Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (842) → Протоиерей Артемий Владимиров: Вне веры нельзя приблизиться к Богу

Протоиерей Артемий Владимиров: Вне веры нельзя приблизиться к Богу

№41 (842) / 3 ноября ‘15

Духовные размышления

Если вы помните, мы с вами в наших размышлениях остановили свой выбор на Великом акафисте Царице Небесной, который послужил образчиком для всех акафистов, писанных человеческой рукой. Но как они ни замечательны – и акафист иконе Божией Матери Казанской, а еще прежде – Владимирской, ни один из них по своим содержательным и формальным достоинствам не может соперничать с тем акафистом Царице Небесной, который впервые был ей посвящен по случаю победы, одержанной византийцами над вражеским флотом в Босфоре во время оно, в первые века существования Восточной Римской христианской империи. И сегодня, продолжая размышления над первым икосом, мы возьмем следующее обращение к Царице Небесной: «Радуйся, Еюже клятва исчезнет». «Клятва», в данном случае, на церковно-славянском языке означает «проклятие», а не торжественный обет, произнесенный Богу.

Какое проклятие исчезло благодаря Царице Небесной и явлению от Нее Бога Слова, Бога во плоти? Речь идет, безусловно, о грозном приговоре, который, как Дамоклов меч, опустился на главу согрешивших праотцев Адама и Евы, нарушивших Божию заповедь и дерзнувших попрать завет любви, установленный Господом Богом с первозданной четой. «В день, в который вкусите от плодов добра и зла, смертью умрете» – предупреждало слово Божие новосотворенного Адама. Последствия этого опрометчивого и дерзкого поступка известны – изгнаны были из рая наши праотцы. Их первозданная природа, безгрешная, чистая, святая и светлая, изменилась решительным образом. Благодать Божия отлетела от Адама и Евы, как невинная горлица, а в теле и душе стали действовать убийственные страсти, болезненные пристрастия, которые привели к помрачению прекрасных ликов наших пращуров. Клятва, о которой мы сегодня говорим, распространилась по закону преемства на весь род человеческий, – насильство от дьявола, который, как вы помните, и вверг неразумную Еву в эту беду, а с ней и ее супруга Адама.

Эта клятва (или проклятие) сказалась в том, что люди стали смертны, душа, убитая грехом, уже не могла пребывать бесконечно в теле, подверженном тлению. Первые люди на земле были долгожителями, однако с каждым поколением число земных лет неминуемо сокращалось, так что за тысячу лет до Рождества Христова царь Давид подтвердил этот Божий приговор, засвидетельствовав, что средняя продолжительность жизни на земле 70 лет, аще в силах, 80 лет, но большая часть этого малого отрезка – «труд и болезнь», то есть тяжелые, скорбные обстоятельства жизни и многочисленные хвори и немощи, без которых никому из нас, к сожалению, не обойтись.

Итак, страшны оказались последствия Адамова греха – дьявол получил доступ в человеческое сердце, пленил его. Хотя в нас осталось сочувствие добру, не отнята свобода произволения, однако сил к осуществлению задуманного никто уже в себе обрести не мог. И, если бы не благодать Господня, поддерживающая ветхозаветное человечество, встречавшая добрые порывы души своим наитием, то, конечно, мы не обрели бы в списке людей богоугодных ни одного из святых пророков, патриархов, праведников, которых свято чтит Православная Церковь.

Тяжко оказалось положение человека, созданного для бессмертия, для нетленной жизни, для соцарствования с Господом Богом. Никто уже в полной мере не мог осуществить предназначение свое – быть обителью благодати Божией на этой земле. Но вот явилась в мир Царица Небесная и чрез Нее вошел в наше мрачное царство греха Спаситель Иисус Христос. «Он стал за нас клятвою»,– говорит апостол Павел, Он пригвоздил наши грехи и вольные, и невольные, начиная с Адамова преступления, к Крестному древу. Спаситель добровольно, из снисхождения и безмерной, Божественной любви к человеческому роду, занял наше место, Он подъял на Себя те муки и страдания, которые каждый из нас заслужил в отдельности. Но мало этого, будучи безгрешным по человеческой природе, явив полноту служения Небесному Отцу, исполнив всю Божию правду, весь нравственный закон, Христос оказался победителем дьявола, которого, едва лишь испустил дух на Кресте, молнией Божества низвергнул в преисподнюю, лишил дьявола его силы, даровав каждому из нас, Своих верных учеников, все необходимое и достаточное для искоренения страстей, обретения нравственной свободы, стяжания благодати Святого Духа и, таким образом, восстановления в чине сынов и дочерей Небесному Отцу.

Итак, всякий, кто отворачивается от Христа, распятого на Древе, остается под проклятием, тяготеющим над грешным человеческим родом. Никто вне веры и исполнения Христовых заповедей никогда не сможет ни приблизиться к Богу, ни примириться с Ним, но будет на Страшном Суде обличен собственной совестью в жестокосердии, гордости, нераскаянности и богохульстве. И напротив, увидев свет великий, уверовав во Христа по слову Его святых апостолов, мы призваны воспринять через таинство Крещения искру Божией благодати. Возгревая эту искру в таинствах Матери-Церкви, живя по вере, то есть благочестиво, мы мало-помалу осуществим миссию, ради которой воззваны к бытию, станем сосудами божественной благодати, которая будет действовать в этом мире через нас, обновляя всю совокупность Божия творения.

Христос Един и благословен вовеки. Только на Нем, Возлюбленном Сыне, сбываются слова, услышанные некогда Иоанном Крестителем на реке Иордан: «Се есть Сын Мой Возлюбленный,– прогремел с Небес голос Небесного Отца. – На Нем Мое благоволение». Вот почему мы, обращаясь к Царице Небесной, произносим эти таинственные и глубоко содержательные слова: «Радуйся, Еюже клятва исчезнет». Радуйся, о Матерь Дева, породившая Христа, радуйся Та, Которая даровала нам Начальника нашего спасения, радуйся, потому что из Твоего чрева вышел Вождь, и поныне пасущий все народы в лоне Церкви Своей. Радуйся, потому что чрез Тебя, о Богородице, мы обрели чаемую еще Адамом и Евою свободу от власти сатанинской, радуйся, ибо, благодаря Тебе, мы уже не прокляты и не отчуждены от вечной жизни, но наслаждаемся обильными Божественными благословениями, радуйся, потому что теперь мы имеем во Христе доступ к Отцу Небесному, мы предстоим Престолу благодати, мыне исполнены рабского страха и боязни пред злодейкой-смертью и душегубцем-дьяволом, но, как сыны Царствия и сыны света, мы уже здесь, на земле, с открытым лицем созерцаем славу Божию.

Все эти мысли, утешающие человеческое сердце, сокрыты в одном-единственном обращении к Марии, Пречистой Деве: «Радуйся, Еюже клятва исчезнет». А нам с вами должно не только размышлять об этом высоком предмете, но и осуществить на деле, в нашей собственной жизни богатство смысла этой молитвы, восприяв которую к своему сердцу, мы порадуем Самого Господа званием безукоризненных чад Божиих. И хотя сами себя сознаем великими грешниками, однако Дух Святой, живущий в сердцах верных, будет свидетельствовать о несомненной надежде на милость и спасение явившегося в мир Искупителя.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс