Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (806) → Желание исправлять свою жизнь

Желание исправлять свою жизнь

№5 (806) / 3 февраля ‘15

Уроки Православия

Кто-то из искателей духовных приключений оказывался в Православной Церкви и почему-то не задумывался, что опыт подобных исканий или даже просто ожиданий и интереса бесследно не проходит. Они пребывают в уверенности (или надежде), что духовной жизнью через некие практики вполне можно овладеть. Надо только приложить для этого собственные усилия, а после – быстренько пожинать духовные плоды. И кто верит, что подобная схема работает, тот в Церкви будет в согласии с такой схемой выстраивать свою духовную жизнь – чтобы скоренько обрести благодать или безмолвие или созерцание. Или хотя бы внутреннюю молитву!

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Приходит такой человек на Исповедь и говорит: «Я в огорчении, у меня молитва не получается!» А с чего она у тебя должна тут же получиться? Надо сначала научиться каяться, научиться видеть грехи, сокрушиться, безусловно, – потом у тебя молитва пойдет (и то не сразу – будешь миллион раз отвлекаться, а то и два миллиона раз).

Как часто дети ждут праздника, чтобы получить подарки! Они, такие маленькие и наивные, очень быстро усваивают, что просто так подарки могут и не дариться, а праздник или день рождения – это законный повод для ожидания. Вероятность быть одаренным возрастает невероятно, практически до 100 %. Ведь все условия для получения дара в этом случае соблюдены. Отчего же тогда мы, взрослые люди, становимся порой наивнее малых детей и желаем обрести то, что может быть нам только подарено, заметим, тоже при вполне определенных условиях?...

Протоиерей Андрей Канев: – Дар благодати – это дар.Это то, что Господь дарует, причем дарит тогда, когда человек способен принять.

И Господь никогда не дает то, что во вред. Почему нам никогда не дается преждевременная чистота сердца и безгрешность? Все-таки мы обладаем падшей природой – мы скатимся в еще худшее, мы будем похожи на сатану, который не нуждался ни в питье, ни в еде, ни во сне, прежде чем он отошел от Бога, не имел никаких грехов. И мы можем попасть в такую же ситуацию. Поэтому Господь – как любящий Отец, как Врач самый мудрый – такое нам лечение избирает, такой путь.

Поэтому, когда человек начинает стремиться к каким-то ощущениям, ожидать этих ощущений, допустим, после Исповеди или Причастия… Вот, опять же, святые отцы нам говорят, святитель Игнатий пишет: «Не жди никаких ощущений». Недаром же называется это священнодействие таинством – что Причастие, что Исповедь; оно действует на сердце соразмерно твоему покаянию, вниманию, решимости, твоей свободе. Но не так, когда человек вышел с Исповеди от аналоя с крестом и Евангелием и пошел… наслаждаться какими-то своими наслаждениями.

Мы же с вами говорили о том, что после Исповеди должно быть особое внимание, как и после Причастия. День после Причастия – это особый день, и не каких-то наслаждений, а особого внимания. Ты, недостойный человек, получил в свое сердце такого Гостя! Как Закхей в Евангелии, мытарь, грешник, всеми презираемый человек, к которому приходит Христос в дом, не ждет наслаждений – он радуется, что Господь его посетил. И что он говорит? Кого обидел, возвращу вчетверо больше, раздам нищим.

Вот правильное настроение человека – желание исправлять свою жизнь, что невозможно без видения себя, проявлений своих грехов; и это, оказывается, тоже действие благодати. Но еще и еще раз скажу: мы привыкли капризничать, привыкли требовать себе наслаждений, удобства и комфорта. Но Господь предлагает нам такой путь. А ведь никто нам не обещает путь ровный, ведь это же опять Евангельская истина (и, казалось бы, звучит она постоянно), что у нас есть выбор: два пути – тернистый или широкий (под гармошку или под панк-молебен какой-нибудь) в адскую сторону.

Все открыто, все показано, но такая наша человеческая немощь: ну хотим мы уже здесь персональный рай Божий для себя устроить! Чтоб нас никто не трогал, ничего нам не напоминал... И когда мы начинаем читать или слышать о грехах, это, конечно, вызывает неудовольствие у человека.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс