Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (842) → Протоиерей Евгений Попиченко: Только в скорбях душа растет, вне скорбей она не развивается

Протоиерей Евгений Попиченко: Только в скорбях душа растет, вне скорбей она не развивается

№41 (842) / 3 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Батюшка, хотелось бы начать с того, почему Вы больше не ведете «Церковный календарь»? Думаю, что это вопрос всех наших зрителей, которые смотрят телеканал «Союз».

– Так получилось, и слава Богу. Наверное, мы все должны стараться жить по воле Божией, которая является в нашей жизни через обстоятельства, через благословения священноначалия. Послушание – это добродетель, и терпение – тоже добродетель. На самом деле десять лет этих трудов выработали определенный навык: изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год приходилось наблюдать за жизнью и делиться тем, что было на душе – что заметили, что случилось, где побывали, с кем встретились… Это находило отклик в сердцах и душах людей, потому что все мы очень похожи друг на друга: и болезни у нас одинаковые, и добродетели одинаковым образом развиваются, потому что человек по природе един. Слава Богу, что этот небольшой опыт кому-то оказался полезен. Много было и откликов, и писем, и сообщений, и душа как-то трепетала, не думал, что со многими людьми мы так духовно породнились, стали духовно близки, но потихонечку все устроится.

Дорогие телезрители, давайте в первую очередь поблагодарим Бога за то, что у нас с вами остается возможность общаться, она никуда не делась. В ту меру, в какую я был занят в «Церковном календаре», я не был в «Беседах с батюшкой». А сейчас мы с вами будем видеться чаще. Очень хочется поблагодарить Бога за то, что столько замечательного времени было проведено вместе, поблагодарить телеканал «Союз», его сотрудников, руководителя за все эти годы совместного труда по созданию передачи «Церковный календарь», поблагодарить всех вас, которые и писали, и пишут и с которыми установилась духовная связь.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Как Вам удается совмещать и семейную жизнь, и послушания, и паломничать успеваете, и окормлять духовных чад? Понимаю, что это очень большой труд и времени на отдых у Вас совсем нет. Как Вам удается оставаться на плаву в духовном смысле и делиться этим с людьми?»

– Есть такой замечательный закон, что время зависит от скорости движения. Этот закон действует, поэтому чем быстрее мы научимся двигаться, реагировать на вопросы, ситуации, тем больше будет времени. И время на самом деле растяжимо: на все, что для человека важно и ценно, времени всегда хватит, просто нужно учиться управлять временем, оно – дорогое сокровище. Кстати, это очень интересная тема для общения, потому что, например, к деньгам мы относимся гораздо бережнее, чем ко времени. А деньги, даже если ты их потеряешь, всегда найдешь. Потерянное же время никогда не восполнишь. Человек тысячу рублей потеряет и будет переживать из-за этого целый день, настроение испортится, будет жаловаться, а потеряет час времени – и совершенно не болит об этом голова. От управления временем, от понимания того, насколько оно ценно, зависит его качество. И самое важное, что за время жизни человек приобретает вечность. Потому что на самом деле времени очень немного, всего 400 тысяч часов (средняя продолжительность активной жизни за 70 лет), мы не миллионеры, поэтому жалко тратить время на пустое: блуждание в сети интернет, бесполезное телевидение. А отдыхать можно в смене деятельности.

Белгород на связи: «Еще в Ветхом Завете была заповедь: «Помни день субботний». В Евангелии Христос говорит: «Не человек для субботы, а суббота для человека», то есть отношение уже другое. А как нам сейчас относиться к этой заповеди? Современная суббота имеет какое-то отношение к той субботе, о которой говорилось в Ветхом Завете?».

– Заповеди Божии непреложны: Господь, сказав однажды, узаконил на века Свое слово. Заповедь о субботе была дана евреям – кочующему племени, у которого долгое время их жизни не было святого места, поэтому у них было святое время: один день из семи был освящен особым богослужением, богопочитанием. Когда совершилось спасение человеческого рода воскресением Христа, этот день приобрел большую значимость, потому что в нем и совершилось исцеление человеческой природы. У христиан Нового Завета в приоритете празднование воскресенья, но суббота не забыта, тоже является праздничным днем, и это очень заметно по богослужению Великого поста. Есть будни, когда строгий пост, идут определенные богослужения (очень строгие, великопостные), а суббота и воскресенье – это праздничные дни: облегчается устав поста и богослужение совершается совершенно по другому чину. Поэтому христиане почитают и субботу как заповедь Божию, и особо почитают воскресенье.

Телезрительница из Свердловской области спрашивает: «Как научиться радоваться в страданиях, чтобы не впадать в отчаяние и уныние? Потому что когда нет никаких скорбных событий, все вроде приемлется и с Богом легко общаться, а когда страдания, очень трудно сохранить тот дух, чтобы не было уныния, отчаяния, чтобы не впасть в ропот. Как преодолеть эту грань, чтобы благодарить Бога за все?».

– Вы сами ответили на свой вопрос: нужно учиться говорить молитву «Слава Богу за все» – это совершенно реальная молитва, которая исцеляет душу от печали. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь укрепляет силы души через благодарение и славословие. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в первом томе есть замечательная статья, которая называется «Слава Богу», где он пишет, что самая лучшая психотерапия и исцеление души, если мы приучим себя, особенно в нападениях духа печали, пусть без крепкой веры и пока без надежды, с грустью сердца, но говорить: «Слава Богу за все».

Нужно еще понимать, что только в скорбях душа растет, вне скорбей она не развивается. Не существует такого человека, у которого в жизни нет скорбей, потому что и богатые плачут, и здоровые переживают, и счастливые тоскуют – в этом мире невозможно жить без скорбей, которые есть у всех, у каждого своя мера, «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Просто надо поменять к этому отношение: невозможно избавиться от скорбей, если уйдет одна, придет другая. Но все проходит, и то, из-за чего сейчас болит душа, через десять лет мы будем видеть как самые прекрасные моменты и для духовной жизни, и для развития, потому что Бог был очень близко. Надо обязательно молиться, обязательно благодарить Бога и никогда не отчаиваться, потому что все будет хорошо.

Вопросы из социальной сети «ВКонтакте»: – Что бы Вы посоветовали, если накануне Причастия возникают хульные помыслы против Бога, умаляющие значение Его Жертвы?

– Хульные помыслы – как мыльные пузыри: их абсолютно не надо принимать. Как искра: если плюнешь – погаснет, начнешь раздувать – превратится в пламя. На эти помыслы даже не нужно обращать внимание, потому что это не ваш грех, это просто нападение духов злобы, их издевательство над душой. Ум можно направлять только на размышления о чем-то полезном, а любые помыслы – от лукавого.

Почему случается так, что праведные люди (монахи, святые) в конце жизни болеют?

– По первому вопросу: так происходит потому, что болезнь – это благословение Божие, болеющий человек без всяких подвигов может достичь вечной жизни с Богом, если будет безропотно терпеть болезнь. В болезни очень много пользы, просто мы не с той точки зрения к ней относимся: смотрим на нее как на наказание, как на кару, а на самом деле болезнь – это самый короткий путь к стяжанию благодати, потому что она учит терпению и принятию Духа Святого.

Сейчас стало модно устанавливать электронные звонари. Не появится ли в будущем электронный хор, и почему колокольный звон в исполнении звонаря для священства стал менее важен? Почему не запретят это кощунство? Каково Ваше личное отношение к электронным звонарям?

– Наверное, это вынужденная необходимость, потому что всегда хорошо, когда есть человек, когда есть достаточно людей, чтобы обеспечить и церковное пение, и церковный звон. Скорее всего, это неизбежность по причине отсутствия живых людей. Это не есть хорошо, потому что механика не может передать души, и, наверное, к этому не надо стремиться, но это существует как некоторая неизбежность. Надо молиться, просить, чтобы пришли люди, стали живыми звонарями и звонили как нужно: то радостно, то печально, но не механически монотонно.

Как бороться с грехом осуждения?

– Очень просто: «Чем кумушек считать… не лучше ль на себя оборотиться?» Дело в том, что у кого что болит, тот о том и говорит – это закон, и каждый видит в ближнем то, чем он сам страдает. Если ставить такую задачу – бороться с грехом осуждения, то даже если мы замечаем какие-то немощи наших ближних, это всегда сигнал: посмотри на себя, ты болен точно тем же. Если бы в тебе не было этой заразы, ты бы ее просто не отразил в другом человеке. Обратившись на себя, найди в себе эту страсть и сосредоточься на ней, потому что наше духовное око, как и телесное, имеет определенный фокус: если я сфокусирован на руке, то остальное вижу очень размыто. Если человек сфокусируется на своей душе, на своих болезнях, ему не будет дела до болезней других. Осуждение других – это всегда беспечность по отношению к себе.

Почему нельзя венчаться парам, которые не имеют штампа в паспорте? Для многих ведь главное быть супругами перед Богом, а не по паспорту.

– Потому что на сегодняшний день таков церковный закон, такое благословение священноначалия. Для людей печать в паспорте во многом имеет значение. И хоть человек и заявляет о том, зачем все эти формальности, на самом деле это не так. Если не имеет значения печать в паспорте, давайте вырвем страничку, где стоит печать с пропиской. Человек сразу волноваться начнет. Значит печать имеет значение. Если дать повод ищущим повода, тогда далее пойдет легитимность гражданского брака, по сути блудного сожительства, когда люди таким образом выражают свои отношения, не желая брать ответственность друг за друга, потому что все равно государственная регистрация предполагает осознанное взятие ответственности. А Венчание многих привлекает красотой, торжественностью, некой таинственностью. И многие люди будут тогда обходить государственную регистрацию, но поскольку нет стремления быть послушными закону, то и Венчание для многих будет без веры, без понимания, зачем это нужно, как это и было несколько лет назад, когда венчались, а потом приходили через какое-то время и просили их развенчать, потому что их брак развалился. Государственная регистрация – это хоть какая-то гарантия того, что люди серьезно к этому относятся.

Вопрос о том, как относиться к появлению во сне усопших родственников?

– Это всегда сигнал с того света, сигнал напоминания. Сны не нужно ни принимать, ни отметать, то есть спокойно, ровно к ним относиться, не придавать особого значения. А всякое напоминание о наших близких – это повод усилить дела милосердия, потому что ничто так не помогает усопшим душам, как милостыня и молитва бедных людей о них.

В молитве встречаются такие слова, что мы согрешаем и в уме, и в помышлении. Не могу понять разницы между этими двумя словами: в уме и в помышлении. Что в них схожего и в чем разница?

– Это целая аскетическая тема. Ум – это функция нашего организма, тот орган, которым человек должен видеть, чувствовать, слышать Бога. Помышления или помысел – это то, что приходит извне. Это молния, которая вторгается в наше сознание и помрачает наш ум. Научиться управлять умом – одна из высших задач аскетики (науки о духовной жизни), научиться различать помыслы и их отражать – это одна из наук, которая называется трезвение.

Объясните, что такое кротость и смирение?

– Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Я упокою вас, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Учитель кротости и смирения – это Господь Иисус Христос. Чтобы этому научиться, необходимо вступить с Ним в теснейшее единение. Когда душа человека соединяется с душой Христа в таинстве Причастия, то на этой душе отпечатлевается нрав Христов. «С кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому общение с Богом является лучшей наукой кротости и смирения.

А еще кротость и смирение можно просить у Симеона Верхотурского, который был замечательным учеником Господа Иисуса Христа: усвоил Его нрав, достиг кротости. За это он особо любим и почитаем людьми, потому что каждому человеку в этом мире хочется обрести мир сердца, мир души, без которых человек очень мучается тревожностью, беспечностью, постоянным шумом, отвлечением. А научиться можно у учителей. Симеон Верхотурский, память которого совершалась 25 сентября, является замечательным учителем кротости. Если его просить, он за нас походатайствует перед Богом.

Вопрос из Екатеринбурга: «Я слышала, что Церковь не приветствует вегетарианство. Мне бы хотелось узнать почему, ведь идея вроде хорошая – не убивать животных. Второй вопрос: я одна воспитываю двух мальчиков, они сейчас в подростковом возрасте. Скажите, пожалуйста, как мне вырастить их хорошими людьми, кому молиться? Они учатся в Суворовском училище, видимся мы не так часто (только на каникулах и в выходные).

– «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» – один из духовных законов, обозначенный апостолом Павлом. Вегетарианство – это определенное мировоззрение, в котором отношение к каким-то продуктам – это только часть мировоззрения, это определенная идеология, которая не должна входить в противоречие с Духом Христовым. Если та или иная философия становится для человека важнее, чем учение Церкви, учение Христа, то это опасное учение, которое может в конечном итоге погубить человека для вечной жизни.

Второй вопрос про воспитание детей: наверное, здесь надо чаще плакать Богу о своих детях, потому что дети «воспитываются слезами» (слезами матери выправляются души) и материнским благочестием. В ту меру, в которую душа приобретает благодать Божию, она передается и детям. Дети воспитываются этой благодатью: не словами, не книжками, а тем духом, который живет в душе родителей. Поэтому необходимо совершать подвиг благочестия, в том числе и молитвы.

Вопрос телезрительницы из г. Пермь: «Моему сыну 11 лет, он учится в 5-м классе и задал мне такой вопрос: «Если в Писании ничего не сказано про первобытных людей, почему нам это преподают в школе?» В чем подвох? Не знаю, что ему ответить».

– Потому что программа школьного образования составляется не по Священному Писанию, а порой с совершенно обратной целью – чтобы подвергнуть его сомнению. На самом деле противоречия со Священным Писанием нет. Можно посоветовать почитать христианские антропологические книги, в которых говорится об этом времени, о той науке и о тех переворотах, которые целенаправленно совершались для того, чтобы людей отвлечь от Священного Писания и обосновать теорию происхождения видов Чарльза Дарвина, которая являлась средством борьбы с христианским мировоззрением.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Когда мы перед Причащением читаем канон, говорим: «Сердце чисто созижди во мне…» Возможно ли вообще очищение сердца в течение жизни? И второй вопрос: когда читаешь книгу Иова, какой вывод мы должны делать? Довериться полностью Богу или какой-то другой вывод? И насчет динозавров: по-моему, на иконе «Всякое дыхание да хвалит Господа» очень микроскопично, но есть динозавр, его можно там увидеть».

– Безусловно, чистота сердечная должна быть достигнута, потому что в лукавую душу не войдет премудрость. И если вспомнить степени блаженства, то «блаженны чистые сердцем» – это шестая заповедь, то есть мы должны эти ступеньки обязательно пройти, если хотим радоваться и веселиться. По учению Церкви, сердце очищается, когда человек обретает навык умной и сердечной деятельной молитвы. Это задача-минимум, которая должна быть достигнута любым христианином, стремящимся к Царствию Небесному, потому что только на уровне этой молитвы (третьей ступени молитвенного восхождения) сердце очищается от страстей. До этого момента корни страстей живут в сердце и приносят свои плоды. Сердце обязательно нужно очистить – это реальная задача.

По второму вопросу: Иов – это же прообраз Христа, Который безвинно, по любви взял на Себя наши грехи и безропотно их пронес. Книга Иова – это еще и утешение, что Господь все знает, все видит и, несмотря на тяжелейшие испытания, у Бога в конечном итоге все будет хорошо.

Закончить программу хочу одним из многих слов благодарности, которые написали наши зрители: – Выражаю слова благодарности за Ваши проповеди и искренние беседы. Помоги Вам Бог!

– Дорогие мои, очень трогательны все ваши слова, близки до слез, их трепетно слышать, читать. Я никуда не делся, милостью Божией я пока жив, поэтому до скорых встреч. Помогай нам всем Господь!

Расшифровка: Елена Кузоро

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс