Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (834) → Художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского В. И. Федосеев: Люди должны помнить

Художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского В. И. Федосеев: Люди должны помнить

№33 (834) / 1 сентября ‘15

Верую

Продолжение. Начало в №30 (831) – №32 (833)

И кино, и музыка – возрождается религиозное направление. Как Вы к этому относитесь? Надолго ли хватит этого направления?

– Надолго… Это бесконечно. Это естественно. Это не может прекращаться. Если ты познал это все, то ты уже иначе не мыслить, не жить не сможешь. Это замечательно.

В России снимается «Поп», пишется музыка «Страсти по Матфею», то есть мы ищем религиозную опору в культуре...

– Правильно, она из наших сил, эта религиозная опора. Поэтому нас и не любят в мире – или боятся, скорее всего, но и уважают. Православие… Оно мешает всем, понимаете? Всем мешает, поэтому на нас ополчились… П. И. Чайковский – особый случай. Нет ни одного театра оперного в мире без оперы Чайковского. Вообще, наша культура всегда была на самой высокой высоте… Сейчас, конечно, многие уехали, школы некоторые потерялись. У нас было очень сильное фортепиано и школы с великими пианистами, и скрипичная с Коганом и Ойстрахом. Это все немножко исчезает, и где-то в следующем поколении, может, через поколение, я вижу возрождение этой культуры, высокой школы. Особенно провинция сейчас очень одухотворена. Как ни странно, в провинции происходит вновь какое-то образование культурное, я это чувствую.

Через общение?

– Да, через общение, через поездки… В Смоленск мы едем, в Екатеринбург. Это обязательно – поездки по России. Там другая публика, там идет очень сильный поток культуры.

Люди соскучились, истосковались по настоящим чувствам.

– Правильно! Там чувства нетронутые, воспитание есть. А если у нас в школах отменили уроки пения, самодеятельность… Это очень плохо.

Наверное, роль музыки бесценна в воспитании в русском человеке русского человека. То есть не Ивана, не помнящего родства, а человека, который принадлежит к конкретному народу с большой историей.

– Вся музыка наша русская – православная, религиозная. Внутри нее образ веры, религиозности и терпения во всем, в любом сочинении Чайковского. Мусоргский – это исторический композитор, былинный такой, там тоже все это есть. Мы завязаны на Православии, вся наша культура стоит на нем.

Можно ли тогда сказать, что вся русская классическая музыка – это форма христианской проповеди? Может, поэтому ее и пытаются переформатировать?

– Конечно! «Бесы» – Достоевский же написал, есть бесы.

Как Вы относитесь к экспериментальным постановкам в Большом театре?

– Я не хожу на них, поскольку знаю, что это такое. Я сам испытал эти постановки, но не в России, а на Западе. Были случаи, когда я готов был отказаться и бросить все. Особенно такой «эксперимент» происходит над русской культурой.

Вас приглашали участвовать или Вы были просто зрителем?

– Я был дирижером, допустим, того же «Ивана Сусанина» в Австрии, когда режиссер делает вещи, для меня просто невозможные. Я говорю, что это невозможно, так не было и не может быть, когда Иван Сусанин, его дочка и сын пьют водку. В России вообще не было водки в то время. Но режиссеры думают, что оригинальничают. Сейчас такое поветрие ужасное, сейчас много «экспериментов», особенно над русской оперой, у нас в Большом театре тоже.

Когда Вы сталкиваетесь с такими проявлениями, Вы бросаете дирижерскую палочку и уходите, разрываете контракт или действуете как-то иначе?

– Я певцам и публике пытаюсь говорить: закройте глаза и слушайте ушами только – музыка не меняется, меняется только видеоряд. Вот я и предлагаю: не смотрите, слушайте. И иногда спорю, прошу этого не делать, ведь это неправда. Иногда соглашаются. Иногда современный спектакль проходит очень хорошо, но это зависит от таланта… Можно осовременить все, но талантливо. А если ты придумываешь, что Борис Годунов у тебя на помойке… И такое бывает.

Приглашают оркестр, допустим, в центр искусства – в Вену, мы едем и даем фестиваль-концерт в Musikverein, в Золотом зале Венской филармонии. Там Чайковский играл свой первый концерт скрипичный.

Залы Запада Вас приглашают – почему мы Вас здесь мало видим? На экранах телевизоров уже так широко не звучит классическая музыка, как раньше.

– Это не мы виноваты, а виновато телевидение. 1-й канал вообще отсутствует в пропаганде культуры. 5-й канал и православные каналы дают музыку и народную, и классическую. Это беда наша, ведь любой канал – это учитель, а мы ученики, и что нам преподают, то мы и обеспечим. Иногда невозможно смотреть ни один канал, потому что там идет какая-то пошлость.

А Вы смотрите телевизор?

– Только 5-й канал и православные каналы, в том числе «Союз». Другие каналы, как правило, негативно сказываются на душе.

Большой симфонический оркестр – участник российской истории, ему уже 85 лет в этом году, и это единственный оркестр, который не покинул Москву во время Великой Отечественной войны. Именно в его исполнении шла музыка на фронт, транслировалась по радио, а Вы это слушали через репродуктор, когда еще были маленьким мальчиком и не знали, что будете руководителем этого оркестра...

– Не знал и даже не мечтал. У меня же в семье музыкантов не было.

Ваша мама была общественницей, а кто был папа?

– А папа был инженер на военном заводе.

Трудно было прорваться мальчику из такой вот средней советской семьи, не имеющей отношения к музыке?

– Очень трудно, никаких протекций не было, ничего. Бог помог.

Сейчас Вы – музыкант с мировым именем, руководите оркестром, очень известным в музыкальном мире. Действительно, это был сложный путь. Кроме Боженьки, кто еще помогал? Ведь всегда встречаются люди...

– Таких людей было мало, но это были очень мощные люди. Это Мравинский, который мне вручил палочку свою и пригласил на концерт в Санкт-Петербург, когда я еще совсем был юным. Свиридов, который не просто композитор, а философ, гений. С ним беседы – это для меня целый университет.

Еще скажу странную вещь – мне помог Запад встать в России, вот та подобострастность, бывшая у нас перед Западом: если Запад оценит, значит, ты хороший, а если тебя Запад не замечает, значит, ты плохой. «Нет пророка в своем Отечестве»... (Окончание следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс