Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (834) → Игумен Нектарий: Церковь не призвана к тому, чтобы вести какую бы ни было войну, кроме той брани, о которой говорит апостол Павел

Игумен Нектарий: Церковь не призвана к тому, чтобы вести какую бы ни было войну, кроме той брани, о которой говорит апостол Павел

№33 (834) / 1 сентября ‘15

Взгляд

Однажды один архиерей спросил журналиста: «Как нам выиграть информационную войну, которую ведут против Церкви?» На что журналист удивился и сказал в ответ: «Владыка, простите, это я у вас должен спрашивать!» Вопрос такой. Что журналисты и просто люди Церкви могут сделать, выходя, например, в светские СМИ, для того, чтобы показать Церковь такой, чтобы людям захотелось в нее прийти?

– Я считаю, что это вообще нереализуемая задача в данный момент и данными способами. Она нереализуема по нескольким причинам. Нельзя посредством рассказа о Церкви кого-либо в чем-либо переубедить. На самом деле посредством работы средств массовой информации или со средствами массовой информации мы можем создавать лишь определенный слой, мы можем создавать лишь определенный информационный фон, не более того. Люди могут убедиться в чем-либо или переубедиться только лишь под воздействием живого реального примера. Человек приходит в храм, и ему там хорошо, он чувствует, что здесь жизнь подлинная, настоящая, какая должна быть, – и он там остается. Ему больше ничего не надо доказывать. А доказывать на уровне публикаций, на уровне какого-то там телевизионного или иного медийного продукта, – мне кажется, это совершенно бесперспективная задача.

Сама формулировка «участие Церкви в информационных войнах» мне кажется крайне спорной. Церковь вообще не призвана к тому, чтобы вести какую бы ни было войну, кроме той войны, той борьбы, о которой говорит апостол Павел. А он говорит, против кого наша борьба. Не против средств массовой информации. Не против людей, которые пытаются Церковь каким-то образом дискредитировать.

Понимаете, времена апологетов, которые христианство оправдывали, объясняя людям, что многие измышления и обвинения в адрес христианства ложные, – это было как раз то время, когда люди общались непосредственно. Звучало одно слово, ему противопоставлялось другое слово, а вслед за тем логика и сама жизнь позволяли понять, где находится правда.

Сегодня все совершенно не так. Сегодня спорят и дискутируют не живые люди. Сегодня это газеты, журналы, теле– и радиопрограммы, интернет-ресурсы. И там создается, моделируется совершенно иная реальность, далекая от той реальности, которая существует в действительности. И переходить на это поле, совершенно для нас чужое, совершенно нам неподвластное, нами неконтролируемое (да мы и не должны его контролировать), и пытаться что-то там выиграть – это совершенно неправильные задачи.

Мы должны всего-навсего свидетельствовать о том, что есть.

Некоторое время назад появилось такое выражение, как «церковный пиар», «православный пиар». Я помню, как когда-то, выступая, кажется, на Рождественских чтениях, я посвятил целый доклад тому, что Церковь и пиар – понятия несовместимые. Но прошло совсем немного времени, и оказалось, что их зачастую пытаются совместить. Но что такое пиар? Мы берем какой-то продукт и продвигаем его, рассказывая о том, какой он замечательный. При этом мы тщательно обходим какие-то негативные моменты, с этим продуктом связанные. Или мы даже продукт вредный пытаемся представить полезным... Можем ли этим заниматься мы? Да нет, конечно же, ни в коем случае не можем.

То, о чем говорим мы, не нуждается ни в рекламе, ни в продвижении, потому что мы говорим в первую очередь о Христе. И если мы о чем-то хотим рассказывать людям, то надо рассказывать не о том, какие в Церкви люди хорошие, не о том, как у нас все замечательно и что мы можем делать. Вся наша жизнь должна быть свидетельством только лишь о Христе. Потому что мы не можем и не должны предлагать миру какой-то другой проповеди, которая бы отличалась от проповеди апостольской. Они говорили именно о Христе, о жизни во Христе и о том, что к этой жизни ведет.

И когда мы пытаемся с этим каким-то образом сопоставить такое понятие, как пиар или информационные войны, то оказывается, что это вещи совершенно несовместимые.

Безусловно, в СМИ должно присутствовать наше свидетельство, но должно присутствовать и свидетельство жизни. А попытка выиграть информационную войну, мне кажется, обречена на провал, да и сама по себе носит небезукоризненный характер. Не надо этого.

Что касается нашей работы и общения с журналистами. Нам никогда не надо воспринимать журналиста как человека, через которого мы должны что-то донести, как человека, который может нам помочь, сыграть какую-то роль в поставленной перед нами задаче, в том деле, которое мы совершаем. Нет, нам нужно смотреть на журналиста как на человека, которого нам послал Господь. И говорить с ним так, чтобы в первую очередь достучаться до его сердца. Если нам это удастся, то все остальное он сделает сам. Если нам это не удастся, то все, что он сделает, будет иметь очень мало цены.

«Православие.Ru»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс