Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (840) → Протоиерей Евгений Попов. «Нравственное богословие для мирян. В порядке десяти заповедей Божиих». Как не нарушить волю Божию

Протоиерей Евгений Попов. «Нравственное богословие для мирян. В порядке десяти заповедей Божиих». Как не нарушить волю Божию

№39 (840) / 20 октября ‘15

Книжная полка

Как часто человек, сталкиваясь с какой-то житейской проблемой, оказывается на перепутье, не зная, как поступить, чтобы не согрешить, не нарушить волю Божию. И не всегда есть время или возможность обратиться за советом к священнику, духовнику. Возможность внимательнейшим образом проверить, насколько наша жизнь согласуется с Законом Божиим, дает книга протоиерея Евгения Попова, известного писателя-богослова XIX века. Она знакомит нас со всеми нравственными обязанностями человека по отношению к Богу, ближним и самому себе. Книга печатается по изданию 1901 года: «Общенародные чтения по Православно-нравственному богословию».

Как отмечает автор, часто люди с добрым направлением согрешают, не зная, что их действия есть грех пред Богом. И чтобы помочь каждому в повседневной жизни удержать себя и других от нарушений заповедей, данных нам Законом Божиим, автор и составил эту книгу.

В предисловии дореволюционный автор пишет: «Доселе системы православного нравственного богословия у нас излагались с положительной стороны дела, объясняя обязанности христианина и указывая на добродетели, к которым христианин должен стремиться. О нарушениях же Закона Божия, или о грехах, делались в них большею частию только общие и краткие замечания. Мы берем теперь противную сторону дела: излагаем грехи, среди которых несравненно более, чем среди добродетелей, проходит наша жизнь. Каждый грех осуждается текстом Священного Писания, голосом Церкви и по самому содержанию своему. Настоящая книга исчисляет, можно сказать, все грехи человеческие. В то же время она знакомит со всеми нравственными обязанностями человека в отношении к Богу, ближним и самому себе».

Для порядка изложения в таком виде «православного нравственного богословия», то есть практического, автор избрал десять заповедей Божиих. Сам Господь Иисус Христос в ответ богатому юноше указал на Десятословие как на порядок для обозрения им греховной жизни и для узнавания, что ему делать, чтоб живот вечный наследовать.

И действительно, отмечает автор, в десяти заповедях Божиих заключается особая мудрая связь (система). В них постепенно, все более и более, ограничивается в своих злых проявлениях поврежденная грехом природа человека; они шаг за шагом ведут человека к совершенству в жизни.

Откроем книгу и прочитаем некоторые наставления отца Евгения. Думаю, многие из вас знают заповеди Божии, первая из которых гласит: «Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других богов пред Лицем Моим». Первая заповедь, по словам автора, внушает человеку почитать Бога или служить Богу, прежде всего умом, поскольку ум есть главная, владычественная сила всей природы нашей. Отсюда нарушениями первой заповеди могут быть грехи неверия. Например, неверие в слово Божие. Как отмечает священник, «первый шаг наш к Богу – верить Его святому Откровению, в котором заключаются вечные истины, без которого мы были бы блуждающими. Между тем, одни верят Библии и не принимают в ней одного какого-либо текста. Другие не признают Откровением Божием и целых библейских Книг: однако состав священных Книг Библии не просто как-либо произошел и принят в Церковь, а утвержден Вселенскими Соборами.

Есть, продолжает автор, к крайнему сожалению, отвергающие все Божественное Откровение Ветхого и Нового Завета и желающие остаться с одною естественною, или натуральною верою. Но естественная религия, как видно из истории всех народов, не просвещенных христианством, была и находится в самом жалком состоянии. Как, в самом деле, человек одним своим умом может дойти до правильного познания Бога и достойного почитания Его? Он – бесконечно выше человеческого ума. Тех, которые совсем не веруют слову Божию, а веруют только своему уму, для которых свидетельство или учение слова Божия не составляет важности и окончательного заверения в вопросах относительно веры и богопочитания, тех, по словам автора, (страшно сказать!) Церковь в Неделю Православия подвергает анафеме.

К сожалению, в большинстве своем современные люди рассматривают заповеди Божии узко, поэтому нередко можно услышать фразы: «Я и не грешу вовсе. Я же никого не убил, ничего не украл, всегда всем помогаю». Рассуждая таким образом, человек забывает о том, что убить можно словом, украсть – просто взяв без спроса чужую вещь, а мысли о том, что всем помогаешь, приводят к тщеславию.

В 1993 году, когда издательство «Правило веры» получило свое нынешнее наименование, первым его изданием, на титуле которого появилось это имя, стало «Нравственное богословие для мирян». Посоветовал напечатать книгу старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), он же предложил и краткое название ее. Отец Иоанн считал, что такая книга очень нужна в наше время, когда нормы нравственно-религиозного отношения к жизни и к Богу оказались существенно забыты. По мнению издателей, эта книга может послужить пособием и для должной подготовки к таинству Причастия. Поэтому завершается это, уже 7-е, исправленное издание проповедью отца Иоанна (Крестьянкина) перед Причастием.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс