Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (839) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Внутренняя молитва должна быть для человека нормой жизни

Иеромонах Макарий (Маркиш): Внутренняя молитва должна быть для человека нормой жизни

№38 (839) / 13 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №37 (838)

Как зарождалось таинство Исповеди? Было ли оно у первых христиан? И в каком виде?

– Безусловно, было, но, как любые таинство и богослужебный литургический чин, оно развивалось. В одном из древнейших церковных документов конца I века (это Дидахе – «Учение 12 апостолов») мы находим краткое описание Евхаристии: перед тем как причащаться Святых Христовых Таин, сказано: исповедуйте друг другу свои грехи. В те годы церковная иерархия – епископ, иерей, диакон – еще только складывалась. «Диакон» в переводе с греческого означает «служитель»: в Книге Деяний апостолов мы читаем, как были избраны диаконы – как некоторое дополнение к апостольской общине. Пресвитеры (старейшины, старшие) были помощниками архиерея (епископа). Пресвитеры стали священниками, то есть стали совершать таинства – по мере необходимости.

В Древней Церкви таинства совершали главным образом епископы. Апостольское правило гласит: Евхаристию совершает епископ или тот, кому он поручит. Сегодня это так и продолжается, и верующие должны бы знать, что таинство Евхаристии совершается либо самим епископом (Патриарх или Правящий архиерей), либо от имени архиерея. Прислушайтесь к возгласу диакона: «Благослови, владыко», хотя никакого Владыки рядом нет, но в каждой православной церкви при начале Литургии диакон возглашает: «Благослови, владыко»; священник в ответ на это возглашение отвечает: «Благословенно Царство». Можно много рассказывать об истории развития Литургии, о ее необходимых модификациях применительно к новой церковной обстановке и неизменном содержании. Неизменное содержание состоит в том, что «где епископ, там и Церковь»: епископ возглавляет, дает начало совершению всех церковных таинств в своей епархии.

«Можно ли молитвенное правило читать не целиком, а только те молитвы, которые больше по душе? Можно ли правило заменять Иисусовой молитвой?»

– Если я, священник, приду в храм совершать службу и подумаю: «А может, я вместо этого сыграю что-то на гитаре?» (или просто вместо утрени совершу вечерню, а вместо вечерни прочту акафист), мне скажут: «Нельзя, батюшка» – потому что в храмах совершаются службы согласно Уставу, обычаю, установленному архиереем, или настоятелем храма, или игуменом монастыря и так далее. Священник совершает общественную молитву, общее богослужение...

Когда речь идет о личной молитве, кто дает вам разрешение? Господь Бог дает разрешение на любое доброе дело и не дает разрешения на какой бы то ни было грех. И когда мы говорим о личных молитвах, какое тут может быть «можно» или «нельзя»? Надо спрашивать: хорошо ли, уместно ли, приносит пользу или вред? С этим вопросом можно обратиться к вашему приходскому священнику, посоветоваться с ним.

Святитель Феофан Затворник в одном из писем, хотя это не канон и не догмат, а пастырский совет, советует одной из своих корреспонденток: «Не будьте рабом правила, пусть правило будет вашим рабом, пусть правило служит вам». Совершенно верно. Если священник (или псаломщик, или диакон) совершает молитву для людей, читает тексты, возносит молитвы для пользы окружающих, то когда я молюсь для себя, я делаю это только для своей пользы. Значит, выбор молитв, порядок их следования, время чтения и так далее – все должно служить моей пользе. Если будет наоборот, то человек впадает в формализм, в типичное фарисейство или сектантство, то есть в разного рода уклонения от православного образа жизни и мысли. Вспомним слова Спасителя: «Очистите прежде внутренность чаши, тогда и внешность будет чиста». Прежде всего такие соображения относятся к вашей собственной молитве.

В молитвослове очень много разных молитв, и молитвословов много. Если Служебник, Триодь или Октоих – богослужебные тексты, которые Церковью приняты, утверждены и без серьезных причин меняться не будут, то молитвословов очень много, каждое издательство выпускает свои молитвословы и добавляет в них все что угодно. Зарубежной Церковью был издан молитвослов известного епископа, в котором он самостоятельно сделал подборку молитв, кое-что исправил, добавил примечания, в результате получилось совершенно новое издание.

Подбирайте молитвы по своему нраву, по своему духу, и хорошо будет посоветоваться с приходским священником. Есть молитвы, которые могут не входить в душевный состав того или иного человека, их можно опускать. То же самое относится и к Псалтири, в которой 150 псалмов. Хорошо Псалтирь читать и даже учить наизусть, что сейчас мало принято. Крайне полезное и важное качество христианина (зависит от индивидуальной памяти) – учить наизусть молитвы, псалмы, которые вам нужны, в которых вы чувствуете, что это ваш голос, что это сказано ради вас и для вас.

Как уловить грань, чтобы не ослабить молитву? Человек может сказать себе: «Мне подходят вот эти две молитвы», будет их коротко читать и не будет развиваться, ссылаясь на то, что это его личное душевное рвение.

– Такая ситуация возможна. Для этого нужно советоваться с приходским священником и со своей совестью. Но совесть может отступить на задний план. Советуйтесь со священником, контролируйте ситуацию.

Простое и часто применяемое правило – молитвы по времени. Например, человек просыпается утром и может 10 минут времени (так он считает) уделить молитве. Он ставит перед собой часы и в течение 10 минут читает те молитвы, в таком темпе и таком составе, как ему на сегодняшний день удобно. Либо он подряд частично читает утреннее правило (часть сегодня, часть завтра, часть послезавтра), либо выбирает особенные молитвы на каждый день, и так далее. Главное, 10 минут времени он посвящает молитве. Вечером можно выделить 15 – 20 минут, как кому возможно. Таким образом, человек, с одной стороны, предотвращает ненужную спешку или попытки сократить, уклониться от разговора с Господом, с другой стороны, устраняется поспешность в самом чтении.

Очень плохо, когда люди просто тараторят молитвы. А когда вы знаете, что время так или иначе отведено, вы не будете быстро читать.

Но ведь правило составлялось с предположением, что его будут читать целиком?

– Утренние и вечерние молитвы молитвослова – это монашеские правила. Эти молитвы пришли из монашеского быта, монашеских, монастырских уставов, достаточно древних, в большом числе в переводе с греческого языка.

Жизнь гражданская, мирская не равна жизни монашеской, и не нужно пытаться уподобить свою жизнь жизни монашеской – это неправильно. Хотя Христос один, Церковь одна, но образ жизни разный – соответственно и молитвы могут быть разные. В качестве образца, источника их можно использовать, но в качестве буквального примера для подражания не всегда пригодно. То же самое относится и к посту, еде, но это отдельная тема. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс