Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (814) → Митрополит Калужский и Боровский Климент: Пост – благоприятное время покаяния

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Пост – благоприятное время покаяния

№13 (814) / 1 апреля ‘15

Архипастырь

В одной христианской притче рассказывается, как жил однажды человек, который постоянно грешил, но всегда каялся. Так продолжалось всю его жизнь. Когда этот человек умер, диавол хотел забрать его душу себе и говорит Богу: «Он мой». Но Господь ему ответил: «Нет, он покаялся». Диавол настаивал на том, что человек этот был склонен грешить, а поэтому душа его принадлежит аду. Но Бог не уступил ему, говоря, что, если ты, будучи злым, готов простить человеку его покаяние, то тем более Я приму его обращение ко Мне в покаянии (святитель Николай Сербский).

Таков в действительности каждый человек. Несмотря на все старания жить по заповедям Божиим, он постоянно согрешает. Ну а тем более греху подвержен тот, кто не задумывается о спасении и всецело погружен в суету земной жизни. Если бы не было возможности покаяния, то ни один человек не мог бы спастись.

Призыв к покаянию звучит на протяжении всей новозаветной истории – от проповеди Иоанна Крестителя (Мф. 3, 1–2) до проповеди апостолов Христовых (Деян. 2, 38; 3, 19). Возвещая о приближении Царства Божия, Спаситель указывал на необходимость каяться (Мф. 4, 17; Мк. 1, 15). Он предупреждал, что тот, кто не покается, погибнет (Лк. 13, 3), а о покаянии даже одного грешника радуются ангелы (Лк. 15, 10).

В третью Неделю Великого поста совершается поклонение Животворящему Кресту Господню. Так Церковь напоминает, какой ценой приобретена наша свобода от греха, свобода быть детьми Божиими. Не все мы осознавали это при вступлении в Церковь, когда в таинстве Крещения нам были прощены все грехи. Задумаемся же сегодня о том, что каждый совершаемый нами грех лишает нас благодатного богосыновства. Осознав это, мы поймем, что лежащий в центре храма Крест призывает нас, согрешающих, воссоединиться со Христом в таинстве Покаяния. Именно для этого в середине Великого поста выносится из алтаря Крест, чтобы напомнить – им мы спасены.

Исповедь необходима не только перед Причащением. Человек должен подходить к Исповеди чаще, особенно когда совесть напоминает ему о совершенных грехах. Исповедь – это самостоятельное таинство, которое совершает Сам Христос. В одной из молитв во время Исповеди священник говорит: «Христос невидимо стоит, приемля исповедание... аз же точию свидетель есмь». Именно перед Христом мы на Исповеди открываем свои грехи в присутствии священника. Святитель Феофан Затворник ободряет исповедующегося: «Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь».

По существу, Исповедь является для христианина вторым Крещением. Так же, как при Крещении, через исповедание грехов человек воссоединяется с Церковью. В молитвах во время совершения этого Таинства священник просит Христа: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви».

Приходя на Исповедь, мы должны представать перед Богом не как самодовольные фарисеи, а как переживающие о своих грехах мытари. Нельзя относиться к Исповеди формально, превращать ее в беседу или спор со священником, в самооправдание, утаивать постыдные грехи. Ведь нераскаянный грех не будет прощен. Человеку, профанирующему таинство Исповеди, опасно приступать к Причащению, так как оно будет для него «в суд и осуждение».

Таинство Покаяния может совершать только священнослужитель, который имеет для этого особые дары благодати Божией. Приступающий к Исповеди должен иметь покаянное настроение души. У каждого человека есть совесть, этот его внутренний судья. У одних она откликается на каждый, даже малый проступок, а у других и на смертные грехи не реагирует. Покаянному настроению помогает чтение Евангелия, ибо, читая Евангелие, человек видит свое несоответствие правде Господней.

Развивать видение своих грехов необходимо с юности. Ребенку с ранних лет следует объяснять заповеди Божии и приучать читать Евангелие. Это поможет ему привыкнуть сопоставлять свои поступки со словом Христовым, и к семилетнему возрасту, когда, по традиции, дети начинают исповедоваться, он сможет осознанно приносить покаяние и, возрастая, не утратит связь с Богом.

Принеся покаяние, необходимо прилагать усилия, чтобы не возвращаться ко греху. Людям, пришедшим на Иордан, святой пророк Иоанн Креститель говорил: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8). Покаявшемуся необходимо не допускать неправды в своей жизни.

Мы готовимся к празднику Пасхи, но, чтобы почувствовать спасительность этого дня, надо подойти к нему с чистым сердцем, ибо лишь «чистые сердцем Бога узрят». Время поста – благоприятное время для покаяния, живительное действие которого, по словам старца-исповедника преподобного Никона Оптинского, воскрешает душу человека.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс