Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (842) → Протоиерей Максим Плетнев: Основой внутреннего конфликта является жизнь вне Бога

Протоиерей Максим Плетнев: Основой внутреннего конфликта является жизнь вне Бога

№41 (842) / 3 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Наверное, стоит начать с повторения основ: что такое зависимость и куда уходят корни зависимости?

– Если обратиться к психологии, то существует около тридцати разного рода зависимостей – не только от психоактивных веществ (наркомания и алкоголизм), этот перечень можно продолжить: это и зависимость от компьютерных игр, вообще от компьютера, зависимость от работы (трудоголизм), еды и т.д. В первую очередь стоит вопрос о том, как формируется у ребенка и далее у молодого человека зависимое поведение. Если мы хотим вырастить ребенка, не склонного к зависимостям, то надо обращать внимание на этот вопрос.

Что касается людей, страждущих пьянством и наркоманией, то, конечно, в их детстве была какая-то основа, которая выразилась в дальнейшем в пристрастии к веществам. Огромное значение имеет семья, в которой воспитывались эти люди: если родители в разводе, то это очень сильно влияет на жизнь детей (крушение семьи воспринимается ребенком как крушение всей его жизни); зависимость родителей также имеет очень большое влияние на последующую зависимость детей. К сожалению, сейчас есть люди, у которых родители были наркозависимые. Если раньше мы говорили, что наркомания выросла на алкоголизации русского и советского народа, то сейчас мы наблюдаем тех зависимых, у кого наркоманами были не только мама и папа, но, возможно, бабушки и дедушки. И это оказывает огромное влияние. Бывают ситуации, когда молодой человек, видя пьянство родителей, никогда сам не употребляет алкоголь, но такое случается очень редко, скорее наоборот: поведение родителей закладывает определенный алгоритм дальнейшего поведения самого ребенка.

Формирование зависимого поведения, конечно, происходит в детстве, а дальше оно развивается в соответствующее отношение к жизни, и, как показывает практика, невозможно удалить одну зависимость (например, от компьютерных игр у ребенка), чтобы она не вылилась в другую. В душе этого человека есть какой-то внутренний глубокий конфликт, который необходимо разрешить: он компенсирует зависимым поведением какие-то внутренние душевные потребности своей личности. К зависимому поведению ведут какие-то травмирующие обстоятельства в детстве, но чаще всего они связаны с семейной жизнью родителей. Это не значит, что благополучной семье ничего подобного не грозит, потому что еще большой вопрос, какую семью считать благополучной. Наша практика показывает, что часто наркоманами становятся молодые люди не только из трудных семей, но и из семей учителей, медиков. Почему? Вопрос открытый. И здесь мы приходим к выводу, что даже если с точки зрения современной светской морали и социальных норм семья считается нормальной, к сожалению, это не означает, что она является таковой на самом деле.

Прежде всего ребенку тотально не хватает любви. Как сказал один батюшка на одной из конференций, когда рассуждали о том, какой позитив есть в наркомании (хотя такая формулировка и странно звучит), зависимый человек ищет любовь. Мы, христиане, говорим о том, что он ищет любовь Божию, скорее всего не осознавая этого. Эту любовь он не находит и заменяет ее вот такими суррогатами счастья, не настоящего, ложного. Любое психоактивное вещество дает ощущение блаженства (переводя на церковный язык), но это блаженство не настоящее, искусственное. С одной стороны, позитив в том, что такой человек ищет любви, нуждается в ней, но основная проблема алкоголизации и наркотизации людей состоит в отсутствии этой любви: человек не видит ее и в Боге, потому что он отрезан от Бога своей греховной жизнью, которая протекает вне обращения к святыне, к благодати Божией. И часто не видит любовь и в ближних. Все это рождает того самого зависимого человека.

Возникшая зависимость редко уходит навсегда: если человек впадает в активную наркотизацию или алкоголизацию и ему можно поставить настоящий наркологический диагноз, то эти болезни не совсем излечимы. Есть люди, которые действительно, в том числе и при помощи Божией, в результате активной церковной жизни полностью отходят от зависимостей и не возвращаются к этим грехам. И то есть опасность рецидива. А у большей части таких людей борьба с алкоголем и наркотиками может растягиваться на всю жизнь. И это надо осознавать, к этому надо готовиться, тут нельзя чувствовать себя победителем. К сожалению, те или иные зависимости могут подстерегать человека на протяжении всей его жизни. От таких падений не застрахованы ни молодые люди, ни пожилые.

Недавно у нас был День трезвости – новый праздник, установленный Священным Синодом, а более правильно сказать – восстановленный, так как он был исторически введен в церковную жизнь в 1914 году. Как все мы знаем, через три года произошла революция, и многие благие начинания церковной жизни были сломаны, в том числе и трезвенническая работа. Празднование Дня трезвости было восстановлено в 2014 году, ровно через сто лет. И хотя этот праздник широко отмечался в 2015 году, многие о нем даже и не слышали, к сожалению. Есть благословение священноначалия праздновать День трезвости 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. И когда мы говорим о трезвости, то, конечно, здесь надо четко осознавать, что это не только воздержание от алкоголя: можно быть пьяным от любой страсти. Духовное состояние падения есть состояние опьянения страстью. Поэтому если человек поддерживает свою душу в трезвом состоянии, внимательно следит за своим духовным миром, то он уходит от опасности падения в эти грехи. Но здесь все зависит от нашей внутренней самоорганизации: от самодисциплины, от активного участия в церковной жизни, под которой я понимаю не социальную работу, а внутреннюю работу над собой, то есть борьбу с грехом; таинства Исповеди и Причастия – вот основы церковной жизни. Если это есть, тогда человек держится, в каком-то смысле застрахован от таких ситуаций, но опасность все равно существует, и надо всем быть внимательными.

Хотелось бы спросить о таких «вспомогательных» факторах, как стресс, переутомление на работе, перегруженность, которые заставляют человека «расслабляться» посредством алкоголя. Насколько это приемлемо и насколько это связано с зависимостью?

– В прошлую встречу мы говорили, что порой некоторым людям алкоголь представляется как «нежный, пушистый зверек»: посидели в приятной, хорошей компании, что-то пригубили, все так дружественно и вроде бы все слава Богу. Но мы четко должны осознавать, что за алкоголем стоит настоящий зверь. Алкоголь, по сути, тот же наркотик, только легализован в нашей общественной жизни в отличие от других наркотических средств. И за подобным расслаблением с помощью алкоголя стоит сатана, который ходит, как «лев рыкающий, ища, кого поглотить». Если у кого-то есть такая тенденция расслабляться с помощью алкоголя, то надо держать ухо востро и очень внимательно относиться к своей духовной жизни. Порой и люди, облеченные духовным саном, впадают в эти грехи, и это свидетельствует о том, что подобные страсти представляют собой очень серьезную угрозу для жизни. Поэтому призываю нас еще раз к трезвению.

Не только этот грех представляет такую угрозу, а любая страсть губит человека. Несмотря на наше какое-то пассивное отношение к церковной жизни, нам следует быть в трезвении и духовном рвении. Апостол Павел говорит: «Веру не угашайте». Должен быть огонь веры, и если он есть и сердце уязвлено Христом, тогда в этой жизни негде быть страстям. Если есть главная печаль человека, что он живет вне Бога, что Бог от него отошел, если он постоянно делает какие-то шаги к Нему, то здесь нет места наркотикам и алкоголю. А если жизнь праздная и в ней есть много места для пустого времяпрепровождения, если присутствует стресс (а времена у нас сейчас действительно непростые и в экономическом, и в политическом плане), значит есть место и унынию, и зависимостям. Хотя здесь нет прямой связи: как показывает духовная практика, социальное и имущественное положение не приводит ни к святости, ни к погибели. И в нищете человек может проклинать Бога и ближних и всех ненавидеть, так же и в богатстве; и в нищете человек может прославлять Христа и являть высокие христианские подвиги, и в богатстве человек может быть истинным христианином. Еще и еще раз призываю всех нас, и себя прежде всего, к внутреннему христианскому горению, без которого невозможна настоящая жизнь.

Следующий вопрос поступил к нам через группу в социальной сети «ВКонтакте»: «Как правильно молиться о пьющем близком человеке?»

– Мы сейчас вспомнили о Дне трезвости, который прошел в этом году, и прежде всего мы его отметили молитвенно. По благословению Священного Синода, а в нашей епархии и по особому распоряжению митрополита Варсонофия, в каждом храме после Божественной литургии 11 сентября был отслужен специальный молебен, текст которого составлен и благословлен Священным Синодом в 2014 году. Можно найти в интернете текст молебна о страждущих от алкоголя или наркомании и взять оттуда прекрасные слова молитв и сами ектеньи или попросить батюшку отслужить этот молебен. Помимо этого есть возможность помолиться иконе «Неупиваемая Чаша», почитать акафист – прекрасный молитвенный текст, который направляет наши мысли на молитву к Богу о наших страждущих близких.

Можно и своими словами молиться. Есть такие традиции, что какие-то иконы сугубо от одной беды. Я даже видел церковный ларек, где стояли иконы и над ними было написано: «от головной боли», «для квартиры», «на учебу», то есть не писалось, какая это икона (Богородицы или святого), а ее прямое предназначение. На мой взгляд, это некий оккультизм в Православии, а молиться надо Богу и Богородице и, конечно, святым. И здесь возможно выбирать того святого, который близок сердцу, бывают даже любимые святые, с которыми человек чувствует особую духовную связь.

Есть очень хороший совет Иоанна Кронштадтского по поводу молитвы: совершая свое обычное молитвенное правило, держать в голове мысль о какой-то своей нужде, беде или просьбе к Богу. Допустим, написано в молитвослове прочесть «Господи, помилуй» двенадцать раз, значит нужно во время произнесения этой молитвы каждый раз иметь в виду и просить у Господа помощи и помилования нашему близкому страждущему человеку. И тогда вся наша обычная молитва будет наполняться этой просьбой, главной болью нашего сердца на сегодняшний день. Конечно, зависимость наших ближних – это беда и боль сердца, трагедия, с которой и надо обращаться к Отцу нашему Небесному.

Вопрос немного не по теме, но касающийся иконы: «Когда умерла бабушка, икону, которая была в гробу, отдали внучке. После этого она не смогла выносить и родить ребенка и до сих пор не выздоровела. Может ли икона принести несчастье? Что нам с ней делать?» Просят также помолиться о болящей Ольге.

– В жизни бывает множество ситуаций, и порой человеку свойственно соотносить их с какими-то событиями и делать из этого какие-то многозначительные выводы. То, о чем говорится в вопросе, называется суеверием. Я даже не знаю такой приметы, что нельзя брать такую икону. Есть традиция, чтобы икону, которая была в гробу, не хоронили вместе с усопшим: ее приносят домой, и она стоит как память об усопшем. Как образ Божий или образ Богородицы может повредить нам в жизни? Никак. Но человеку порой свойственно какую-то тяжелую жизненную ситуацию сопереживать и соединять с каким-то поступком или событием и надумывать. Здесь, наверное, человеку просто трудно смиренно принять тот или иной жизненный вызов, уготованный нам Господом. А когда нет твердой церковности, то возникает такое оккультное восприятие мира. Я встречал ситуации, когда свекровь и невестка (интеллигентные и приличные люди) рассказывали мне как пастырю друг про друга, что одна колдует на другую – и наоборот, хотя никто из них никогда ничем таким не занимался. Но их личный конфликт они пытались объяснить через такое оккультное восприятие жизни, что было неразумно.

Суевериям не надо поддаваться: мы полностью в руках Божиих. Что такое суеверие? Это вера в суетное, когда то, что должно принадлежать Богу – власть Божию, мы приписываем кому-то или чему-то: черной кошке, зеркалу, какому-нибудь числу (например, числу «тринадцать»). Я слышал, что где-то (не в России) в домах даже отсутствует тринадцатый этаж, что, конечно, является глупостью. Мы полностью во власти Божией. Здесь мы должны осознавать: или мы отдаем себя Богу и принимаем от Бога все, как Иов многострадальный принимал все искушения, через которые Господь ему даровал пройти, а если мы не под Богом, тогда, конечно, возможны и другие влияния. Надо четко осознавать, что я с Богом, как в ладони у Бога, и Господь сделает со мной все, что хочет. Это правильный христианский взгляд на жизнь. И никакой злой человек не может на меня повлиять, он не сильнее Бога; или я верю в Бога, или в какого-то колдуна, колдунью, которые могут что-то наговорить и сглазить меня. При этом мы не отрицаем возможности действия темных сил в этом мире. Есть бесовский мир и его влияние на нашу жизнь, возможно и влияние колдунов, но если человек твердо стоит в вере, то парадигма его жизни – взаимоотношения с Богом и любое событие – в руках Божиих.

Вы являетесь руководителем Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании. Что Вам видится и открывается с высоты руководящей должности этого Центра?

– Честно говоря, у нас достаточно маленький Центр. Открывается то, что есть возможность получать церковную помощь зависимым людям и созависимым – их родственникам. Такие люди могут обращаться в Церковь, и в этой области есть определенные направления социального служения. Например, в нашей епархии есть наш Координационный центр, нам можно позвонить в будние дни с 10 до 17 часов, у нас открытая линия, по сути – это телефон доверия, можно позвонить и обсудить эту проблему по телефону: 8-911-170-54-04. Звоните. У нас есть добрые дела в этом направлении, есть целый ряд церковных проектов. Так, в Русской Православной Церкви есть около шестидесяти реабилитационных центров – это реально работающие проекты, которые помогают зависимым людям, а не пустые цифры на бумаге.

У нашего Координационного центра есть своя реабилитационная программа, свой дневной стационар, но мы помогаем людям проходить и другие реабилитационные программы, поэтому можно нам звонить, мы вам поможем, подскажем, куда обратиться, где найти информацию. Мы столкнулись с тем, что отсутствие информации – одна из основных проблем на сегодня. В нашем регионе тем, кто просит, помощь оказывается, ее достаточно: проекты есть, они работают, и тем людям, которые обращаются за помощью, не отказывают. Но не отлажен механизм вхождения зависимых людей в программы помощи, часто у них нет мотивации: сами зависимые не мотивированы получать помощь, они этого не хотят, помощи ищут родственники. Здесь есть свои сложности, которые родственники могут помочь преодолеть, мотивируя своего близкого человека на лечение, в каком-то смысле даже заставляя его.

В идеале, конечно, желательно, чтобы сам человек дошел до осознания необходимости в помощи, но если такой мотивации нет, хотя бы тот факт, что родственники его гонят и заставляют обратиться за помощью, будет являться началом работы, дальше мы включимся и поможем развить это позитивное начало. Но надо четко понимать, что наркотическая и алкогольная зависимости не проходят сами собой. Есть такие случаи, когда человек сам по себе, своими силами – может, даже силой Божией – оставляет эту зависимость без каких-то внешних влияний и усилий, но их очень мало. Чаще всего внешняя помощь необходима.

Наркомания и алкоголизм – это тяжелейшие заболевания с точки зрения медицины. Это сфера наркологии, а наркология – это область психиатрии. То есть это тяжелейшие заболевания, которые необходимо лечить: без лечения не будет результатов. На сегодня это медикаментозное лечение, когда человека выводят из абстинентного синдрома, приводят его в чувство, а дальше следует реабилитация, без которой не будет серьезного результата. Поэтому такие практики помощи зависимым, как химзащита, кодирование, так называемая «подшивка», не работают: на какое-то время человек отвлекается под страхом, что ему будет плохо, если он употребит, но внутренняя проблема, та внутренняя боль, которая и приводит к зависимости, остается. Ее необходимо выявить и работать с ней, чтобы человек смог разрешить свой внутренний конфликт.

С духовной точки зрения основой внутреннего конфликта является жизнь вне Бога. Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что человек живет безбожной жизнью, что и приводит к зависимостям, поэтому лучшей профилактикой является духовное воспитание. Конечно, возникают вопросы, как организовать такое воспитание, выстроить ту или иную систему духовного воспитания в обществе. Это отдельная и очень сложная тема, потому что передать веру и не вызвать отторжения сухостью и догматичностью очень сложно. Наверное, это возможно, если действовать только по особой благодати Божией, а не самочинно. А другого выхода нет: без духовного просвещения народа мы не изменим ситуацию. Уходят одни наркотики, приходят другие, и если есть эта яма духовная – безбожная жизнь, то она будет воплощаться в те или иные пороки, поэтому есть надежда на христианизацию нашей жизни через обращение к вере широких слоев населения.

В каком состоянии зависимому можно обратиться к вам в Центр? Я знаю такое правило, что только трезвый человек может обращаться за подобной помощью.

– Правило современной нар-кологии и помощи зависимым людям – отсутствие принудительного лечения. Для того чтобы проходить какую-то реабилитационную программу, необходимо согласие и участие самого человека. Есть идеи принудительного лечения, которые обсуждаются на государственном уровне, но главное, что сейчас наконец-то создается государственная реабилитационная система помощи зависимым людям.

Расшифровка: Елена Кузоро

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс