Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (801) → Писатель Ольга Клюкина: Святые всегда живы для нас

Писатель Ольга Клюкина: Святые всегда живы для нас

№48 (801) / 23 декабря ‘14

Плод веры

Окончание. Начало в №№46–47 (2014)

Как выяснилось, работа, которой я занимаюсь, все-таки не располагает к путешествиям, ведь приходится выбирать – ты или путешествуешь, или пишешь.

С другой стороны, я открыла очень интересную вещь, что стала по-другому относиться к маленьким путешествиям. Вплоть до путешествия в соседний храм, на соседнюю улицу. Когда я стала работать над этой книгой, это приобрело для меня совершенно новый смысл. Даже отправляясь в Ленинскую библиотеку, условно говоря, по Никольской улице пешком, я иду, понимаю, что это улица, это Славяно-греко-латинская академия; здесь ходил Ломоносов, здесь впервые напечатали книгу, здесь ходили в XVIII веке умные люди, продавались иконы. Я как будто бы вижу какие-то детали, о которых раньше мне не приходило в голову думать. Какое-то другое погружение, так что, может быть, и не надо ехать далеко.

Как Вам кажется, кому в первую очередь будет интересна Ваша книга? И будет ли она интересна людям, далеким от Церкви?

Надеюсь, что да, что их привлечет как раз историзм этой книги… Материал отбирался понятный для сознания современного человека. Условно говоря, если был выбор включить в книгу чудо или случай из биографии, я всегда склонялась ко второму, ведь не все люди понимают эти удивительные чудеса, они кажутся им сказочными, невероятными, ведь сознание рационального современного человека не может их вместить. А вот момент, когда человек делает выбор, когда ему приходится преодолеть что-то, – вот это да, это понятно. И в каждой истории есть такой момент, который, мне кажется, каждому современному человеку будет понятен. Вот история блаженного Августина, человека, который жил, как все, как многие сейчас живут. У него была женщина, с которой он жил не расписываясь, говоря современным языком. Был у него сын. Августин жил прекрасно, был учителем риторики, мечтал о карьере, а после Крещения все в его жизни изменилось. Он усилием воли отказался от этой прежней жизни, хотя написал в «Исповеди», что «сердце мое кровоточило». Кровоточило, но он сделал выбор. Это выбор и современного человека.

Тут есть еще более яркий пример, который меня поразил – для меня это был неизвестный пример, Аполлоний Римский.

Да, Аполлоний Римский – тоже понятный для современного человека пример. О нем очень мало известно. Известно имя – Аполлоний, что жил он во II веке, был сенатором. То есть богатейший человек, имевший в Риме дворец, прислугу, купавшийся в довольстве. Он стал христианином, и на него кто-то донес. Считается, что раб. Но, наверное, не раб, потому что рабов в то время казнили за такие вещи. Наверное, какой-то завистник донес на него, и его призвали на суд, как было положено в то время. Конечно, такой богатый человек был на виду, и кто-то мог понять, что у человека что-то в жизни изменилось, потому что римляне проводили время на скачках, в термах, на пирах развлекались. И вдруг он перестает участвовать в этом. Что такое? Вот кто-то заинтересовался, и призвали в суд и спросили: «Аполлоний, что произошло?». Он сказал: «Да, я христианин».

Дальше начинается удивительная история. Апология Аполлония Римского – это удивительный документ, как судья изо всех сил пытается его заставить отказаться от этого слова, а в ответ: «Я христианин». Судья говорит: «Подумай! Ты законы знаешь?». Тот отвечает: «Конечно, знаю я законы» – «Ты же знаешь, что тебе за это будет?» – «Знаю». Судья пытается его уговорить, ничего не получается. Сажает в тюрьму на день, на три дня, чтоб одумался. Тот не отказывается. Судья призывает штатного философа, который научным языком рассказывает о божествах. Аполлоний Римский поднимает его на смех: «Слушай, ну египтяне поклоняются навозным жукам, ты хочешь, чтобы и я тоже?» И отказывается. И тогда судья говорит: «Ну тогда я вынужден отрубить тебе голову, это закон». Аполлоний отвечает: «Да, я люблю жизнь, но не могу отказаться от Хрис-та». Вот история, как мне кажется, понятная современному человеку.

Вы иногда позволяете себе в тексте такие… авторские, если не вставки, то какие-то намеки, параллели с современной действительностью, насколько я заметил. Насколько это важно для Вас? Потому что часто Вы пишете «словно заглядывая на две тысячи лет вперед»… В чем эти параллели? Может быть, некоторые примеры приведете, что Вас поразило, что звучит современно и сейчас?

Этих примеров очень много, они буквально рассыпаны в каждой истории. Мне кажется, они очень важны для современного мира – все люди сейчас живут в огромном самомнении, и это самомнение развивается.

Когда читаешь эти истории, очень правильно, мне кажется, меняется масштаб восприятия себя в мире, ведь, по сравнению со святыми, мы один к миллиону, на самом деле. Пусть эта мысль не так прямо выражена, но для меня важно, чтобы она все-таки откладывалась в сознании человека.

На презентации отец Алексий Уминский обращал внимание именно на то, что Вам удается в повседневной, простой манере разговора представить истории людей, которых в той или иной степени мы можем с собой все-таки соотнести. Традиционные жития святых – это все же что-то недосягаемое, и отец Алексий провел параллель с житиями новомучеников. Насколько Вы соотносились, когда писали эту книгу, с периодом церковной истории XX века? Видели ли какие-то параллели в стоянии за веру до конца? Планируете ли Вы обратиться к этому периоду церковной истории?

Во время работы я постоянно думала о новомучениках, исповедниках Российских. Это как будто бы такое подводное течение. Идет история, и вот она приходит к XX веку… Это течение все время чувствовалось. Так как я работала с документами, пыталась найти из древней истории какие-то мученические акты, письма, то все время думала, сколько сохранилось еще и как важно это все собрать. Время же уходит.

Я как-то работала немножко над телевизионным проектом о новомучениках, и нам удавалось найти их потомков – внуков, правнуков. Чувство, что этих людей, информации не так много сохранилось, не оставляло меня. И, как человека, который работает над древними документами, меня преследовала мысль, как все это сохранить. И не важно, кто это сделает, не важно авторство. Просто это важно найти, сохранить, и когда-то кто-то об этом напишет. Потому что это глобальная тема, важнейшая.

Ольга Петровна, большое спасибо за беседу. Мы надеемся, что наши зрители смогут найти возможность прочитать книгу, надеемся, что она будет распространяться и в регионах, не только в Москве. Каким тиражом она вышла?

10 тысяч экземпляров.

По нынешним временам это хороший тираж. Спасибо большое!

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/plod-very10

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс