Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (834) → Протоиерей Константин Пархоменко: Психологический портрет Господа нашего Иисуса Христа

Протоиерей Константин Пархоменко: Психологический портрет Господа нашего Иисуса Христа

№33 (834) / 1 сентября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №32 (833)

В общем, мы себе представляем такой психологический портрет Иисуса Христа: красивый, энергичный, сильный, выносливый человек. Сказано, когда они совершали путешествие: ученики Его запыхались, без ног валились, а Христос говорит им: «Идемте дальше». Христос ухаживал за Собой, Он говорил: «Когда поститесь, не будьте унылы», «умой лицо свое, помажь голову свою елеем». В праздники обычно смазывали голову елеем, чтобы она блестела. Иисус следил за Собой. Он был интеллигентным, красивым человеком, ярко, интересно говорил, сопереживал людям в их горе. Он мог шутить, разделял радость человеческую: Он пришел на пир в Кану Галилейскую и превратил воду в вино, чтобы пир продолжался, чтобы люди веселились; Христос не был против человеческого веселья.

Вчера я разговаривал с одной женщиной, которая сказала, что не может стать христианкой, потому что любит мир, не может отказаться от радости мира. Я ее спросил, откуда она составила такое впечатление, что христианство зовет отказаться от мира в его прекрасных и светлых проявлениях? Господь Иисус Христос любил мир. Мы уже говорили о том, как Он умилялся тому, как Бог Отец одевает каждое растение, каждую травинку, как Он радовался птичкам маленьким, как Он радовался человеческой радости и как Он плакал, когда видел, как сатана вносит темные линии в наш мир, портит жизнь людям.

Вопрос телезрительницы: «Когда Иисус Христос вместе с родителями был на Пасхе в Иерусалиме в 12-летнем возрасте, родители искали Его, а Он сказал им: «Разве Вы не знаете, что Я в доме Отца Своего». При Крещении Его Иоанном был голос Бога Отца с Неба: «Ты Сын Мой Возлюбленный» – это было личное обращение ко Христу. Знал ли Христос до Своего Крещения о том, что Он – Бог?»

– Вопрос очень хороший и непростой. Старое, прежнее, даже святоотеческое представление нам говорило, что Иисус с младенчества знал, что Он Сын Божий, знал, что эта сила в нем была, но Он ее скрывал, а на самом деле Он мог бы всех испепелить одним мановением руки. Современные библеисты говорят, что, скорее всего, Христос догадывался об этом, но нельзя сказать, что Он стопроцентно знал эти вещи. Для Него Крещение было очень важным: Христос получает от Бога Отца подтверждение: «Ты Сын Мой Возлюбленный» – Христос крестится, и Отец дает Ему подтверждение: «Иди, совершай эту миссию, совершай это служение». Второй раз Отец является Ему и подтверждает это в момент Преображения, когда Христос думает о Своих страстях. Тогда явились Ему Моисей и Илия, говоря о Его исходе. «Исход» – это термин, означающий страсти Христовы. Христос спускается с горы Фавор и идет на другую гору – Голгофу.

Итак, есть две точки зрения. Первая, традиционная и классическая: Иисус прекрасно знал, что Он Сын Божий. Вторая, которую принимают современные ученые-библеисты и которая имеет подтверждение в Священном Писании: Иисус, скорее всего, догадывался о Своей особой миссии, как и Его родители. Про Пресвятую Богородицу сказано: «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (См.: Лк. 2, 51). Она напряженно размышляла о том, кто Ее Сын, до конца не понимая, что значит «Сын Божий, Спаситель мира»; для Нее это были таинственные вещи.

Получается, что Иисус все это знал, но скрывал от Своих близких людей, родителей? Скорее всего, Христос догадывался о Своей особой миссии, о Своем предназначении, и по мере земного служения Ему эта тайна постепенно открывалась. Я со всем уважением читаю, что святые отцы говорят о воле и чувствах Христа, но мы не можем знать все до конца наверняка. Священное Писание нам не дает знаний о том, как воля и чувства в Иисусе Христе взаимозаменялись, общались; насколько и в каких пропорциях взаимодействовали в Нем Божественное и человеческое. Мы не можем этого познать, мы можем только предполагать, но с известной долей осторожности.

Есть такие моменты в Священном Писании, которые кажутся жесткими, трудно понимаемыми – например, когда женщина требует помощи, а Спаситель отвечает ей, что нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

– Это очень хороший вопрос. Мы говорим, что Христос любит людей, а как же он их любит? Одна женщина, сирофиникиянка-язычница, говорит Иисусу, что дочь ее зло страдает – беснуется, и просит помочь ей. На это Иисус говорит ей, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». На слова женщины, что «и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», Иисус отвечает: «Великá вера твоя; да будет тебе по вере твоей» (см.: Мф. 15, 26–28). Христос действительно вначале не хочет совершать для нее чудо. Почему?

Многие святые отцы об этом думали, и даже у них нет единого мнения на этот счет. Скорее всего, Иисус Христос не хочет совершать для нее чуда по очень простой причине: Он вообще для язычников не хотел совершать чуда. Если бы Христос стал совершать чудеса сегодня для евреев, завтра для язычников, то у евреев, которые видели служение Христа, произошла бы каша в голове, шизофрения: Мессия должен прийти к Израилю, к богоизбранному народу – сначала должен обратиться Израиль, а потом спасение должно потечь во все остальные народы. Так предсказывали пророки. Христос, когда явился после Своего Воскресения, сказал: «Теперь настало время, идите и крестите все народы». Тогда же время еще не настало. Христос совершал иногда для язычников чудеса, но это не было системой, это было в порядке исключения. В этом случае Христос не хочет помогать этой женщине, но Он отвечает ей не жестко, а с юмором, напоминая поговорку: евреи называли себя детьми Божиими, а язычников – псами, собаками, и звучало это грубо. Христос называет слово в оригинале, означающее маленькие собачки, щеночки. Христос с юмором ей отвечает, что нехорошо отнять хлеб у детей – чад Божиих и бросить собачкам. Он смягчает эту форму и цитирует поговорку того времени. Эта мягкая и деликатная поговорка должна показать женщине, что Он не хотел бы совершать чудо, что не для этого Он пришел; Его окружала толпа евреев, и это нарушит их ожидания. Но женщина проявляет настойчивость, и вместо того, чтобы отстать, она говорит, что, когда со стола падают крохи, их и собачки съедают. Христос умилился такой настойчивости и говорит, что дочь ее будет здорова. Поэтому здесь нет жесткости и агрессии Христа, но мы видим нежелание совершать чудо для язычников.

Мы говорим о психологическом портрете. Думаю, что у Спасителя был и определенный темперамент. Все люди разные, у каждого свой темперамент. Насколько мы можем уподобляться Спасителю?

– Современная психология говорит нам, что темперамент – это то, что нам задано, дар Божий, нам его не переделать. Замечательно, что у каждого свой темперамент. Я бы не рискнул говорить о темпераменте Христа. В любом случае, Он не был ни флегматиком, ни меланхоликом, скорее холериком, потому что был ярким, динамичным, был лидером, но не потому, что был Богочеловеком. Куда бы Христос ни попадал, даже в общество к фарисеям, Он становился центром внимания, потому что был просто ярким Человеком. Святые отцы говорили: замечательно, что у каждого есть свой темперамент. Мы же должны, пользуясь им, обратить его себе на пользу, хотя это сделать бывает не просто. Например, человеку порывистому святые отцы советовали обратить свои порывы на доброе, на достижение светлых духовных перспектив, преодолевая движение к страстям и грехам. Каждый из нас имеет Богом данный темперамент и может с помощью благодати Божией, которая нам дается, обратить его себе во спасение.

Как Вы считаете, та эпоха, в которой жил Спаситель, была легче в плане выбора для маленького Иисуса Христа – кем быть, каким быть? Если бы Спаситель родился в наше время, на мой взгляд, Его задача была бы просто невыполнимой – вырасти в современных условиях таким, каким Он должен стать?

– Вы задали сложный вопрос, над которым мне надо думать. Хочется сказать и то, и другое.

Хотелось бы поразмышлять, насколько человек стал другим за эти прошедшие две тысячи лет? Понятно, что изменились условия жизни, технически нам жить легче, население планеты в основном грамотное. Специалисты говорят, что в то время даже среди евреев было всего 2% грамотного населения. Люди были простые: крестьяне, рыбаки, мелкие ремесленники, поэтому Христос и общался с ними яркими притчами.

К слову о том, что Христос был умным и остроумным человеком: Он рассказал нам более 30 притч. Если кто-то думает, что это ерунда, попробуйте придумать пару интересных хороших притч, упакуйте некий элемент христианского учения в яркий, интересный рассказ – и вы увидите, как это тяжело. Конечно, время было другое, но человек всегда такой, какой есть: как правило, люди духовно ленивы. Христа эта ситуация расстраивала и возмущала (хотя мы не знаем, было ли Ему присуще возмущение). Он всегда говорил: «Горе вам, еврейские города, которые видели столько чудес, что если бы это увидели Содом и Гоморра, они бы покаялись». Столько всего сделал Христос для еврейских городов – Капернаума, Вифсаиды! Люди ходят за Христом, пользуются Его благами, которые Он дает, но внутренне меняться не хотят. Потребительская установка людей часто встречается даже в Евангелии.

Там описан случай, когда Христос спускается с горы Фавор, и вдруг из народа выходит отец бесноватого мальчика и просит Христа помочь, потому что ученики не смогли излечить его сына. Христос отвечает: «О род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» Святые отцы размышляют, кому Христос адресовал эти слова, может быть, ученикам? Нет, Он отцу адресовал эти слова. Ученики все оставили и пошли за Иисусом, а где был этот отец? Почему он не ходил за Иисусом, а пришел к Нему только когда возникли проблемы с ребенком? Потом ребенок исцелился, и отец опять ушел, вернулся к своим делам. Поэтому Христос и восклицает такие слова: «О род неверный и развращенный!» – все только пользуются Христом, хотят только вытребовать, получить от Него что-то и вернуться опять к прежней своей жизни.

Очень показательна история, когда Христос изгнал бесов из Гадаринских бесноватых, они вошли в свиней, стадо свиное бросилось с кручи, а люди начали просить, чтобы Иисус ушел от пределов их города. Люди решили: не нужны нам проблемы никакие, мы лучше со своими свиньями останемся. Вот так и многие современные люди хотят оставаться со своими грехами, страстями: пусть они запутались в них, не знают, как жить, во что верить, но им так уютнее, чем Ты, Господи, что-то в нашей жизни будешь менять. Такая духовная лень всегда была присуща людям. Думаю, что человек – это самый тяжелый и неподатливый материал, самый сопротивляющийся. Когда Иисус рассказывал притчу о десяти девах и о женихе запоздавшем, подразумевалось, что долго еще не придет Сын Человеческий. Апостол Павел думал и говорил, что он доживет до Второго Пришествия Христа, – но мы увидели, что их убили, казнили: мир не с радостью принимал Христа. И Христос знал, что мир не примет христианство с распростертыми объятиями.

Вопрос телезрительницы из Краснодара: «В Евангелии от Иоанна очень подробно описана встреча Спасителя с самарянкой. Написано, что ученики пошли купить еды, получается, что при разговоре самарянки с Христом никого не было. Тем не менее евангелист Иоанн очень подробно описывает их беседу, приводит их диалог. Каким образом это могло быть до нас донесено?»

– Очень хороший вопрос. Пользуясь возможностью, так как нас смотрит большое количество телезрителей, я хотел бы людям прорекламировать, что на сайте «Азбука веры» у меня есть проект, где я прокомментировал все евангельские чтения, которые день за днем читаются. Кто зайдет на этот сайт, найдет в разделе «Церковный календарь» видео, в котором я, с учетом святоотеческих и новейших богословских сочинений, комментирую то или иное евангельское чтение, день за днем все четыре Евангелия, 365 чтений.

Мы должны принять за основу следующее: Иисус или эта женщина рассказали ученикам, что произошло. Там сказано, что женщина-самарянка побежала потом всем рассказывать. Иисус у них неделю пробыл, и за это время ученики и могли пообщаться с этой женщиной. Проблемы в этом нет, чтобы кто-то потом рассказал.

Важно помнить, что евреи и самаряне в то время были врагами и не могли общаться. А еще важно понять, что эта беседа перевернула мировоззрение этой женщины. Некоторые люди не доверяют истинности слов Христа в этом евангельском эпизоде, говорят, что там могло быть что-то додумано. Мне кажется, не нужно думать, исходя из некоторых версий, что кто-то что-то додумал, что евангелист Иоанн сконструировал какую-то богословскую беседу. Беседа Христа с самарянкой очень реалистичная, практичная и конкретная. Иисус обличает женщину, что она сожительствует с мужчинами, имела 6 мужей, на самом деле это были не мужья, а сожители. Эта женщина – блудница, она пришла к колодцу в полдень, когда сильная жара и никого нет. Женщина пришла, чтобы ни с кем не встречаться, а встретилась с Иисусом, и это очень символично. На самом деле можно много рассуждать об этом с виду незначительном, но важном эпизоде из жизни Спасителя.

Раз уж мы затронули тему Евангелия от Иоанна, не могли бы Вы кратко объяснить, почему три первых Евангелия, которые мы называем синоптическими, повествуют больше о земной стороне жизни Спасителя, а евангелист Иоанн – о духовной?

– Вы правильно сказали, что три первых евангелиста называются синоптиками. Синоптик – это не тот, кто погоду предсказывает: в переводе с греческого это слово означает «согласие», они согласны друг с другом.

Еще 80 – 100 лет назад в библеистике было модно считать, что первые Евангелия – Матфея, Марка и Луки – сообщают о реальном Иисусе, а Евангелие от Иоанна, скорее, не рассказ о реальном Иисусе, а богословская поэма, когда первые христиане, размышляя над тем, что сказал Иисус, сочинили такие красивые поучения. Но археологические раскопки, библейские исследования показали, что это не так, и дали ответ на вопрос, почему Евангелие от Иоанна так сильно отличается.

На сегодняшний день в науке общепризнано, что Евангелие от Иоанна основывается на Иерусалимском материале. Иисус не жил в Иерусалиме, Он туда приходил всего 3 – 4 раза за Свою земную жизнь. В этом городе у Него были друзья, например Иосиф Аримафейский, который купил себе богатую гробницу, приехал жить в Иерусалим, чтобы он и его потомки потом были там захоронены, но он эту гробницу впоследствии подарил Иисусу. В Вифании, пригороде Иерусалима, друзьями Иисуса были Мария, Марфа и Лазарь. В Евангелии от Иоанна все время говорится о людях, сопутствующих Христу в Иерусалиме.

Археологи обнаружили, что Евангелие от Иоанна не ошибается ни в каких нюансах, оно абсолютно топографически точно воспроизводит городские детали. Другие синоптики, говоря об Иерусалиме, все время ошибаются, не совсем в нем ориентируются. Синоптики основываются на Галилейском материале, где Христос проповедовал в окрестных городках и селах, говорил простым языком, обращаясь к простым людям. Вот этот материал, эти предания сохранились среди галилейских христиан и потом вошли в Евангелия галилейские. А материал бесед Иисуса, служения Иисуса, проповедей Иисуса в Иерусалиме и его окрестностях сохранили иерусалимские христиане, и на основании иерусалимского материала было написано Евангелие от Иоанна. Это общепринятая точка зрения в современной науке. Евангелие от Иоанна – это не поэма. Понятно, что иерусалимские христиане отличались от галилейских своим развитием, поэтому Христос им говорит более загадочные, таинственные, высокие вещи. А обращаясь в Галилее к рыбакам и крестьянам, Христос говорил на понятном им языке притчами.

Как для себя сложить портрет Иисуса Христа, который мы пытаемся создать, читая Священное Писание?

– К сожалению, просто читая Священное Писание, нам не сложить такого портрета, если мы не будем знакомиться с какими-то исследованиями на эту тему. Я сейчас предпринимаю попытку написать общедоступный комментарий на весь Новый Завет. У меня есть цикл лекций, подробный разбор всех Евангелий. Если прослушать этот материал, сложится образ Христа. К сожалению, не зная реалий, мы не поймем до конца, что Иисус имел в виду. Не нужно забывать, что Христос говорил по-арамейски, а Евангелия были написаны по-гречески. В Евангелии есть непонятные без обратного перевода на арамейский язык места. На сегодняшний день ученые это и сделали: перевели непонятные речи Христа на арамейский язык, и они зазвучали по-иному, в них появился смысл. За отсутствием времени я не буду приводить примеры, но это факт.

Обязательно нужно знакомиться с реалиями, читать книги, посвященные жизни Иисуса, той эпохе, и тогда Его образ засияет всеми красками, Он станет живым перед нами, а не каким-то написанным на иконе и поставленным на полочку далеким Богом.

Я очень люблю Господа и Спасителя, очень люблю Евангелие, на протяжении более чем 20 лет изучаю, читаю, занимаюсь, ежедневно погружаясь в эту тему. То, что открывается нам, когда мы глубже это познаем, неизмеримо интереснее и прекраснее того, что дается нам из простого чтения текста Священного Писания.

Некоторые говорят, что им достаточно святых отцов и не нужны богословы и библеисты. Не нужно забывать, что святые отцы писали в то время, когда такого города, как Иерусалим, вообще не существовало: он прекратил свое существование в I веке, а во II веке на том месте построили языческий город Элия Капитолина. Иоанн Златоуст жил в IV – начале V века, он не видел Иерусалима, того Израиля не было, римляне стерли его с лица земли. Иоанн Златоуст вообще ничего не знал об обрядах и традициях того времени. Приведу еще пример. Был такой историк, отец церковной истории Евсевий Кесарийский, епископ Кесарии (Палестины). Он много путешествовал по Палестине и написал книгу «Ономастикон», в которой указал, каким библейским событиям в его время (а жил он в IV веке) какие соответствуют места. Современные ученые говорят, что Евсевий Кесарийский верен только на 20 %, а на 80 % он не знает, где что было. Говорится, что Иисус был тут, а на самом деле Иисус там не был, а был в другом месте. Даже в начале IV века уже не было известно жителям Палестины, где что происходило. Например, в конце XIX века раскопали Вифезду купель и убедились, что апостол Иоанн говорит все точно, она действительно была у Овечьих ворот. До этого времени думали, что это вымысел: какая такая гигантская купель Вифезда, когда все раскопано, и нигде в Иерусалиме ее нет. Нашли, и до сих пор каждый день находят что-то, подтверждающее Евангелие. Надеюсь, что мы будем возвращаться к теме изучения Евангелия еще не раз, к теме лучшего понимания образа Господа и Спасителя, Его действий.

Господь да благословит всех вас! Спасибо вам за вашу любовь и терпение!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс