Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (813) → Протоиерей Максим Плетнев: Если в семье случилась такая беда

Протоиерей Максим Плетнев: Если в семье случилась такая беда

№12 (813) / 24 марта ‘15

Социальное служение

Как руководитель Координационного Центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе церковной благотворительности и социального служения Санкт-Петербургской епархии, расскажите, пожалуйста, какая деятельность ведется в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

У нас в свое время произошло разделение епархии, поэтому произошло и изменение в церковных структурах по социальному служению. Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму преобразован в Координационный центр, и, по сути, это новая организация, потому что отдел охватывал всю митрополию, а Координационный центр – только городское служение.

Начав работу с сентября, мы базируемся на деятельности отдела, руководителем которого многие годы был протоиерей Сергий Бельков. Мы начинаем новые проекты, разрабатываем новые направления. Одним из таких реальных дел, которые происходят у нас в епархии, можно считать дневной стационар при Координационном центре; в Александро-Невской лавре есть дневной стационар, поэтому человек, который приходит к нам за помощью, может получить ее сразу же. Если представить, что мы начинали бы совсем с нуля, то в первую очередь требовалось организовать консультативную помощь, когда с человеком беседует священник или специалисты. Дальше эти консультации могут перерасти в планомерную работу: собрание групп со священниками, взаимопомощь; следующий шаг – создание дневной амбулатории. И действительно, есть эта возможность прийти и получить помощь.

В дневной стационар мы берем как алкогольно-, так и наркозависимых. Мужчины и женщины весь день находятся в дневном стационаре, работа с ними проводится с 10 утра до 19 часов пять дней в неделю. В это время с ними занимаются психологи, консультанты по химической зависимости и священники. В субботу и воскресенье наши подопечные посещают богослужения в храме Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади, в котором я служу. Для людей, которые не хотят уезжать из города, мы осуществляем краткосрочную реабилитацию на протяжении трех месяцев.

У нас есть и второе направление – наша амбулаторная, мотивационная программа для дальнейшей долгосрочной реабилитации. После обращения к нам за помощью мы месяц помогаем человеку формировать надежную мотивацию, ориентируем его на те или иные загородные реабилитационные центры Русской Православной Церкви, договариваемся с ними и отправляем человека уже на длительную реабилитацию. Мы сотрудничаем с центрами фонда «Диакония», с фондами отца Сергия Белькова, центрами в Ивановской епархии.

Таким образом, у нас существует два направления – краткосрочная амбулаторная трехмесячная реабилитация в городских условиях и долгосрочная реабилитация в загородных центрах.

У нас есть центр «Трезвость», воплощение служения обществ и братств трезвости нашей епархии, и хотя он существует давно, мы пытаемся обновить его программу и создать новую. В городе есть трезвенническая среда, и я бы разделил ее на две части: общества трезвости и Братский совет этих обществ. На Братском совете мы ежемесячно обсуждаем насущные проблемы, составляем планы. На последнем совещании, например, обсуждали подготовку к крестному ходу и программу Центра трезвости.

Есть сообщества анонимных алкоголиков и наркоманов, при храмах нашей епархии уже открыты группы взаимопомощи, которыми руководят верующие люди. Это интересное для нас поле деятельности – для миссионерского служения Церкви.

Если в семье случилась такая беда и хочется помочь алкозависимому или наркозависимому близкому, какие должны быть первые шаги? Что должна делать семья?

Я предлагаю для начала выйти с нами на контакт. В интернете найти наш сайт, где указан телефон, и позвонить нам. Сайт у нас достаточно простой: antinarco.org. Мы начнем с вами работу, узнаем, чем можем вам помочь.

Заранее хочу рассказать о радостной для людей зависимых вести: в нашем регионе сложился целый комплекс реабилитационных и профилактических программ; ресоциализация, постреабилитация, работа с зависимыми – это комплекс общественных и религиозных организаций, которые работают в этом поле, и на сегодня полностью удовлетворяют спрос в данной сфере. И это замечательно, ведь в прошлые годы было все иначе: люди месяцами ждали очереди, чтобы попасть на реабилитацию. К сожалению, в других регионах России ситуация иная, не так все просто, поэтому если у вас беда, если в вашей семье есть зависимые или вы сами относитесь к их числу, – не стесняйтесь, идите и просите о помощи: тот, кто ищет, получает помощь; и слава Богу, что есть возможность эту помощь оказать. Главное, чтобы человек шел на контакт, а не один на один переживал эту беду.

Чем отличаются церковные и светские реабилитационные центры? Когда Церковь может подключиться к реабилитации человека, чтобы это было добровольно?

Есть такой этап, который называется «детоксикация» – это момент, когда человек «переламывается» и снимается абстинентный синдром; на этом этапе Церковь и общественные организации не участвуют.

Детоксикацию проводят только медицинские учреждения, а уже там Церковь может начинать работать, – и слава Богу, что у нас в городской наркологической больнице 16 ноября был открыт храм. Замечательно, когда есть храм, и люди зависимые могут прямо в больнице приходить и в период детоксикации получать духовную помощь. В этом храме служит иерей Александр Гаврилов – священник, который имеет большой опыт помощи зависимым людям. Там собираются специальные группы по вечерам, с людьми занимаются, общаются; есть и реабилитационный центр, которым руководит отец Александр. А далее Церковь подключается на всех других этапах реабилитации. Важно, что Церковь не только оказывает помощь в реабилитации, но может сама ее проводить, и пример этому – реабилитационные центры при храмах. И здесь мы видим основные отличия.

Конечно же, основания для церковной реабилитации – это Евангелие, обращение ко Христу, церковная жизнь. Другой вопрос: как человека зависимого подвести к церковной жизни, как помочь ему войти в общение с Богом? Здесь нужен опыт духовный, и, слава Богу, у нас этим занимаются те священники, которые этот опыт имеют: это центр «Сологубовки», возглавляемый отцом Александром Захаровым, это и приход Святых Царственных Страстотерпцев и, конечно, центры отца Сергия Белькова, имеющего огромный опыт помощи зависимым. Хочу процитировать епископа Мефодия: он говорил, что центры, которые я назвал, – лучшие в Церкви.

На сегодня в Русской Православной Церкви с зависимыми работают около 60 центров, на территории нашей митрополии накоплен лучший опыт церковной реабилитации. Основное отличие в том, что светская реабилитация не говорит о Боге, там нет духовной составляющей, – а церковная реабилитация строится на церковной жизни, обращении к Богу.

Расшифровка:
Игорь Заремняк

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс