Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (840) → Протоиерей Андрей Канев: Ничего в мире не изменилось

Протоиерей Андрей Канев: Ничего в мире не изменилось

№39 (840) / 20 октября ‘15

Уроки Православия

В одном из писем свт. Игнатия (Брянчанинова) есть строки, адресованные человеку, стремящемуся познать Бога, как Бога, и поклоняться Богу, как Богу.

Эта формулировка святителя заставляет и нас задуматься о многом – как и зачем мы познаем Бога (если познаем вообще) и как мы Ему поклоняемся (если вообще поклоняемся). Но тому человеку, который желал познать Создателя и поклоняться Ему, святитель Игнатий советовал: мы не имеем права забываться пред Богом! «Мы должны приступать к Нему, как рабы ко Господу, как твари к Творцу», со страхом и трепетом спасение свое совершающие. А заканчивается это письмо такими словами: «Будем же удостаивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас Неба». Как отзывается наше сердце на такие слова? Наверное, сжимается – ну кто захочет удостаивать себя ада? Тем более не захочет человек, искреннее уверенный, что он достоин любви!

Наверное, потому этой проблеме свт. Игнатий посвятил целую статью – «Слово о страхе Божием и о любви Божией». Она была написана 170 лет назад, но читая ее сегодня, понимаешь: ничего в мире не изменилось. Человек желает всего много и сразу – сразу рая, сразу любви. А удостаивать себя ада и жить в страхе Божием – нет-нет, увольте! Но вот что написал сам святитель Игнатий, когда подготовил эту статью для «Аскетических опытов»: «Притом эта книга [«Аскетические опыты»] может быть очень полезною (…) для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле» – практически, т.е. для тех, кто стремится познать Бога, как Бога, и поклоняться Богу, как Богу. И мы с отцом Андреем Каневым читаем и разбираем эту статью...

На прошлых уроках речь шла о том, что преждевременное искание любви Божией, по объяснению свт. Игнатия, есть самообольщение. Оно устраняет человека от правильного служения Богу и вводит его в разнообразные заблуждения. А финалом таких дерзостных стремлений становится гибель души грешного человека. Ибо тот, кто искренне желает приступить к Богу для служения Ему, учит святитель, должен предаться руководству страха Божия. Это чувство определяется, с одной стороны, необъяснимым величием Существа Божия, а с другой – нашей крайней ограниченностью, нашей немощью, а главное – нашим состоянием греховности, падения. Прежде, чем любить Бога, нам предлежит испросить у Него прощение, пишет свт. Игнатий, примириться с Ним, верностью к Нему загладить неверность, дружество со грехом заменить ненавистью ко греху. Лишь тем, кто примирился с Богом, свойственна святая любовь. И не столько мы ищем ее, сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее, и приняли бы ее.

А чтобы это примирение произошло, мы должны увидеть себя без прикрас – увидеть в зеркале Евангелия, в свете Божественных заповедей. И потому мы вспоминали такие слова: если человек сумеет разглядеть себя в этом зеркале, увидеть, каков он есть в очах Божиих, то в душе его может родиться спасительный страх, который приведет его, как блудного сына, в себя и заставит пойти на поиски Отца.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – В том-то и дело: представляете, прежде чем он родится, какой должен пройти процесс. Вот вы говорите – «зеркало заповедей». Человек читает и не отражает даже, во что глядеться, ведь слепота же! Если Церковь не разъяснит ему, он даже и не поймет, а будет думать, что «все нормально, так и надо. Где-то Христос, где-то там Евангелие, а где-то моя жизнь, я хороший, я никого не убивал, ничего не воровал, никого не обижал».

Насколько процесс непростой. Если бы человек пришел и сказал: «Я Бога боюсь – научите меня соответствовать тому, что Он желает», – это уже большой шаг, хотя в страхе Божием тоже бывают различия.

Первый страх, самый начальный, – рабский, когда человек боится своего господина. Мы все долго сидим на этой ступени – сердце наше хочет грешить, а ум подсказывает, сердце подсказывает: тебя накажут за это. И по нашим жизненным происшествиям мы видим, что действительно наказывает Бог за это, по любви наказывает – не по той любви, которая представляется в виде банкомата, просто так всем раздающего деньги, а любви отца, который заботится и желает, чтобы ты в человека превратился, а не в пользователя бесплатного супермаркета.

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что слово «страх» употребляется в Евангелии в различных значениях: «Слово страх употребляется в различных значениях. Страхом называется, во-первых, страх сознательный; его апостол называет совестию; он же называется и благоговением. Страхом называется, во-вторых, страх, исполненный страсти, испытываемый при предстоящем наказании; этот страх замечается и в зверях. Страхом, в-третьих, называется страх первоначальный, который бывает у приступающих ко Господу в следствие сознания, что за многие свои проступки они достойны наказания; таким страхом побуждаемая, пришла ко Господу упоминаемая в Евангелии блудница (Лк. 7, 37–50). Страхом еще называется страх совершенный, который присущ всем святым. Ибо они боятся, чтобы у них не оказалось недостатка в чем-либо таком, что должно быть у проникнутых совершенною любовию».

Протоиерей Андрей Канев: – Боится раб своего господина и поэтому не делает что-то плохое. Сначала так, и никак по-другому. Другая ступень – это страх наемника, который боится потерять награду. О наградах много говорит в Царствии Небесном Господь: «…собирайте сокровища на Небесах», и так далее. Страх наемника нам непонятен, никто не может опытно рассказать, что это такое; скорее всего, это следующая какая-то ступенька отношения человека к Богу, когда он боится потерять награду.

Можно представить: какая награда нам? То, что помиловал Господь и дает нам жизнь и возможность покаяться, – уже награда, можно сказать. А самая высшая степень этого страха, которую я не знаю, что это такое, могу только теоретически говорить – это страх сыновний, когда сын так любит своего отца (об этом святитель Игнатий говорит), что не грешит, потому что боится нарушить его любовь. Только теоретически воспринимаем эти слова, а что такое в чувствах, что такое в опыте, нам еще нужно идти и дай Господь нам всем прийти к этому.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс