Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (813) → Протоиерей Сергий Четвериков. «Духовные наставления и житие старца Паисия». Духовный подвиг старца

Протоиерей Сергий Четвериков. «Духовные наставления и житие старца Паисия». Духовный подвиг старца

№12 (813) / 24 марта ‘15

Книжная полка

Молдавский старец, архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии, иеросхимонах Паисий (Величковский) занимает в истории православного монашества и Православной Церкви особое место. В возрасте 24 лет он ушел на Афон, где прожил 17 лет сперва в полном уединении, а затем стал во главе постепенно возраставшего братства, с которым потом переехал в Молдавию. Там и оставался он до конца жизни, оставив свое духовное влияние и свою славу в православном и даже в неправославном мире.

Автор книги протоиерей Сергий Четвериков работал над трудом о старце Паисии Величковском в период с июля 1937 по июнь 1938 гг. В предисловии он отмечает, что первое описание жизни и деятельности старца на русском языке было выпущено издательством Оптиной Пустыни в 1847 году. Это был перевод жизнеописания старца, составленного его учеником иеросхимонахом Платоном. В Молдавии первое жизнеописание старца Паисия было составлено его келейником Митрофаном, жившим при нем 30 лет. Оно было составлено спустя 20 лет по смерти старца на старославянском языке. Еще одно жизнеописание (на молдавском языке), очень обширное, было составлено духовным чадом старца – Исааком. Григорий, будущий митрополит Молдавский, изложил житие старца Паисия в сокращенном виде.

Наконец, отец Платон, воспользовавшись житиями Митрофана и Исаака, составил из них новое жизнеописание старца на славянском языке в 1836 году. Это сочинение выдержало несколько изданий и послужило материалом для других его жизнеописаний, выходивших в разное время на русском языке. В 1913 г. Преосвященный Сильвестр, епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии, задумал издание Полтавско-Переяславского патерика, куда должны были войти жизнеописания многих подвижников, родившихся или проживавших в пределах Полтавского края. Жизнеописание старца Паисия Величковского, уроженца Полтавы, было поручено составителю настоящей книги. Разразившаяся война и последовавшая за нею революция прекратили на время эту работу. Но спустя 10 лет она возобновилась, и житие, составленное отцом Сергием, увидело свет.

Как отмечает автор, в лице старца Паисия удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства. Он имел и большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное дело – исправить старые и сделать новые переводы святоотеческой аскетической литературы.

Родился будущий подвижник 21 декабря 1722 г., в день памяти святого митрополита Киевского Петра, почему и назван был Петром. Мальчику было четыре года, когда умер его отец. Вскоре после этого его стали учить грамоте. Отданный матерью в школу, по всей вероятности, церковную при соборе, Петр в продолжение двух лет с небольшим изучал букварь, часослов и Псалтирь, а письму учился у своего старшего брата-священника. Под влиянием постоянного духовного чтения, особенно житий святых подвижников, он проникся особенною любовью к жизни монашеской – стал уединяться в своей комнате, отдаваясь, по его собственному выражению, «ненасытному чтению» книг и молитве.

С 12 до 17 лет Петр учился в Киевской академии, после чего странствовал по украинским монастырям в бесплодных поисках духовного руководства. Иноческий постриг принял на Афоне. Вскоре вокруг него стало образовываться братство. Когда численность его достигла 50 человек, возникли определенные трудности. В результате старец и братия приняли решение переехать в Молдавию. По словам отца Сергия, этим переселением заканчивается третий период в жизни старца Паисия. Ему в это время исполнился 41 год. Он выполнил первую половину своего жизненного подвига, собрал большое духовное внутреннее богатство, укрепил и умножил его самостоятельным подвигом, молитвою и чтением святоотеческих книг, достиг высокой духовной зрелости.

Теперь ему предстояло выполнить вторую половину своего жизненного дела – поделиться с другими собранным им духовным богатством, распространить и утвердить основанное им монашеское общежитие и своим примером и влиянием обновить и углубить духовную жизнь православного монашества. Эту вторую половину своего жизненного дела старец выполнил в последний период своей жизни, который можно назвать периодом «учительства» или «старчества» и который продолжался до самой его кончины. В заключительной главе книги автор отмечает: «Если бы все дело старца Паисия Величковского заключалось в примере личной святости, в устроении монашеского общежительного братства на древних святоотеческих основаниях и в исправлении святоотеческих книг, то и в таком случае это дело было бы не маловажно для Православной Церкви и православного монашества и общества».

Но старец Паисий сделал больше: он создал школу духовной жизни, пробудил в православном монашестве широкое духовное движение. Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников. Начавшись во второй половине XVIII века, это духовное движение продолжало развиваться на протяжении всего XIX века вплоть до самой революции. Было бы очень интересно проследить его во всех подробностях: изучить пути и способы распространения, познакомиться с выдающимися представителями, влиянием на общество и народ. К сожалению, неблагоприятные условия времени не дали возможности выполнить эту задачу. Поэтому автор ограничился лишь поверхностным описанием этого замечательного движения, которое читатели найдут в последней, пятой главе книги.

Духовное влияние старца Паисия распространилось более чем в 100 обителях 35-ти епархий Русской Церкви, при посредстве более 200 учеников старца и их преемников. Архимандрит Паисий (Величковский) был прославлен в лике святых как преподобный на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году. А день его памяти – 28 ноября – совпадает с началом Рождественского поста.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс