Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (839) → Иерей Александр Асонов: Интриги

Иерей Александр Асонов: Интриги

№38 (839) / 13 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Батюшка, скажите, пожалуйста, почему так сложилось, что в человеческом обществе живут интриги?

– Вы задали такой серьезный философский вопрос, что я не могу ответить на него одним или даже рядом предложений. На это уйдет длительный период времени, и, наверно, мне нужно написать по этой теме целую научную статью. Давайте перефразируем этот вопрос, чтобы не начинать со слишком «размытого» материала.

Хорошо, тогда давайте начнем с происхождения данного слова.

– Слово «интрига» в переводе с латыни – «запутываю». Можно посмотреть определение данного понятия в словарях, в интернете (в частности, в «Википедии»). Там написано, что это «способ достижения цели посредством манипуляции другими людьми». Существуют производные этого термина: интригующий, заинтригован и прочие. Причем не всегда эти производные имеют негативный оттенок. Но, так или иначе, предполагается достижение желаемого через манипуляцию другими. Как это происходит? Через определенные фразы, жесты, двусмысленные высказывания, недомолвки, намеки. Интрига необязательно должна быть выражена вербально. Она может быть визуальной, предполагать какой-то поступок, действие. В обществе это существует, и это невозможно вычеркнуть из человеческой жизни. Это тонкий момент. Я думаю, что интрига находится в глубине греховной человеческой природы, внутри каждого из нас. Мы с детства знаем, что такое интрига. Этому не учат. Постепенно человек сам научается более сложным манипуляциям. Но изначально он постигает это, словно учится ходить или говорить на родном языке; скорее все-таки «ходить», потому что языки бывают разными, а интрига в любой лингвистической форме одинакова.

Но всегда ли инициатором интриг выступает один человек?

– Нет. Это может быть один человек или группа людей. Интрига бывает индивидуальной, когда достижение какой-то цели посредством манипуляции другими людьми и их сознанием предполагает один человек, и групповой (в данном случае это уже заговор). И в том, и в другом случае интрига – попытка достигнуть цели не совсем правильными способами.

Всегда ли человек, который становится участником интриги, понимает, в какой ситуации оказался?

– Изначально подобные намеки, высказывания, умалчивание могут выглядеть очень позитивно: кто-то пытается тебе помочь. На самом деле всякая недомолвка чревата неискренностью. Если человек что-то недоговаривает, он неискренен. Он намекает, а ты должен сам достроить до конца его мысль. И не факт, что ты сделаешь это правильно. Главное, что в этот момент человек тебя запутывает. Что такое интрига в нашей жизни? Представьте: поздно вечером вы идете по тропинке в лесу. Тропинку еще видно, но видно плохо. И вдруг сбоку от вас происходит что-то, что сбивает вас с толку. И вот вы уже дезориентированы. Интрига – нечто подобное. Самое интересное, что она порождает «сумеречную зону», когда ты не понимаешь, о чем речь, что, где, кто сказал:

– А вот, сказали.
– Кто?
– Да там, сказали.

Это один из примеров. В любом случае намеки, недомолвки очень опасны. Они говорят о том, что группа людей или отдельно взятый индивидуум преследуют свои цели, пытаясь вовлечь вас в свою стратегию, которую они разрабатывают, и использовать. Мы все имеем к этому склонность. Тот, кто интригует, в какой-то момент начинает чувствовать себя кукловодом, ощущает, что возвышается над другими: «Я знаю что-то, чего не знают они. Я намекаю им об этом, пытаюсь прояснить для них ситуацию. Но через это я смогу нечто приобрести и для себя». Это связано с человеческой гордыней. Неискренность и гордыня – правая и левая рука зла. Любая интрига – это зло.

Если обратиться к истории, в советское время православные люди жили в режиме «полуподполья»: для достижения конкретной цели – быть в Церкви – приходилось запутывать власти, выкручиваться. Не было ли это своего рода интригами?

– Я бы так не сказал. Это способ выживания. В данном случае невозможно интерпретировать поведение Церкви того исторического периода как интригу. Церковь не пыталась втянуть советскую власть во что-то плохое. А интрига – попытка втянуть кого-то во что-то ради достижения своих коростных целей, при этом вы так или иначе подставляете этого человека. Церковь в советский период была искренна. Она была вынуждена скрываться, каким-то образом выживать. Это был инстинкт самосохранения. Поэтому Церковь не прокламировала свои идеи открыто, более того, ей запрещали это делать. Она бы с удовольствием этим занималась, просто ее поставили в такие рамки (например: «вы не должны читать проповеди после чтений во время Божественной литургии, потому что не надо агитировать народ»).

Почему в нашей традиции из литургики была настолько вытеснена проповедь? Потому что был длительный советский период, когда либо заставляли заранее писать проповедь и отдавать ее на утверждение ответственному по делам религии, либо во время отпуста говорить только «братья и сестры, сегодня праздник, была прекрасная Литургия, поздравляю всех причастников». Церковь заблокировала сама советская власть, которую Церковь не стремилась использовать. Другое дело, что в Церкви всегда были интриги, потому что она – срез общества. Но Святая Апостольская Православная Церковь никогда не смотрела на людей как на материал, который можно использовать, а прокламировала, что каждый человек – чудесное творение Божие и от Бога обладает удивительной природой, потому что создан по образу и подобию Божию. Церковь всегда говорила об этом, и в советский период тоже. Получается, интригами занималась власть. Она пыталась порождать интриганов в церковном сообществе, потому что интрига раскалывает сообщества и может породить разобщение даже среди очень близких людей. Одно невзначай брошенное третьим лицом слово может посеять между ними недопонимание, раскол, хотя эти люди в данный момент не имеют между собой никаких споров. Интрига порождает промахи. Промах – последствие греха.

Вопрос от телезрителя: «Какие силы имеют на интригана наибольшее воздействие: его внутреннее зло или невидимый мир злых духов?»

– Думаю, что основной причиной его поведения является его внутренняя интенция (намерение). Это не какая-то бесовщина или негативный духовный мир. Но с другой стороны, не стоит забывать, что интриган начинает вести себя таким образом, потому что имеются какие-то основания, связанные с историей его жизни. То есть в жизни человека был какой-то период, содействующий формированию такой личности, для которой люди – ничто, она видит только себя и свою гордую цель. Для такого человека нет малых и великих – только падшие. Он д’Артаньян, все вокруг – гвардейцы кардинала. Интрига, как наркотик, порождает интересное внутреннее состояние эйфории. Человек становится сродни морфинисту. Он обладает людьми, может ими манипулировать.

Но ведь интрига прорастает далеко не на всякой почве. Есть коллективы, в которых нельзя представить наличие интриг, а есть такие, где что ни день возникает интрига за интригой.

– Женские коллективы почему-то страдают этим больше всего. Это отдельная тема, я не буду ее сейчас затрагивать, чтобы не обидеть наших сестер, матерей и жен. Мне еще ехать домой, а там матушка и мама, которые сейчас смотрят эту передачу. Они скажут мне все, что думают по поводу меня и моего отношения к женщинам, нашей праматери Еве (именно про нее они мне и напомнят). Может быть, женская природа склонна к интриганству: это попытки самоутвердиться. Женщина должна выживать в этом мире посредством прокламации себя как личности, в том числе визуально.

Вопросы интриг и гордыни взаимосвязаны между собой, их нельзя разъединить. В обществе это всегда неизбежно возникает. Поэтому почва интриг – человеческая гордыня и попытка кого-то использовать. Может быть, за счет эфемерного ощущения власти в организме человека даже вырабатываются какие-то химические элементы. Наверняка существует понятие «эфемерная власть», когда власти нет, но есть ее ощущение. Вы никогда не обращали внимание на особое внутреннее возбуждение, когда вас чем-то награждают или говорят доброе слово? Людям нравится, когда им дают какие-то награды, титулы. Я не говорю про всех: кто-то выше этого. Но иногда из-за титула (без какой-либо власти или материальной выгоды) человек начинает чувствовать себя по-другому. Это попытка самоутвердиться на принципах, которые являются зыбкими, неустойчивыми, как туман; это дом, строящийся на песке. У человека возникает ощущение горделивого достоинства, самоуверенности, превозношения над кем-то. Человек становится выше самого себя.

У кого-то из классиков (по-моему, у Льва Николаевича Толстого) есть произведение, в котором один из героев в поезде рассказывает своему спутнику о своей жизни и говорит о том, что однажды, по юности лет, увлекся женщинами. Ему стала нравиться распутная жизнь, он ходил в дома терпимости, соблазнял женщин и так далее. И он сказал: «Понимаете, человек, живущий такой жизнью, начинает ощущать, что имеет над кем-то власть». Блудник подобен наркоману. Ему не выйти из этого состояния. Тот, кто плетет интриги, занимается подобным.

Вопрос от телезрительницы из Выборга: «В интриге всегда есть две стороны. Как быть человеку, который стал жертвой интриги, как бороться, какие меры предпринимать? Как поступить по-христиански?»

– Все зависит от контекста ситуации. Это индивидуальный момент. Я не могу ничего посоветовать. Та или иная ситуация должна рассматриваться определенным образом. Человек должен почувствовать, что его пытаются вовлечь в какую-то грязную игру, попытаться уйти от этих людей на максимально дальнее расстояние. Интригу можно сравнить с некой сетью, в которую ты попал, когда плавал. Если есть возможность вовремя выдернуть из нее ногу или руку и отплыть, то ты в эту сеть не попадешься. Либо придется ее рвать. Интригу надо разрывать сразу на части. Играть по ее правилам нельзя: это глупо. Ты неминуемо запутаешься в ней еще больше.

Вопрос от телезрительницы из Екатеринбурга: «Как уйти от интриг, которые предлагает нам телевидение? В посты есть силы уйти от этого, а между постами тянет погрузиться в интриги телевизионных шоу, художественных фильмов. А потом и молиться, и читать даже православную художественную литературу (не то что святых отцов) трудно. Что бы Вы посоветовали?»

– Думаю, что я уже дал ответ на этот вопрос. Только что я говорил о том, что если вы чувствуете, что вас пытаются вовлечь в какую-то интригу, попытайтесь избежать этого, отойдя на максимальное расстояние, каким-то образом удалить это из своей жизни. В конце концов, в мире существует множество других интересных вещей, не только художественная литература. Сейчас вы можете выбрать иные варианты того, что может заполнять вашу жизнь. Есть интернет, посредством которого можно найти хорошие сайты с классическими фильмами. Смотреть классику тоже полезно. Читайте качественные позитивные ресурсы, чаще смотрите телеканал «Союз» или «Спас». И тогда постепенно вы сможете от этого отойти. Либо отойти, либо придется рвать путы. Но рвать путы – крайний вариант: значит надо полностью все отключить. В таких случаях люди говорят: «Я пока уеду в деревню, подальше, в глушь, в Саратов к тетке, там приду в себя, потом вернусь – и все будет хорошо». Бывает и такое. И кому-то иногда нужно уехать туда, где потише, поспокойнее, побыть наедине с собой. Мы живем в очень интенсивное, напряженное время. Люди, которые живут в мегаполисах, переживают особенно много психологических стрессов, влияющих на их духовное состояние. По возможности надо давать себе отдыхать от этого.

Но почему шоу на светском телевидении так затягивают? Отчего к ним возникает интерес? Ведь интрига связана с интересом.

– Это наша человеческая природа. Мы все любим посплетничать, а интрига связана в том числе и со сплетнями, слухами. Человек, который имеет многолетний жизненный опыт и которому Господь открыл Свои истины, может легко переживать сплетни, не обращая на них никакого внимания и не питая к ним склонности. Но большинство из нас к этому склонность имеет. Этим и пользуются масс-медиа: шоу, скандалы, интриги, расследования – это их работа. Им надо чем-то привлекать людей. Когда мы идем в цирк, что мы хотим там увидеть? Шоу. Чтобы слон танцевал, медведи ездили на велосипеде. Это нужно нам. Медведю нужно другое: он хочет бегать в лесу. Ему совершенно неинтересно ездить на велосипеде. Я больше чем уверен, что слону танцевать тоже неинтересно. Это неестественные условия существования для животных. Цирку это нужно, потому что ему за это платят деньги. Я не говорю, что цирк плох, а пытаюсь пояснить, почему это происходит. Сплетни существуют, потому что есть спрос. Спрос есть, потому что существует наша греховная природа и мы склонны к тому, чтобы сплетничать и интриговать.

Это наша беда. И как только мы замечаем это в себе, мы должны пытаться уйти от этого, потому что никакая интрига и сплетня никогда не приносила, не приносит и не будет приносить никому настоящей духовной прибыли. От этого страдает и тот, кто сплетничает и интригует, и тот, кто находится под влиянием сплетника и интригана. Тот, кто интригует ради достижения своей цели, вредит своей бессмертной душе. Вспоминаются слова Спасителя: «Что человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?» То есть никакая интрига не является оправданием. Ты начал интриговать – все рухнуло: ты уже занимаешься непристойным делом, а тот, кто является жертвой, страдает из-за самой интриги и слухов. Но к жертве нельзя предъявлять претензий. Если мы хотим быть свободными от склонности к интригам, мы должны помнить, что надо избывать их из своей жизни. Не хочешь, чтобы кто-то пытался тобой манипулировать, не манипулируй другими; не хочешь, чтобы кто-то занимался интригами в твоей жизни и распускал о тебе слухи – не распространяй слухи о других, не плети интриги. Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы люди поступали с вами. Это элементарная философия.

Когда мы общаемся в церковной среде, кажется, что там интриг нет. Но они есть.

– Как я уже говорил, Церковь – срез общества. Интриги всегда были, есть и будут. Они есть и в светском, и в церковном обществе. Только вот в чем беда: в светском обществе интриги, слухи, попытки манипуляции кем-то для достижения своей цели выглядят естественно, как борьба за выживание. А в Церкви это приобретает какие-то карикатурные формы. Это смешно. Когда кто-то начинает плести интриги в Церкви, на территории Бога (а Церковь как сообщество верующих – территория Бога, потому что «экклесия» в переводе с греческого – «собрание верных»), это выглядит карикатурно. Это карикатура на мир. В миру это естественно. Это и так плохо. И все это понимают. Вообще за это бьют. А когда кто-то кем-то пытается манипулировать в Церкви, плести с благовидным выражением лица и потупленным взором какие-то интриги, его, конечно, не бьют – это Церковь, здесь это не принято. А в миру давно бы выбили зубы. Здесь же он начинает закостеневать еще больше, потому что вокруг много добрых людей, ведь Церковь полна искренне верующих. Среди них есть волки в овечьей шкуре – об этом очень много говорил Августин Блаженный: «Церковь – корпус пермикстум» («тело смешанное»). В ней есть и хорошие, и плохие. Это неизбежно, потому что Церковь видимая и существует в миру Христовом. Среди двенадцати был Иуда. Интриганство в Церкви приобретает гипертрофированные карикатурные формы, потому что Господь долготерпит и люди, которые попадают в такие ситуации, – добрые христиане. Конечно, они не могут повести себя как обычные светские люди. В миру это чревато. Интриган – нарицательное наименование. Помните, в стихах у Филатова: «А виновник – генерал, интриган и аморал! Энто он, коровья морда, честь цареву обмарал!» Это нормальное отношение к сплетнику и интригану в миру.

В древности за такое отлучали от Церкви.

– Не вижу ничего плохого, чтобы дать понять «интригану и аморалу» (не в физическом смысле, а в вербальном), что он не прав. Не надо этого бояться, какое бы положение он ни занимал. Нужно просто воспитанно сказать: «Я с Вами не согласен, Вы не правы». Все. Господь разбирается с интриганами в Церкви очень быстро: все они попадают в свои сети. Этим и заканчивается. Мгновенно. Может быть, молния по темечку бьет не в тот же день (я образно выражаюсь), но рано или поздно это происходит. Церковь – святая территория. Здесь это не пройдет. Никогда не проходило. (Окончание в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс