Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (840) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Духовная жизнь православного человека

Протоиерей Алексий Ладыгин: Духовная жизнь православного человека

№39 (840) / 20 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №38 (839)

Батюшка, Вы согласны, что, если сказать светским языком, то духовный отец – это лечащий врач, который наблюдает за тобой и ведет тебя до полного выздоровления.

– Конечно же, по крайней мере, он направляет как правильно нужно лечиться, как надо духовно совершенствоваться, с чем бороться, от чего избавляться, к чему не прикасаться и т. д.

Вопрос от телезрительницы из Рязани: «У меня есть сестра, которая живет на Дальнем Востоке. Это очень близкий для меня человек. Она уже почти 15 лет как больна раком. Я, конечно же, поддерживаю с ней связь, но четыре года тому назад она сняла с себя крест, выбросила все иконы и стала протестанткой. Каждый раз, когда мы с ней общаемся, она пытается меня «спасти» от идолопоклонства иконам, мощам святых, говорит о субботе. Я не могу с ней своими словами разговаривать, а она Евангелие наизусть знает. Батюшка, как мне ей правильно ответить на это? Какую литературу нужно почитать? Если бы это был чужой человек, я бы отошла от него и перестала с ним общаться. Пожалуйста, подскажите!»

– Конечно, у нас есть очень хорошая литература, в том числе и антисектантские книги. Постарайтесь приобрести и прочитать «Катехизис» Филарета (Дроздова). Есть также очень хорошая книга Александра Дворкина «Сектоведение», где все эти вопросы разбираются достаточно тонко и подробно. Так что возьмите эти книги, но прежде подойдите к своему приходскому священнику, и он вам подскажет, что нужно делать.

Что же касается понятия субботы, то вы найдете очень много свидетельств об этом дне, о традициях, о том, как и почему стал праздноваться первый день недели. В Деяниях святых апостолов говорится, что Господь явился в первый день недели, а это было воскресенье, и именно в этот день совершалось богослужение. Много есть свидетельств и в апостольских Посланиях, где уже этот день начинает называться Господним днем, а суббота уходит в сторону, она лишь тень закона. Об этом тоже говорит Священное Писание.

А что касается почитания святых угодников Божиих, их мощей, то о чем тут можно говорить, если у протестантов нет почитания даже Божией Матери! Откройте Евангелие от Луки (первую главу) и почитайте. Только берите Библию нашу, на которой стоит гриф «благословения», либо Издательского совета, либо наших архиереев, потому что сейчас появляется много текстов Священного Писания, где убраны, опущены места, свидетельствующие о почитании Божией Матери, говорящие о Божестве нашего Спасителя, о Святой Троице. Вот первая глава Евангелия от Луки. Дева Мария приходит к Елисавете, Елисавета приветствует Ее, и «младенец взыгрался во чреве ее...». А дальше идет описание того, какие слова произносит Божия Матерь: «Се бо отныне ублажат Мя все роды», то есть «Отныне все народы земли будут Меня прославлять». И вот это место из Евангелия убирается, и протестанты не почитают Божию Матерь. А если они Ее не почитают, то значит тем самым нарушается Священное Писание. Так что обязательно берите официальные тексты.

Когда я был в миссионерской поездке в Германии, то мне рассказали такую историю. Одна наша эмигрантка, немка из России, уехала в Германию и там вышла замуж за немца-протестанта, лютеранина, или, как их там называют, евангелика. Он ходил в свой храм, она посещала свой православный в Баден-Бадене. Он отдельно молился, и она также. И однажды она сказала мужу: «Слушай, дорогой, давай будем вместе читать Священное Писание. Одну и ту же главу я на русском языке, а ты на немецком. И будем с тобой вместе все разбирать». Когда они стали так читать, то оказалось, что в протестантской Библии отсутствует половина мест, где говорилось именно о почитании Божией Матери, о Троице. Это было настолько страшно для мужа, что он стал спрашивать: «Откуда у вас это все взялось?» А она не могла ему объяснить, почему у них все это исчезло. Тогда она пошла в один католический монастырь посмотреть, какие там продаются издания Библии, и вдруг увидела Библию в переводе с греческого языка на немецкий. Когда мужу принесла и показала, то оказалось, что все те места, которые есть в нашей славянской русской Библии, присутствуют и в Библии немецкой, переведенной с греческого языка. Тогда муж сжег свою протестантскую Библию и сказал: «Я понял, что меня обманывали. Тогда я принимаю Православие». Он так и поступил и сейчас является одним из самых активных прихожан православного храма в Баден-Бадене.

Вот здесь то, что ваша сестра цитирует Священное Писание, вы можете использовать. А потом можно увести разговор в другую сторону, показать смысл нашей Православной веры. Здесь протестанты теряются, они не знают, что ответить. В свое время мы тоже принимали участие в таких беседах, особенно с иеговистами. Они уходят растерянными, когда их чуть-чуть отводишь от той темы, что задают они. Говоришь им: «А вот посмотрите на это место в Священном Писании. Оно вот так об этом говорит. А вы как?» И они теряются, потому что их не «запрограммировали» смотреть в этом направлении.

Почитайте, литературы об этом издано много. Но когда вы возьмете «Катехизис» Филарета (Дроздова), «Сектоведение» Александра Дворкина, то подойдите с этими книгами к приходскому священнику. Если батюшка будет занят, он даст вам кого-нибудь из своих близких помощников, которые с вами позанимаются, помогут и объяснят, как нужно расставить акценты. Но здесь нужно будет очень хорошо поработать. Если вы все сможете быстро понять, то – благодарение Богу, а так, с налету, толковать Священное Писание, конечно же, нельзя. Этим нужно заниматься с детства, читать духовную литературу. Вот пока мы этого всего не начнем делать, то не сможем общаться на равных с другими и не убережем своих близких от влияния различных очень страшных сект, которые сейчас словно паразиты прижились на нашем духовном теле на Святой Руси.

Батюшка, скажите, как человека привести в Церковь?

– Однажды сказал Господь Своим ученикам: «Без Мене не можете творити ничесоже». Не думайте, что мы сами по себе приходим в храм Божий – «Но Отец Мой Небесный избрал вас». Здесь нужно помнить, что насильно человека в Церковь невозможно привести. За него нужно молиться, чтобы Господь открыл его сердце. И если это происходит, то тогда человек приходит и принимает святое Православие. В то же время мы должны с близким человеком беседовать, показывать ему красоту нашей веры, а сами должны являться примером в жизни, поступках, словах для своих родных, потому что ничто не открывает так сердце человеку, как наш личный пример, живительный пример. Когда люди видят христианскую доброту, они начинают тянуться ко Христу. У нас недавно умерла прихожанка, старший сын которой ушел в секту и долгое время в ней пребывал, а два других сына – православные. Она приезжала к нам в храм, всегда помогала, но очень сильно переживала за своего сына и говорила мне: «А Тимофей-то мой, батюшка, как? Скажи мне, будет ли он в Православии?» Я отвечал ей: «Да, будет, матушка, будет! Не переживай!» И вот она умерла, а семья очень бедная. Я объявил тогда у себя на приходе о том, что Ирина умерла. Ее все знали, были потрясены: кто-то утирал слезы, кто-то головой качал, кто-то стоял в исступлении каком-то. Я сказал, что ее семье нужно помочь. Мы все собрались, собрали деньги, устроили поминки в храме. И тогда ее сын увидел, какая жизнь была вокруг мамы, как к ней все относились и отнеслись сейчас: и машину нашли, и гроб заказали, и могилу выкопали, и поминки устроили. Во время поминальной трапезы люди стали говорить о том, какая она была хорошая, какое участие во всем принимала, как она рассуждала и говорила... Ее сын посмотрел и сказал: «Да, я тоже хочу быть православным». Вот, казалось бы, очень дорогая цена – смерть мамы, но он увидел, что мы не формальные люди, мы готовы участвовать в жизни наших прихожан и если кому-то из них тяжело, это не значит, что мы будем стоять в сторонке или просто молиться, а обязательно придем на помощь. В жизни это очень сильно располагает сердце человека.

И второй очень интересный момент, о котором надо сказать. Если мы хотим человека расположить к Церкви, то он должен почувствовать благодать Божию, любовь и таинственность Божественного мира. А где можно это увидеть? Конечно же, в Церкви Божией. Если человек к вам расположен, обязательно пригласите его в храм Божий. Здесь происходят очень удивительные вещи, потому что он во всем чудесен. Меня порой спрашивают: «Батюшка, а чудеса бывают в церковной жизни?» Здесь происходит столько чудес, что мы их порой не замечаем или они настолько яркие, что останавливается мышление и впадаешь просто в исступление. Вот совсем недавно был такой случай. Произошло это в прошлую пятницу. Звонит мне вечером один знакомый прихожанин, который давно воцерковился, часто бывает на Афоне, где познакомился со многими отцами. И вот он мне говорит: «Батюшка, Вы знаете, с Афона старцы здесь, у них есть икона, которую они написали. Они хотят ее через некоторое время кому-то передать, а пока просят, чтобы кто-нибудь ее сохранил. Она на Афоне была написана, освящена». Я его спрашиваю: «А какая икона?» Он отвечает: «Да я не знаю, что-то не понял, то ли Иоанн Русский, то ли еще какая-то икона. Можно мы ее к вам привезем?» Говорю ему: «Да привозите, конечно! С Афона святынька! Мы все утешимся, помолимся перед ней, приложимся в нашем приходе». Он мне сказал: «В субботу рано утром ее привезут». Мы с ним так и договорились.

Я в этот день сам служил. Служба начинается в 9 утра, я пришел к восьми. Зашел в алтарь и ахнул – он мне говорил, что маленькая иконка, а там образ метр на восемьдесят: икона Божией Матери «Пристанище житейских плаваний». Подлинник этого образа находится в монастыре Эсфигмен на Афоне. Удивительная икона! Я увидел, какая от нее исходит теплота, просто обомлел, пришел в какое-то исступление и говорю: «Матерь Божия, Царица Небесная! Ты Сама пришла к нам со Святой Горы. Мы не ждали и никого не просили». И тут же пришло на ум: «Попросили сохранить ее до определенного времени...» И как быть? Сразу же вспомнилось описание Иверского образа Божией Матери: как образ Ее брали, заносили в храм, а икона оказывалась на воде или над воротами монастыря до тех пор, пока Пресвятая не сказала братии: «Я пришла сюда не для того, чтобы вы меня охраняли, а чтобы Самой хранить вас». И с той поры эту икону называют Вратарницей: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!» Мы со слезами приняли икону, поставили ее в храме. Рассказал я своим прихожанам, что Божия Матерь Сама пришла к нам с Афона, из Своего удела, чтобы утешить нас. Разные, конечно, бывают случаи, ситуации, и мы все нуждаемся в этой помощи нашей Царицы Небесной. Конечно, может быть, они ее не сразу замечали, когда входили в храм, но после этого они так прониклись, подошли к ней, приложились. А потом подходят ко мне и говорят: «Батюшка, какая теплота от иконы исходит! Она живая!» Я говорю им: «Конечно же, живая! Приходите, пока есть такая возможность, помолитесь, приложитесь – и не только тогда, когда идет служба в храме. Неизвестно, сколько времени она у нас будет: полмесяца, месяц, три месяца! У нас есть пока такая возможность прийти, приложиться самим, привести своих детей, бабушек, дедушек. А если у кого-то печаль, скорбь, переживание, то можно прийти к нам, помолиться у иконы Царицы Небесной». Вот такое великое чудо бывает!

Как еще открывается нам Господь? Один батюшка на своей проповеди рассказал как-то такой удивительный случай. В верующую девушку влюбился парень. Он был неверующий, в храм не ходил, в Церковь его никто не водил и в христианской вере не воспитывал. Вот девочка ему сказала: «Я верующая и в это воскресенье в храм пойду!» Он ей говорит: «А я неверующий, туда заходить не буду. Можно я тебя до храма провожу?» Девушка согласилась. Он ее раз проводил, два, а потом она ему говорит: «Завтра можешь меня не провожать до храма. Я пойду причащаться». Парень ей в ответ: «Ну и что! Все равно пойду провожать! А в храм заходить не буду». Девушка после службы выходит из храма, он смотрит на нее и к ней не подходит. Она его спрашивает: «Что с тобой? Почему ты ко мне не подходишь? Раньше подходил, за руку брал, а сейчас нет». Он ей отвечает: «Я не могу к тебе подойти! Ты сегодня вышла какая-то таинственная, такая красивая, такая воздушная! Я думаю, что я не достоин тебя». Девушка рассказала ему, что сегодня она причастилась, а Причастие изменяет человека. И он стал с ней ходить в храм.

Вот как Господь открывается! Если сердце готово принять Христа, то Господь найдет возможность и обязательно откроется такому человеку, и он будет с радостью служить Ему, поэтому приход человека к Богу, к Церкви – это большая, великая тайна, которая связана с внутренним состоянием. Конечно, и с нашей работой, с общением с Богом. Всегда надо помнить, что общение с Богом начинается в храме Божием. Я сейчас не помню имен, но у митрополита Антония (Блюма) есть такое описание. Был даже фильм такой с названием «Встреча», его можно найти в интернете и посмотреть. Там один герой, англичанин, рассказывает о том, как он стал священником. Они с другом ходили по городу, пошел дождь. Друзья, увидев здание с козырьком, решили стать там и переждать ненастье. А когда прислонились к двери, то она открылась, приятели попали в наш русский храм, где шла служба, Литургия. Они стояли, пережидая дождь в храме, их никто не выгонял, наоборот, встретили приветливо. И когда Литургия завершилась, то и дождь закончился тоже. Друзья вышли из храма, и один другому сказал: «Если есть на свете Бог, то служить Ему надо так, как служили здесь!» После этого он принял Православие, стал диаконом, а сейчас служит в нашей православной церкви в Лондоне. Он у себя на участке построил часовню, где вместе со всей семьей совершает повечерие, малую вечерню.

Как Господь открывается человеку? Я думаю, что Господь открывается в жизни каждому человеку, и не один раз. Но если у человека внутри находится такой отклик на тот призыв, тогда, конечно, Господь с радостью принимает человека и он начинает ходить в церковь. Можно человеку предложить не очень настойчиво, мягко вначале где-то постоять в сторонке в храме, посмотреть, изучить роспись, может быть, прийти сюда с культурной целью, интеллектуальной. Просто встать и посмотреть, а Господь найдет возможность через что открыться человеку. Как вот одна женщина подошла и сказала: «Батюшка, а эта икона такая теплая!» А другая заметила: «Да она живая!» То есть Господь такое открывает человеку, что и слов порой не можешь найти, они тебе в голову не приходят, а люди чувствуют, потому что это живое общение. Это свидетельство того, что наш Бог – Живой Бог.

То есть чудеса есть, но только мы, наверное, ищем чудеса материальные, а они тут духовные.

– Мы, может, ищем волшебную палочку, а здесь ведь не земное нам открывается, а мир Божественный, духовный. Он, самое главное, успокаивает человека, и ему после этого уже не надо ничего материального, безумного, разгульного... Человек ищет постоянного общения с Богом, довольствуется всегда малым, не переводит добро на что-то непотребное. Ему действительно нужно только самое необходимое.

Батюшка, я благодарю Вас за сегодняшнюю беседу, а в завершение ее хотелось бы попросить напутствие для наших зрителей.

– Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно благодарим за то, что вы смотрите телеканал «Союз», где нам есть возможность поделиться опытом своей духовной жизни. Я думаю, что и вы через это приобщаетесь к богатству нашего святого Православия. У кого есть возможность посетить наш храм и приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Пристанище житейских плаваний», пожалуйста, приезжайте к нам. Всем вам Божие благословение, храни вас всех Господь.

Раз Вы нас, батюшка, приглашаете, скажите нам адрес храма.

– Адрес наш, наверное, уже знают многие: Москва, Нахимовский проспект, 8. Приезжайте, мы будем вам рады.

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс