Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (801) → «Подвиг старца Серафима. Житие. Воспоминания. Прославление. Образ Преподобного в поэзии».

«Подвиг старца Серафима. Житие. Воспоминания. Прославление. Образ Преподобного в поэзии».

№48 (801) / 23 декабря ‘14

Книжная полка

Всенародное почитание преподобного Серафима Саровского началось еще при его жизни, о чем свидетельствуют многочисленные литературные произведения, посвященные великому старцу.

В сборнике представлено более 20 избранных сочинений, авторы которых в большинстве своем известны нашим читателям – это Евгений Поселянин, Иван Шмелев, Иван Бунин, Сергей Бехтеев и многие другие. Предлагаются сочинения и современных писателей. Сборник включает в себя наиболее задушевные тексты о преподобном Серафиме, а именно – житие старца, составленное В.А.Зандер, детские воспоминания о святом На-дежды Аксаковой, которые не раз переиздавались и, конечно, стихи – Бунина, Бехтеева, Сологуба, Красницкого... Здесь же публикуются материалы о прославлении преподобного Серафима известного духовного писателя Евгения Поселянина, которые изначально печатались в газете «Московские ведомос-ти» в 1903 г. Книга тщательно проиллюстрирована снимками, в том числе редкими, что дает возможность более полно передать атмосферу того времени.

Открывает книгу житие преподобного Серафима. Как уже было сказано, его составила Валентина Александровна Зан-дер, урожденная Калашникова, духовная писательница ХХ века, иконописец и церковный публицист. Жития публиковалось в «Сергиевских листках». В 1953 году журнал «Вечное», выходивший в Париже, издал житие отдельной книгой. Этот текст и вошел в настоящий сборник. По словам Зандер, «вера, величайшее смирение и пламенная любовь к Господу преподобного Серафима соделали его вещественным и драгоценным сосудом, вмещавшим в себе Божественный огонь. Сам он в жизни сей уже как бы не существовал, весь изменившись в любовь к Богу, став живым горящим светильником и носителем Небесного огня на земле. Сила молитвы его была такова, что сама собою зажигалась лампада в его келии, и не раз видели его во время молитвы стоящим в воздухе. В пустыни, в лесу, преподобный принимал людей, сидя на завалинке своей хижины. Иных он водил в свою келию и молился там с ними перед образом Божией Матери. Творил он также молитву и в лесу перед Ликом Богоматери, поставленным им на вековой сосне. Вместе с ним молились и богомольцы. «Люди не мешали ему, как не мешали непрестанной его беседе с Богом ни работа топором, ни сенокос, ни жар, ни холод, ни ночь, ни день». Лик праведника был всегда светлым и радостным. «Должно стараться иметь дух радостный и отгонять от себя уныние, чтобы сохранить душевный мир», – говорил преподобный Серафим, ибо стяжание мира он считал самым важным делом в жизни христиан.

Читатели откроют для себя воспоминания старицы Шамординской обители Надежды Аксаковой. Будучи уже в прек-лонном возрасте, она написала воспоминания о своем посещении Саровской Пустыни в 1831 году. Именно тогда ей посчастливилось встретить лицом к лицу одного из самых любимых святых – преподобного Серафима. Об этом она пишет: «Много с тех пор в продолжении следующих семидесяти лет моей жизни видала я и умных, и добрых, и мудрых глаз. Много видала и очей, полных горячей искренней привязанности. Но никогда с тех пор не видала я таких детски ясных, старчески прекрасных глаз, как те, которые в это утро так умильно смотрели на нас из высоких стеблей лесной травы. В них было целое откровение любви... Улыбку же, покрывшую это морщинистое, изнуренное лицо, могу сравнить разве только с улыбкой спящего новорожденного, когда, по словам нянек, его еще тешат во сне недавние товарищи – ангелы».

Евгений Поселянин описывает Саровские торжества 1903 года: «Вся слава этого дня, эти летящие во все концы света телеграммы о поездке Царя к останкам пустынника, это слияние здесь, в прославлении духовного подвига, русского народа со своим вождем, этот блеск Православия во всем его потрясающем величии,– какая разительная противоположность с положенным 70 лет назад в дубовую колоду сгорбленным, изможденным непомерными подвигами старичком, тайновидцем, Божьим пророком и чудотворцем, но тихим, крепким, детски-простым. Пой же, Русь, греми ему хвалу!».

О перенесении мощей преподобного Серафима рассказывает составитель данной книги Александр Стрижев: «Велики дела Твои, Господи! Что когда-то казалось несбыточным, было претворено в жизнь и стало действительностью летом 1991 года. И все делалось так, как сказано в пророчествах батюшки Серафима, по его глаголу. Изрек старец: «Скажу тебе: тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев... Много в Сарове почивает святых, а открытых мощей нет, никогда и не будет, а у меня же, убогого Серафима, в Дивееве будут!». Услышав это предречение из уст прозорливца, дивеевские монахини думали тогда, что батюшка Серафим собирается посетить их обитель, где он и всего-то был два раза, когда состоял новоначальным иноком. Позже при жизни подвижника других встреч не происходило. И вот честные мощи преподобного в Дивееве. Среди лета запели Пасху, как о том и предсказывал сам старец. Пасхальные стихиры переполняют радостью предстоящих, кажется, сама вселенная наполнилась этими кликами умиления. Вся Русь ублажает своего Небесного заступника».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс