Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (567) → «Материнство немыслимо без отцовства». Из доклада председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия

«Материнство немыслимо без отцовства». Из доклада председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Социальное служение

Из доклада председателя Синодального отдела по церковнойблаготворительности и социальному служению митрополита Воронежского и БорисоглебскогоСергия

 Обозначенныев программе нашей встречи темы, относящиеся к здоровью матери и ребенка, важныдля всех матерей и детей. Но они имеют чрезвычайную актуальность в тех случаях,когда мать и дитя нуждаются в медицинской помощи.

Слова Спасителя «пустите детейприходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк. 10, 14) имеют особенный смысл в медицинском контексте охраны материнства и детства, — в тех случаях, когда речьидет об абортах, о бесплодии, о невозможности родить здорового ребенка, о безвременнойсмерти новорожденного или его матери.
 Очевидно,что для сохранения здоровья матери и ребенка, для спасения жизни новорожденногои женщины, у которой возникли связанные с родами осложнения, необходима своевременнаяи качественно оказанная медицинская помощь. Не дело Церкви заниматься анализомпроцессов финансирования современного здравоохранения, однако Церковь оставляетза собой право давать нравственную оценку любых явлений. В силу несметных богатств,которыми наделил нашу страну Господь, удивительно богатой культуры нашей Родины,мы не можем считать нравственно приемлемым такое положение дел, при которомпо общим расходам на здравоохранение на душу населения Россия оказывается на одном уровне с развивающимися странами, — рядом с Габоном и Уругваем.
 Преклоняюсьперед подвигом врачей, которые в условиях такого финансового обеспечения здравоохраненияотдают свой опыт, знания и труд ради спасения здоровья матерей и их детей. Вместес тем, мы должны признать, что у медицины и Церкви имеются отличные представленияо причинах благополучного материнства. Бесспорно: качество питания, отсутствиевредных привычек, состояние окружающей среды беременной женщины, ее медицинскоеобслуживание влияют на здоровье детей. Но Церковь относит здоровье детей к ещеболее ранним событиям: к моменту зачатия и воспитания его родителей. Так, в Евангелии от Луки рождение Иоанна Крестителя описывается в контексте религиозногоблагочестия Захарии и Елисаветы, а описание Рождества Самого Спасителя предваряетсяописанием святости жизни Пресвятой Девы Марии и Иосифа (Лк. 1, 5–58). Болеетого, Церковь усматривает подлинную первопричину здоровья матери и ребенка не в причинно-следственных связях природных или экономических процессов, но в личнойвстрече человека с Богом. Состояние человеческой природы зависит от богообщенияи от попечения Творца о нашем здоровье и благополучии. Как говорит об этом Богсвоему народу через пророка Исайю: «Послушайте меня… принятые Мною от чрева,носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я тот же буду, и до сединывашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранятьвас» (Ис. 46, 3–4).
 К сожалению,многочисленные проблемы материнства и детства становятся подтверждением того,о чем Православная Церковь неоднократно предостерегала: общество, где под маскойморального релятивизма прячется тоталитаризм идеологий, в которых нет местаБогу и Евангелию, является обществом людей, обреченных на болезни и смерть.По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «истина — фундаментальнаяценность бытия. Если в основе жизни неправда, заблуждение, то жизнь не состоится».Предстоя перед сложными проблемами, связанными со здоровьем матери и ребенка,настала пора признать: Церковь говорила и говорит правду о любви, семье и браке.Отвержение современным обществом этого здравого учения Церкви проходило поэтапно.Вначале была абсолютизирована романтическая влюбленность, которой чужда всякаяответственность и в которой интимное общение людей было отделено от брака. Позднеесупружеская связь была отделена от чадородия и превращена лишь в способ полученияудовольствия. Последний шаг состоял в том, что сексуальность человека отделилиот самой любви и превратили ее в составную часть сферы потребления и услуг. И вот теперь, когда Церковь напоминает людям о том, что в замысле Творца сексуальныеотношения неотделимо связаны с чадородием и браком, нам говорят, что это все«поповские выдумки», ограничивающие свободу человека. Горькие плоды такого поэтапногоотказа общества от церковного учения о браке и семье мы уже пожинаем. Это —рост числа абортов, заболеваний, передающихся половым путем, личные драмы разрывабрачных отношений, домашнее насилие, дети, вырастающие без родителей, нежеланиемолодежи иметь детей, суррогатное материнство, рост числа врожденных пороковразвития у детей и другие проблемы, которые мы будем сегодня обсуждать.
 Одно из самыхсерьезных последствий забвения истин христианской семейной жизни — это принижениероли отцовства. Рождение и уход за новорожденным ребенком требуют огромных душевныхи физических сил и знаний как от матери, так и от отца. Не говоря уже о воспитаниидетей. Нередко в докладах, посвященных здоровью матери и ребенка, мужчины упоминаютсялишь как пьяницы, лица, совершающие насилие, или как безответственные партнеры,которые не берут на себя обязанности по использованию методов контрацепции.Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе, касающейся здоровьяматерей и новорожденных, мужчины, как правило, вообще не упоминаются. В светскомобществе серьезно деформировано представление об отцовстве. Между тем в церковнойтрадиции рождение ребенка, особенно первого ребенка, является значительным событиемв жизни мужчины, укрепляющим его любовь и формирующим у него ответственностьза тех, о ком он Богом призван заботиться и ухаживать: ответственность за своюсупругу и новорожденных детей, ответственность, которая, собственно, и делаетмужчину мужчиной. Рождение человека не может рассматриваться лишь как физиологическийакт изгнания плода из чрева матери. Это глубоко личностный процесс, к которомусопричастны оба супруга и который преображает их обоих. Поэтому считаю оправданнойподдержку инициативы по развитию условий, создающих возможность присутствияотца при родах его ребенка. Материнство немыслимо без отцовства, питаемого чувствомглубокой сердечной радости от того, что супружеская любовь божией милостью былавоплощена в маленьком человеке.

 
Искусство и культура

«Различные рассказы о синайских отцах»

Один из интереснейших памятников о синайских подвижниках первой половины VII века – «Различные рассказы о синайских отцах», впервые опубликованные в начале ХХ века. Их автором в рукописи назван Анастасий, но это не может быть знаменитый преподобный Анастасий Синаит, поскольку автор, судя по многим указаниям текста, относился к более старшему поколению, чем преподобный.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс