленником.

Павловский задержал Платона Горных в с. Покровском и не расстрелял только потому, что защищать священника вышла толпа из 500 сельчан. В Егоршино, куда его привезли, с целью «получить разрешение на расстрел», тоже собралась большая толпа рабочих из Покровского, не давшая его расстрелять. (Продолжение следует)

А.В. Печерин,
г. Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс