Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (842) → Святой Николай Кавасила. «Изъяснение Божественной литургии»: Таинства составляют жизнь во Христе

Святой Николай Кавасила. «Изъяснение Божественной литургии»: Таинства составляют жизнь во Христе

№41 (842) / 3 ноября ‘15

Книжная полка

Праведный Николай Кавасила – замечательный представитель византийской традиции исихазма, выдающийся православный богослов и литургист 14 века. Самое значимое сочинение святого Николая посвящено церковным таинствам, потому как, по его мнению, «именно таинства составляют жизнь во Христе». Получая жизнь, мы начинаем ее в Крещении; движемся, продолжая жить в таинстве Миропомазания; существуем, ибо содержанием нашей жизни является Евхаристия. Но что мы знаем об этом главном таинстве? На многие вопросы, которые касаются Святого Причащения, ответит книга святого Николая Кавасилы «Изъяснение Божественной Литургии».

В ней собраны его сочинения, посвященные толкованию Божественной литургии, ее обрядов, а также священных одежд православных священников. Св. Николай, последователь великого византийского исихаста свт. Григория Паламы, несколько меняет направление исихастской мысли с исихазма монашеского на исихазм для мирян, нисколько не меняя самого духа этого знаменитого православного движения. Он обращается к литургическому наследию христианской Церкви и рассматривает главный смысл таинств Церкви и ее богослужения с точки зрения исихастской идеи о необходимости прижизненного соединения с Богом через Причастие нетварной Божественной благодати.

Святой Николай Кавасила родился около 1320 года в Фессалониках в аристократической семье. Представители его рода играли видную роль в церковной и политической жизни Византии, начиная с 11 столетия. В 40-х годах 14 века Николай получил классическое образование в Константинополе. Начиная с 1341 года, Кавасила активно участвовал в политической и религиозной жизни страны.

На протяжении многих лет он был другом и советником императора Иоанна Кантакузина, поддерживал его во время гражданской войны. В августе 1345 года Николай с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами. Через 2 года Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Но жители Солуни не приняли святителя Григория, и тогда оба они – Палама и Кавасила – направились на Святую Гору Афон.

О жизни Кавасилы после 1353 года сохранились лишь отрывочные свидетельства. Известно, например, что в этом же году, когда пустовал патриарший престол Константинополя, архиерейский собор в числе трех кандидатов в патриархи выдвинул и мирянина Кавасилу. Этот факт свидетельствует о выдающихся дарованиях и авторитете святого Николая. Еще известно, что в 1354 году он произносил хвалебную речь при вступлении на императорский престол Матфея Кантакузина, сына Иоанна. Спустя 9 лет св. Николай прибыл в Фессалоники на похороны своего дяди Нила, а позже и своего отца. Вероятная дата его собственной кончины – 1397 или 1398 год. Спустя почти 600 лет, в 1982 году, он был канонизирован Греческой Православной Церковью. Память святого совершается 3 июля.

Стоит отметить, что даже краткий перечень сочинений святого Николая Кавасилы свидетельствует о его литературной многосторонности и плодовитости. Количество только его богословских трудов превышает полтора десятка. Но, к сожалению, широкому кругу русских читателей он известен в основном как автор сочинения «О жизни во Христе». В сравнении с этим произведением, труд о Литургии не менее значим.

Следуя устоявшейся традиции, автор объясняет Литургию как символическое воспроизведение жизни Христа, но при этом его понимание смысла Литургии, в отличие от предшественников, выходит далеко за рамки символического.

Так, например, святой автор пишет о приготовлении к Литургии: «В священнодействии Святых Таин (честные) Дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь. Цель его – освящение верных, которые получают чрез (приобщение) Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное. Пособием и приготовлением как по отношению к самому делу (преложения Святых Даров), так и в отношении к достижению цели (священнодействия) служат молитвы, псалмопения, чтения из священных книг, одним словом, все, что священно совершается и возглашается и пред освящением, и по освящении даров. Ибо, хотя Бог подает нам всякую святыню даром, и мы ничего не можем принести Ему, и (Его дары) суть в строжайшем смысле дары, однако Он настоятельно требует от нас, чтобы мы были способны и принять святыню, и сохранить. Людям, не приготовленным к сему, Он и не подал бы освящения».

Затем автор освящает такие вопросы, как: «Почему Честные Дары не с самого начала полагаются на престоле?», «Почему полагается не весь хлеб, но вырезается особая часть?», «Для чего Господь повелел творить это в Его воспоминание?». Кроме того, святой Николай объясняет следующие моменты Святой Литургии: начальное славословие, антифоны, молитвы, читаемые во время богослужения.

Изучая данный труд, читатель откроет для себя духовное измерение привычных чинопоследований и элементов богослужения, что позволит ему с новыми мыслями и чувствами еще более глубоко проникаться благодатной жизнью Православной Церкви как мистического Тела Христова.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс