Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (840) → Игумен Нектарий: Наша жизнь должна следовать за молитвой

Игумен Нектарий: Наша жизнь должна следовать за молитвой

№39 (840) / 20 октября ‘15

Взгляд

Часто мы превращаем Исповедь в профанацию, говоря об одном и том же. И вечером, бывает, механически произносим слова. Как с этим бороться?

– Проблема не в том, что мы говорим на Исповеди об одном и том же. В профанацию Исповедь превращает не повторение на ней одних и тех же слов. В профанацию ее превращает отсутствие желания изменить свою жизнь и то, что мы в своей жизни одни и те же грехи повторяем. А это опять-таки относится к области нашей воли, к области нашего выбора. Всегда есть два пути: либо не совершать грехов, либо, если мы их совершаем по неразумию, немощи или слабости нашего произволения, то это должно вызывать соответствующее этим грехам покаяние и слезы. Если нет ни того, ни другого, то наступает состояние формального проживания своей христианской жизни, которое в той или иной степени всем нам бывает свойственно, но из которого обязательно нужно выбираться, потому что оно нашу христианскую жизнь убьет.

Это же связано и с молитвой, потому что, с одной стороны, молитва призвана изменить нашу жизнь, с другой стороны, наша молитва всецело на нашей жизни основывается. Это как две ноги единого тела. Молитва помогает сделать некий шаг вперед в нашей жизни, наша жизнь должна помочь сделать следующий шаг вперед нашей молитве. Но если получается так, что мы простираемся вперед в нашей молитве, а жизнь наша остается на месте, то начинается движение назад. Когда мы просим о том, чтобы Господь нас помиловал, и при этом понимаем, что мы не делаем ничего для того, чтобы Господь нас помиловал, то это прошение теряет смысл. Мы произносим молитву формально и по долгу, хотим, чтобы этот долг поскорее был исполнен, и все закончилось. Вот такая молитва пользу приносить не будет.

Впрочем, иногда даже она приносит пользу, если совершается человеком не потому, что он хочет ею от чего-то «отделаться», а потому, что он может сделать хотя бы это. Знаете, в житиях святых есть пример Петра Мытаря, который бросил в нищего хлебом, а ему зачлось это как милостыня. Господь всегда ищет повод помиловать человека. И благодать Божия прививается к чему-то живому, что в нас есть.

Но все-таки общий путь таков, что наша жизнь должна следовать за молитвой, а наша молитва будет следовать за жизнью. Они друг с другом неразрывно связаны. Где-то у преподобного Макария Великого говорится о том, что если человек старается молиться внимательно, глубоко, но при этом не старается так же внимательно жить, то Господь ради его стараний иногда может дать ему некое подобие молитвы, но это будет не молитва, а ее маска, и время покажет ее несостоятельность, неподлинность.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс