Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (846) → Под покровом святой Екатерины

Под покровом святой Екатерины

№45 (846) / 1 декабря ‘15

По святым местам

Издавна в Российском государстве строительство монастырей на новых землях считалось важным и необходимым делом. Так, первый епископ Тобольский и Сибирский Киприан, узнав, что на реке Нейве поселились крестьяне, повелел построить здесь монастырь. И с 1621 года в селе, которое позже назвали Монастырским, появилась Спасская Богоявленская обитель. В 1711 году в монастыре построили церковь Святой Екатерины.

Иеродиакон Серафим (Шанин), помощник настоятеля монастыря Новомучеников Российских (г. Алапаевск): – Храм в то время был деревянный. В город Алапаевск его перевезли примерно в 1792 году, и он находился на территории металлургического завода. Со временем он оказался на нынешнем своем месте.

Когда старые лиственничные бревна пришли в негодность, встал вопрос о замене дерева на кирпич. Но добровольных пожертвований на это не хватало. И тогда за строительство новой церкви взялись благочестивые купцы.

Иеродиакон Серафим: – По случаю исцеления дочки купцы семейства Черных построили каменную церковь, а деревянную разобрали.

И с 1915 года жители Алапаевска смогли молиться в новом белокаменном храме Святой Екатерины Александрийской. Не только молитва и покаяние, а еще и добрые дела на благо прихода были проявлением их любви к Богу.

Иеродиакон Серафим: – Этот храм рос постепенно. Не сразу появился и богатый иконостас – тот, что мы сейчас видим, это подарок рабочих металлургического завода. Как видно, каждая деталь изготовлена с душой, мастера делали его не только с молитвой, но вкладывали сюда всю душу. Именно поэтому Церковь молится за тех, кто создавал храмы, делал иконостасы и участвовал каким-либо образом в строительстве.

Своды нового храма украсили росписи, фрагменты которых сохранились в купольной части до наших дней. А для служения в церковь приезжали священники из Свято-Троицкого собора, к которому Екатерининский храм был приписан. Небольшая однопрестольная церковь несла людям исцеление и душевную радость, под покровом святой Екатерины мирно и тихо шла жизнь прихода на окраине Алапаевска.

Но с началом революции жизнь уездного города и его храмов изменилась. В 1918 году советская власть привезла сюда настоятельницу Марфо-Мариинской обители Великую княгиню Елисавету Феодоровну с инокиней Варварой, Великого князя Сергея Михайловича с секретарем Федором Ремезом, князя Владимира Палея и трех братьев, сыновей Великого князя Константина Константиновича – Иоанна, Константина и Игоря. Город Алапаевск стал местом их последнего пристанища, а Свято-Троицкий собор и Екатерининская церковь – последними храмами, которые посещали алапаевские мученики.

Через несколько месяцев после жестокого убийства их тела достанут из шахты и перенесут в храм Святой Екатерины.

Иеродиакон Серафим: – Алапаевские мученики были занесены в храм. Здесь было большое количество людей, уже приехали и священнослужители. Кто приезжал до всенощного бдения, служили литии и панихиды. При большом стечении народа их перенесли в Свято-Троицкий (Алексеевский) собор большим крестным ходом.

Промыслом Божиим маленькая кладбищенская церковь стала местом, куда собираются на молитву не только прихожане, но и многочисленные паломники, которые приезжают сюда, чтобы поклониться святым преподобномученицам. В Екатерининской церкви пребывают иконы святых Елизаветы и Варвары с частицей мощей преподобномученицы Елизаветы. В тревожные годы массовых репрессий и закрытия храмов Екатерининской церкви удалось не только уцелеть, но и сохранить первозданный вид.

Иеродиакон Серафим: – Действительно, храм не закрывался, – правда, есть один момент, который можно назвать отрицательным,– в нем в 1930-е годы служили обновленцы. Когда наступали испытания в начале XX века, многие люди колебались и ломались под гнетом безбожной власти. На тот момент очень многие люди предавали своих товарищей, прихожан, сослужителей и уходили в обновленцы. Но что поделаешь! Зато храм в принципе не закрывался, и многие люди отмечают это: в другие храмы приходишь, разные ощущения, в одном так, в другом так, а в храм Святой Великомученицы Екатерины все приходят отдыхать душой. То есть чувствует человек, что в храме не прекращалась молитва, непрестанно совершалась Литургия, и это очень важно.

В годы Великой Отечественной войны Патриаршей Церкви вновь возвращается Екатерининский храм. Начиная с Великого Четверга 1944 года, в доме Божием восстановилось богослужение по православному чину.

А ранней весной 1954 года храм обрел чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница». Икона была написана в Русском Пантелеимоновом монастыре в Греции и привезена в Бобровский Алексеевский женский монастырь, находившийся неподалеку от Алапаевска. Когда в 1919 году большевики стали реквизировать монастырские ценности, произошло чудо – икона «Скоропослушница» стала настолько тяжелой, что ее не могли сдвинуть с места. Настоятельница Бобровской обители матушка Таисия повесила на нее свой крест. Так святыню удалось сохранить от поругания, и долгое время икона пребывала в деревне Калганово.

После молитвы, обращенной к святыне, неоднократно происходили чудесные исцеления, о чем свидетельствуют дары иконе – многочисленные серебряные крестики и ожерелья.

Иеродиакон Серафим: – В начале 2000-х иеродиакон Анисифор приехал сюда со смертельным диагнозом, но все-таки надежда теплилась, и вера теплилась, и любовь теплилась. Он молился здесь, находился 40 дней на клиросе, спал, ночевал там, на службы ходил так же, как и все люди, но большую часть времени проводил в молитве. По молитве Матери Божией он исцелился.

С восточной стороны от алтаря храма Святой Екатерины находится скромная могилка, дорожка к которой проторена в любое время года, – здесь похоронен старец Тимофей.

Иеродиакон Серафим: – Старец не только по своим годам, но и по духовному опыту жизни, помогал людям, молился за людей, по его молитвам бывали различные чудеса и исцеления. Может быть, не так сильно он известен, но для местных людей очень дорог.

Когда он родился и откуда родом, никто не помнит, но известно, что его родной брат жил в Алапаевске. С ним он ходил в паломничество в Иерусалим. Духовным отцом старца Тимофея был святой Иоанн Кронштадтский, с которым он вел переписку. До революции старец жил в затворе, а после поселился при Екатерининской церкви, продолжая уединенное молитвенное жительство. После смерти старца Тимофея люди стали приходить на могилку с молитвенными просьбами.

В церкви находится множество старинных икон, собранных из разных храмов и спасенных от уничтожения.

С 1995 года Екатерининский приход был приписан к мужскому монастырю Новомучеников Российских и сейчас стал монастырским подворьем. История этой святыни тесно переплетается с историей Алапаевска и всей нашей страны. Несмотря на то, что храм переживал сложные времена, святая Екатерина Александрийская всегда была заступницей этого святого места и ходатаицей за него пред Господом Богом. И Он никогда не оставлял Екатерининский храм и его прихожан без вышней помощи и утешения.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс