Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (823) → Епископ Щигровский и Мантуровский Паисий: Пост – это прежде всего борьба с помыслами и искушениями

Епископ Щигровский и Мантуровский Паисий: Пост – это прежде всего борьба с помыслами и искушениями

№22 (823) / 16 июня ‘15

Архипастырь

Владыка, мы с Вами сегодня встречаемся в новом качестве. Вы уже бывали на нашей программе как священник, сейчас пришли к нам будучи епископом. Со времени Вашей архиерейской хиротонии прошло более ста дней, с чем я Вас поздравляю и желаю Божией помощи в Вашем новом служении. Предлагаю сначала поговорить о епархии, в которую Вы были назначены.

Спаси Господи за поздравления и пожелания, с удовольствием расскажу о новой кафедре и поприще. Щигровская и Мантуровская епархия входит в состав Курской митрополии, которая в июле была разделена на три части, и долгое время была вакантна. Управлял ею митрополит Курский и Рыльский Герман. 25 июля решением Священного Синода меня избрали епископом, 19 августа – в праздник Преображения Господня – на Соловках была совершена архиерейская хиротония, и 24 числа я уже прибыл в Щигры. Это город небольшой – всего 16,5 тысяч жителей, в этом году ему исполнилось 235 лет. День города всегда празднуют на Святую Троицу – престольный праздник Троицкого кафедрального собора. Не может не радовать, что светские власти, как и мы, чтят этот день.

Курская митрополия очень славится своими традициями и своими святынями. Родом из Курска святой Серафим Саровский, недалеко от Щигров находится Коренной монастырь, где была явлена Курская икона Божией Матери «Знамение», которая сейчас находится за границей и считается там главной святыней. Раз в год на праздник Святой Троицы ее привозят для молитв и поклонения в Курск, собираются тысячи верующих людей, которые нескончаемым потоком идут к иконе и совершается крестный ход от Курской пустыни до самого города Курска. В крестном ходе участвуют и светские власти, ее представители помогают нести сам образ, и это очень благостно, что они наряду со всеми верующими чтят святую икону и связали с ее празднованием День города.

Очень важный момент, что праздник Святой Троицы – переходящий и, несмотря на это, местные власти сделали его Днем города, что уже само по себе уникально. Город, как я уже говорил, небольшой, и в нем всего один действующий храм. Нужно строить еще минимум два, так как он один, естественно, не вмещает всех верующих.

Местные жители очень мне понравились: они добродушные и спокойные. Вся епархия насчитывает около 150 тысяч жителей, в основном это сельское население, и это хорошо, так как они практически все православные верующие, и почти нет ни протестантов, ни сект, которые активно развиваются в больших городах. Все население хорошо относится к Церкви, но люди очень мало воцерковлены, большинство посещает храм только на большие праздники, некоторые по воскресеньям, а регулярного посещения нет. Но епархия абсолютно новая, до революции ее не существовало, так что можно сказать, мы только в начале пути.

Много ли храмов насчитывает епархия?

В епархии 65 храмов, 52 священника и один диакон. Духовенство очень благостное (есть, конечно, некоторые вопросы и проблемы, но с Божией помощью все это разрешимо), есть священники еще со сталинской закалкой, есть потомственные священники, глядя на которых, удивляешься, что они не перегорели и верой своей зажигают других молодых священнослужителей.

Владыка, как Вы планируете решать вопрос о поставлении нового духовенства? Ведь в Щигровской епархии нет пока семинарии.

В Щигровской епархии действительно нет своей семинарии, но есть Курская семинария, в которую мы и будем направлять потенциальных священнослужителей; рядом есть Белгородская семинария – можно направить и туда, были бы желающие. В этом году от нашей епархии в Курскую семинарию поступили два человека, есть два священника, которые служат давно, но семинарию не закончили, так как раньше это не было обязательным, и в следующем году будем отправлять их на обучение. Сейчас в семинарии учатся три человека, которые намерены вернуться служить в епархию. Присматриваемся, ищем кандидатов. Святейший всегда напоминает в этом случае слова апостола Павла, чтобы не торопиться возлагать руки, а сначала приглядеться. Хотя прошло всего три месяца, но кандидаты уже есть.

Понятно, что объем работы большой, что, на Ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь, чтобы вывести духовную жизнь епархии на качественно другой уровень?

В первую очередь, необходимо сделать так, чтобы духовенство было доступно для людей. Так как основная масса епархии – сельское население, службы идут только по субботам и воскресеньям, а нужно, чтобы в будние дни священник тоже был доступен. Первое распоряжение, которое я отдал, чтобы на каждом храме (не внутри, а снаружи) обязательно висело расписание богослужений и номер телефона священника, которому можно позвонить в случае необходимости для духовного совета или совершения треб. Еще я порекомендовал всему клиру не сидеть в храмах, а ходить по домам и приглашать людей на службы и праздники, спрашивать, нужна ли какая-то помощь. Конечно, материально мы помочь не сможем, но оказывать духовную поддержку обязаны. Так, один из иереев поделился своим опытом: он служит в поселении на 400 человек и, когда начал обходить дворы, люди сначала смотрели насторожено, но потом увидели его простоту и доступность и потихоньку начали приходить в храм.

Владыка, еще раз желаю Вам Божией помощи, терпения и мужества в Вашем нелегком служении. Вопрос телезрителя из Свердловской области: «У человека есть свободная воля, но в книге Бытия, когда Господь спрашивает у Адама, почему он ел от запрещенного дерева, тот отвечает что это жена, «которую Ты мне дал, соблазнила меня». Получается, что Господь все-таки вмешивается в судьбу человека. Почему тогда Он не вмешивается в судьбы политиков, развязывающих кровопролитные войны, и не остановит их?».

Во-первых, Господь, не только когда создавал мир, заботился о нем, но и сейчас каждую секунду не оставляет нас Своим Промыслом. Господь в Евангелии предупреждал нас об этом, говоря: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней… Но это еще не конец».

Каждый человек свободен в своем выборе (и это отличает нас от животных – хотя животные тоже имеют душу, но в отличие от человеческой у них она смертна) – как раз это и роднит нас с Господом: самый высший дар для человека – это его свобода. И Господь в течение всей жизни не насилует его, а промыслительно подсказывает и наставляет, никогда не заставляя что-то делать – человек выбирает сам. И есть люди, которые выбирают зло.

Что касается Адама, то он обвинил не Еву, а Самого Бога – жена, которую Ты мне дал, соблазнила меня: он не признал своей вины и обвинил в этом другого, чем полностью исказил человеческую природу, и грех овладел им. Так же и остальные люди, которые выбирают зло, заглушают голос совести и не слышат его. Вот яркий пример выбора человека: в первые века христианства были жестокие гонения на христиан, но они выбирали смерть и жестокие мучения ради Христа и Царства Небесного. В наше же время люди чаще всего выбирают мирские и плотские наслаждения, – увы, но это их выбор.

Сейчас идет пост. Последнее время в православных кругах бытует мнение, что лучше ты съешь в пост кусок мяса или какие-нибудь сладости, чем от раздражения «съешь» ближнего. Как к этому относиться?

Послабления в пост благословляются болящим, которым по предписанию врача необходимы какие-либо скоромные продукты. Если такой болезни нет, христианин обязан поститься. Но как я говорил, главное – это духовный пост. Если человек соблюдает пост духовно, то и телесно он тоже будет говеть. А если оправдывает себя и свою лень, то пост не принесет ему плодов и он так же будет «есть людей». Пост и молитва, как говорят святые отцы, – это два крыла, которые несут нас в Царство Небесное.

Раба Божия Татьяна из Подмосковья спрашивает, как можно отблагодарить святого, если в храме записки на благодарственный молебен принимают только Господу?

Да, благодарственный молебен служится только Богу, молебен святым можно заказать и поблагодарить своими словами. Но помогает не сам святой, а через него Сам Господь. Благодарить нужно в первую очередь Бога за то, что Он принял ходатайство своего угодника. При желании святому можно также спеть акафист.

Телезритель спрашивает, как бороться с раздражительностью, которая в пост докучает больше всего?

Когда мы совершаем доброе дело, обязательно следуют искушения. Если их нет, значит, ничего доброго мы не сделали. Бес видит, что человек постится и старается отобрать у него награду хоть за маленький, но подвиг и всячески искушает. Пост – это прежде всего борьба с помыслами и искушениями. Из-за гордыни мы постоянно раздражаемся и обижаемся на ближних, но на эти мысли всегда должно отвечать молитвой, лучше молитвой Иисусовой. Прежде чем что-то сказать или сделать, нужно подумать и не торопиться. Если чувствуем, что начинаем раздражаться, лучше мягко отойти от разговора: недовольство человека будет меньшим грехом, чем гнев. Как говорит в Евангелии Сам Господь: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть». В пост особенно нужно внимать своему сердцу и следить за его движениями. Без искушений невозможно, иначе это не христианский путь.

Вы сказали, что лучшее оружие против гнева – Иисусова молитва. Каким образом ее нужно читать?

Иисусову молитву необязательно читать с четками и по 300-500 раз. Это благословляется духовниками тем, кто уже достиг определенного уровня в христианской жизни. Мирянам Иисусову молитву можно читать в течение всего дня, во время поездок в метро или прогулок. Не нужно стараться вводить сердце в ум, это уже для искусных. Можно творить ее просто машинально, главное – отгонять плохие помыслы, а хорошие принимать и размышлять, если это нам на пользу.

Можно ли сказать, что молитва «Господи, помилуй» является сокращенным вариантом Иисусовой молитвы?

Сокращенная Иисусова молитва – это «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», полная – «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного», а «Господи, помилуй» – это воздыхание, Иисусовой молитвой назвать его нельзя.

Телезрительница из Подмосковья спрашивает, зачем нужны предпразднства и попразднства? И еще один вопрос: можно ли молиться усопшим о упокоении душ?

Начну со второго вопроса. По учению Церкви до Второго Пришествия Христова мы можем молиться за усопших, чтобы облегчить их загробную участь. Но поскольку мы не знаем их положения в духовном мире, молиться тем, кто при жизни не достиг каких-то духовных высот, будет не совсем правильно. Молясь за них, мы проявляем свою любовь, и они, если имеют дерзновение перед Богом, тоже будут за нас молиться.

Что касается первого вопроса, то предпразднства бывают перед двунадесятыми праздниками и существуют, чтобы подготовить нас к этим торжествам. За неделю до праздника в богослужение включаются особые песнопения. Из-за важности события у двунадесятых праздников есть и попразднства, то есть праздник длится не один день, а неделю. В это время на богослужении вспоминаются и святые, но главным торжеством остается двунадесятый праздник.

Вопрос телезрителя из Архангельска: «Священник в храме настаивает, чтобы все прихожане обратились в областной центр и написали отказ от универсальной электронной карты. У некоторых просто нет денег на поездку. Обязательно ли это нужно?».

По желанию верующий может написать заявление на отказ, и Церковь этому не препятствует, но священник не имеет права требовать этого от своей паствы, и это совсем необязательно.

Телезрительница спрашивает, можно ли считать духовником священника, с которым она общается через Интернет?

Духовник – это иерей, который знает вас и ваши проблемы лично, а не тот, кто на расстоянии красиво говорит.

Через интернет можно дать какие-то общие советы, но они не всегда применимы к конкретной ситуации. Если, скажем, в поселении один священник, то исповедоваться, конечно, нужно ему, так как в первую очередь мы исповедуемся не священнику, а Богу. О духовнике нужно молиться, чтобы Господь его послал. Но нельзя первого попавшегося священника просить быть своим духовником: духовник должен быть доступен и иметь время на регулярное общение с вами.

Священников, которые выступают по радио и телевидению, духовниками считать нельзя, но прислушиваться к их советам можно.

При Крещении супруга телезрительницы назвали Станиславом. Уже много лет они не могут найти святого с этим именем. Есть ли такой святой?

Если я не ошибаюсь, есть Станислав Чешский. Но если бы даже святого не было, то расстраиваться не стоит, так как при Крещении человеку дается самое главное – это ангел-хранитель, и ему нужно молиться каждый день. Меня в постриге назвали Паисием в честь Паисия Печерского – о нем ничего неизвестно, и жития его не найдено, но к этому надо относиться спокойно, ничего страшного здесь нет.

Телезритель спрашивает, можно ли верить астрологам?

Православному человеку нельзя обращаться ни к астрологам, ни к гадалкам, ни к «бабкам». Пусть они хоть все обложатся иконами – как правило, они не знают ни одной молитвы и к Церкви не имеют никакого отношения. Господь в Евангелии Сам говорит: «Но да будет слово ваше: «да – да»; «нет – нет»; а что сверх этого, то от лукавого». И святые отцы всегда советовали в различных болезнях и скорбях обращаться только к Господу.

Астрология основана на разных гаданиях и предсказаниях, которые нам не нужно знать. Наша задача, как сказал Господь, бдеть и молиться, чтобы не внити в напасть. Даже многие православные сейчас гоняются за различными пророчествами, забывая о своей духовной жизни, но зная великое множество предсказаний.

В прошлое воскресенье читалось Евангельское повествование о том, как один человек собрал большое богатство и сказал душе своей «ешь, пей, веселись». На что Господь говорит: «Безумный, в эту же ночь ты умрешь, и кому это все останется?». Поэтому наша задача – жить сегодняшним днем и не гадать, что будет. Гадания и астрология – это от бесов и не полезны для спасения души.

А насколько полезно постоянно обращаться к старцам за разрешением своих проблем?

Это не совсем полезно. Самое главное для христианина – жить со Христом и исполнять Его заповеди. Если ваш духовник затрудняется с каким-то вопросом и сам благословляет съездить к тому или иному старцу, тогда это можно сделать. Есть экзальтированные христиане, которые только и делают, что ездят по старцам. Один им скажет одно, другой – другое, и в итоге они ничего не делают и не исполняют.

Как сказал Господь: «Род прелюбодейный знамений просит». Это те же, кто ходят к астрологам или гадалкам, чтобы пощипать нервы, и не более. Обращаться к старцам можно, но только когда ваш духовник не может разрешить ту или иную ситуацию, и вопрос серьезный и важный.

Как можно определить, важный ли вопрос?

В первую очередь поговорить со своим духовником.

Был такой случай с Амвросием Оптинским. Возле его кельи как всегда собралась толпа, и одна женщина закричала громче всех, что у нее очень большая проблема. Батюшка подозвал ее, и оказалось, что она пасет хозяйских индюков, а они дохнут и ей нужен был совет, что делать и в чем причина их мора. Батюшка долго с ней беседовал и расспрашивал, как она о них заботится, а потом дал совет. Когда все начали роптать: что это за вопрос к великому старцу? Амвросий Оптинский ответил: «У нее вся жизнь в этих индюках». Поэтому сложно сказать, какой вопрос является важным для конкретного человека.

Нужно разбираться со своим духовником.

Вопрос от Татьяны из Челябинска. Два с половиной года назад у нее умер муж, после похорон ноги сами понесли ее в Церковь на Исповедь. Во время таинства было сокрушение о грехах и стыд за свою прошлую жизнь. Из Церкви Татьяна вышла со слезами. Долгое время она не ходила в храм, так как все время ухаживала за тяжелобольными пожилыми людьми. Через два с половиной года душа опять затосковала по Исповеди. Но в этот раз не было ни слез, ни чувства, что Господь простил ее. Она спрашивает, что было с ней после первой Исповеди и что после второй?

После Исповеди человек не обязательно должен быть в слезах. Он может иметь сокрушение в сердце и решимость больше не возвращаться к прежним грехам, но внешне этого никак не показать. Покаяние имеет три ступени: первая – это осознание греха, понимание, что мы поступили неправильно; вторая – сокрушение в сердце о содеянном; третья – мы должны пообещать (не поклясться, а пообещать), что не будем возвращаться к прежним грехам, всеми силами стараться это исполнять – тогда грех прощается.

Если просто перечислять грехи без желания исправиться, такая Исповедь Богом не принимается. Чтобы встать на путь исправления, ходить на Исповедь и причащаться нужно почаще, чем раз в два с половиной года. Желательно раз в месяц. При более частом посещении Церкви Господь укрепит вас, и вам легче будет нести свой крест.

Телезритель причащается каждое воскресенье. Обязательно в таком случае исповедоваться перед Причастием?

Можно и не исповедоваться при таком частом Причащении, если нет смертных грехов. Вообще Исповедь и Причастие – это разные таинства, и в греческой традиции они совершаются отдельно друг от друга. Это только у нас они стали связаны.

Расшифровка:
Андрей Пашута

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс