Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (801) → Мы не всей крепостью любим, не всем помышлением

Мы не всей крепостью любим, не всем помышлением

№48 (801) / 23 декабря ‘14

Исследуйте писания

Они видят человека, который болен некоей болезнью, но они понимают это искренне и чисто, поскольку сами чисты от болезни и способны любить этого человека.

А если мы прежде любви видим в человеке скрытые в нем страсти, то это всего лишь обличение нас самих. Это и есть закваска порока, которая даже если не приводит сейчас к каким-то ужасным делам, на самом деле лишает нас надежды на спасение.

На эту тему очень хорошо сказано у пророка Иезекииля. Он приводит свидетельство, что однажды к нему, Иезекиилю, пришли старцы иудейские и просили его, чтобы он открыл им волю Божию. И пророк Иезекииль говорит, устами своими произнося слова Божии: «сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим: могу ли Я отвечать им? Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, – то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше. Ибо если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут у Израиля, отложится от Меня и допустит идолов своих в сердце свое, и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку вопросить Меня через него, – то Я, Господь, дам ли ему ответ от Себя? Я обращу лице Мое против того человека и сокрушу его в знамение и притчу, и истреблю его из народа Моего, и узнаете, что Я Господь». Это Ветхий Завет – времена очень древние и далекие от христианской аскетической традиции, но смысл свидетельства тот же самый.

Идол в сердце человека – это страсть, которую он возлюбил. Внешне вроде он сохраняет благопристойный вид, чтит Бога, по крайней мере, мы видим, что он входит в храм, молится Богу, исполняет то, что положено, пос-тится, но… внутри у него есть какая-то тайная страсть. Это могут быть власть, деньги, зависть, женщины, вино, тщеславие, гордыня, – что угодно. И пока есть в человеке эта страсть, он не может расслышать голос Божий, не способен стать исполнителем воли Божией. А если он не может исполнить волю Божию, значит, не может быть верным Богу. Чтя же Бога в сердце своем, он чтит самого себя: любая страсть в сердце человека – это любовь к самому себе. Если Бог заповедает нам любить Его больше всего, всеми силами своими, всей крепостью своей, всем помышлением своим, то, разумеется, всякая страсть – это есть не отданная Богу любовь. Это значит, что мы не всей крепостью любим, не всем помышлением, не всею душою.

Более того, если мы внимательно посмотрим, то увидим: страсть имеет такую природу, что привлекает все силы человека. Если в человеческом сердце стоит страсть, которую он лелеет, тщательно скрывает от других, то он уже давно не чтит Бога, ведь он всеми силами своими возлюбил идола – эту страсть. Он – идолопоклонник, хотя и ходит в храм Божий. На языке апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам, эта страсть и есть та закваска, которая способна преобразить, изменить, испортить, отравить всю жизнь человека. Поэтому так важно для христианина беречься от всякой страсти как закваски, способной совершенно испортить его жизнь.

Именно по этой причине еще со времен Ветхого Завета сказано, что человек должен беречься от соприкосновения с тем, что может заразить нас такой закваской, страстью: как это бывает, например, с продуктами – суп чуть-чуть перестоял, муха села, и все – он испорчен, скис, он изменил свое естество и стал не пригоден в пищу. Вот так может заразиться и человек любой страстью от соприкосновения с миром, с любым страстным человеком. Потому святые люди (мы знаем об этом не только из древних патериков, но и из жизнеописаний подвижников XX века) и были очень осторожны в отношении того, от кого они брали приношение, с кем общались, что делали в отношении тех соблазнов, которых вокруг них было очень много.

Апостол Павел говорит, что опасен в принципе не столько сам по себе мир, сколько человек, называющий себя братом, но внутри больной страстью. Почему? Мир сам по себе, всякому христианину это понятно, это источник соблазна, способный отравить мое сердце. И любой христианин, если он христианин не по названию только, а в глубине сердца (то есть, по слову апостола Павла, «бережет святыню своего сердца»), общаясь с миром, осторожен – это во-первых. А во-вторых, поскольку он вступил в завет с Богом, Бог его бережет, как об этом молится Господь Иисус Христос.

В известной Первосвященнической молитве в XVII главе от Иоанна Он, обращаясь к Отцу, говорит: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс