Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (840) → Иеромонах Макарий (Маркиш): История церковных праздников очень поучительна

Иеромонах Макарий (Маркиш): История церковных праздников очень поучительна

№39 (840) / 20 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №37 (838)

«Недавно из одного документального фильма National Geographic я узнал, что в Древнем Риме существовал культ бога Митры, который родился 25 декабря, устроил прощальную трапезу перед тем, как уйти на Небеса, воскрес и вернулся как сын Божий. Как Церковь объясняет такие совпадения с историей Христа?»

– Это не столько совпадения, сколько логика развития человеческой цивилизации и религии. В этой логике есть два параллельных пути: один таинственный, сверхъестественный, другой – вполне практический и естественный.

Культ бога Митры возник и стал развиваться в Римской империи уже после Рождества Христова, примерно во II веке. Почему он стал развиваться? Римская империя – первоначально патриотическое, национально объединенное сообщество вокруг Рима, Италии – в имперскую эпоху стало активно принимать в себя варваров, то есть культуры окружающих народов стали сливаться, объединяться с культурой Рима. Римляне гордились тем фактом, что в римский пантеон (храм всех богов) они ставили скульптуры, статуи всех богов завоеванных стран. Это был важный фактор: когда Римская империя покоряла какой-то народ, божества этого народа не подвергались осмеянию и унижению, а, наоборот, принимались в имперский пантеон. Это служило фактором объединения, примирения с этим покоренным народом. То же самое было и с Митрой (восточное божество).

Весьма трудно в данный момент выяснить те совпадения, о которых сказано: откуда и от кого что позаимствовано. Датировка 21 – 22 декабря – это день зимнего солнцестояния, 25 декабря – это момент, когда солнце начинает расти, продолжительность дня увеличивается. Примитивно мыслящим людям казалось, что солнце умерло, а теперь оно воскресло. Символизм солнечного цикла добавляет какие-то черты в религиозную практику. Церковь во все века, включая даже наше время, те верования или обычаи, которые существовали в народе, законным образом преобразовывала и подчиняла своему церковному строю. Рождество Христово празднуется 25 декабря, но ведь никто не знает, в какой день родился Христос. Я слышал, к сожалению, как многие священники говорят, что церковное Предание сохранило, что Христос родился 25 декабря. Это ложь, церковное Предание ничего такого не сохранило. В разных Церквах Рождество праздновалось в разные времена, и в итоге установился обычай праздновать Рождество именно на период зимнего солнцестояния. Почитайте историю церковных христианских праздников, это очень поучительно и очень отрезвляет – развеивает разного рода мифы о церковной жизни.

К примеру, в какой день назначить праздник святых Иваново-Вознесенской епархии Ивановской митрополии? Этот день был назначен определением Священного Синода на день образования Ивановской области – 20 июня (7 июня по старому стилю). Так Церковь определила память святых своей волей, своим решением; это очень разумно и правильно, чтобы это был праздник для всех; так на сегодня и происходит – в 2015 году был очень торжественный праздник в честь этих святых, в котором участвовало и руководство области, все участвовали в крестном ходе. Выполняется та самая задача, которую Церковь ставит перед собой, – объединение народа в каком-то добром начинании.

Можно сказать, что и церковный календарь связан с солнечным циклом? Все церковные праздники не случайны, а привязаны к чему-то...

– Так или иначе привязаны: некоторые привязываются к солнечному циклу, некоторые – к солнечно-лунному (Пасха и другие праздники, дата которых подвижна). Дело это довольно хитрое и на протяжении истории так или иначе менявшееся, но в этом нет ничего удивительного, ничего зловредного. Можно услышать: «Что же это такое? Оказывается, и язычники в этот день праздновали». Так потому Церковь и назначает праздник на этот день, чтобы вытеснить языческие верования.

Есть еще и другое соображение – строго религиозное. Христианство – религия Бога, Который стал Человеком, Иисуса Христа, Сына Божия Воплощенного, – существует 2000 лет. Две тысячи лет назад Иисус из Назарета не был известен. Господь Воплотился, Бог стал Человеком 2000 лет назад. А до этого? Есть две конкурирующие линии, и одна из них ошибочна. Ошибочная линия состоит в том, что до Христа люди жили полностью в глупости и все верования, которые у них были, были верованиями бесопочитания, почитания демонов (действительно, в Псалтири мы находим такую фразу, что «боги языков суть бесы»), что никакой истинной веры не было, кроме веры древнееврейского сообщества народа Израиля – веры Авраама, Исаака, Иакова. Только они веру имели, а все остальные народы планеты Земля были бесопоклонниками и продолжают таковыми быть, коль скоро они христианства не приняли. Эта религиоведческая позиция ошибочна.

Правильная позиция такова: истинное богопочитание в той или иной форме существовало во всех народах. Мы видим это из Священного Писания, из истории Адама и Ноя, которые суть предки всех народов. Многобожие, идолопоклонство, всякого рода безобразия, которые присущи идолопоклонническим верованиям, не что иное, как искажение истинного богопочитания. Полностью знать истинного Бога они не могли, в силу того что Бог не был Воплощен еще в то время. Но какого-то рода познание истинного Бога существовало и существует во всех народах, особенно в традиционных религиях. Доказывается это самыми разными способами: изучением их богословия, изучением этнографии – жизни народов, религиозных практик нехристианских народов: как развитых – таких как китайская, индийская цивилизации, так и малоразвитых – народов, оставшихся на примитивной стадии развития. У всех этих народах, во всех религиозных практиках мы находим либо следы, либо ясный отпечаток почитания одного истинного Бога Творца. Это очень широкая тема, о которой можно много говорить, читать, интересоваться. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс