Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → Протоиерей Андрей Канев: Именно заповеди подскажут нам, каким должен быть христианин

Протоиерей Андрей Канев: Именно заповеди подскажут нам, каким должен быть христианин

№26 (827) / 14 июля ‘15

Уроки Православия

Когда человек способен смотреть на ближних и на окружающий мир правильно – по-христиански, не возмущаясь тем, что говорят и что делают люди, не закипая от праведного гнева, сталкиваясь с несправедливостью, не бросаясь сломя голову исправлять всех и вся? При каком внутреннем устроении мы становимся способны различать время рвения и время тишины, время горячности и время спокойствия, чтобы усидеть, когда надо, на месте и не наломать дров, или, напротив, начать действовать, не теряя ни минуты, и что для нас важнее и спасительнее – действовать или бездействовать? Мы с протоиереем Андреем Каневым говорили, что иногда полезнее бездействовать, чем действовать, и приводили слова, сказанные Богом через пророка Исаию Своему народу.

Этим сынам непокорным, не желающим слушать закон Господа, пророк говорит, что сила их – сидеть спокойно, что оставаясь на месте и в покое, они бы спаслись, ибо в тишине и уповании крепость их… Да, всему свое время! И как важно нам уметь ему соответствовать, а еще – научиться быть покорными, то есть послушными Богу. Что может нам помочь стать такими? Заповеди Христовы: если мы обретем нищету духа, плач о грехах, кротость (или хотя бы будем пытаться обретать эти добродетели), то при таком внутреннем устроении мы вряд ли станем активно бороться с неправдой мира, перекраивая и перестраивая его по своему разумению.

Именно заповеди подскажут нам, каким должен быть христианин, как он должен действовать (или напротив) бездействовать в тех или иных обстоятельствах. О первых трех заповедях блаженств отец Андрей уже подробно говорил, теперь речь о следующей ступени блаженства.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Следующая заповедь – «блаженны жаждущие и алчущие правды». Какой правды? Что за правда? Правда этого мира, справедливости? Ее здесь нет – среди людей справедливости нет, не было и не будет никогда. Это обстоятельства нашего падшего мира: здесь ничего такого не будет.

Та правда – это праведность, праведность во Христе. Когда человек продолжает быть нищим, это не значит, что он стал богатым. Ведь заповеди… получается, что человек прошел их, как ступенечку – она же сзади осталась? Нет, ты остаешься на этой же ступенечке, должен всегда оставаться.

Это не значит, что ты перестал быть нищим и обогатился. Ты научился этому, приобрел, взял, Господь тебе, вернее, дал – ты принял и это должен сохранять: если ты на третьей заповеди перестанешь быть нищим духом, то никакая кротость невозможна. Все снова будут тебя раздражать, будут причиной твоего гнева, неудовольствия. Праведность евангельская: чем больше человек познает себя, что он грешник, тем больше он будет в молитве, в своем сердечном настроении, в обстановке своей жизни желать уже правильной жизни христианской. И я сомневаюсь, что такой человек пойдет добиваться, чтобы мировое правительство не поселилось в России.

И дальнейшая заповедь – «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Только тогда христианину открывается, что такое наши ближние, – представляете, начинает очищаться у человека сердце и он начинает видеть, что «ближние-то мои инвалиды все сплошь», что «я нахожусь в инвалидном доме (более того, в реанимации, где вроде бы поддерживается жизнь, но все искалечены, изуродованы сатаной). И что я буду с ним-то бороться, со своим соседом? Он такой же инвалид, а я хуже, и мне ли говорить ему, нравоучать, не имея никаких прав и благословений, когда я сам нуждаюсь в милости?»... И вот с этой заповеди человек начинает правильно относиться к своим ближним, видеть реальную, трезвую, действительную обстановку мира, когда грех виден, но вызывает сочувствие и милость к согрешающему человеку и несогласие с грехом: идет разделение, когда человек реально видит грех, поступок и человека – согрешающего, обманутого, изуродованного, изнасилованного сатаной.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс