Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (797) → Есть смысл быть христианином

Есть смысл быть христианином

№44 (797) / 25 ноября ‘14

Исследуйте писания

В нескольких буквально шагах от Лавры Саввы Освященного другая – в ней еще пять тысяч человек. Еще пара километров по иудейской пустыне – лавра Харитона Исповедника, еще тысячи монахов. И это на протяжении одного-двух веков! Тысячи людей на небольшом участке земли решили жить в нечеловеческих условиях, вдохновленные жизнью подвижников. Вот такая смерть была. Мученики показали это наиболее ярко.

Но это продолжается во все время. Совершенно неожиданным образом мы увидели такое «животворное умертвение», говоря словами святителя Игнатия (Брянчанинова), в XX веке, когда святителей Христовых, подвижников благочестия, священников, монахов, мирским страшным мукам, страданиям, пыткам подвергали, и, взирая на их страдания, вокруг них собирались люди, объединялись и понимали: «Да, действительно, он так страдает, что действительно есть смысл быть христианином».

Таково безумие христианства, потому что никогда не надо забывать, что средоточием для Церкви является Крест Христов, знамение Христово. В каждом храме он есть. Крестное знамение мы налагаем на себя, крестное знамение носим на груди своей и крестимся мы в смерть Иисуса Христа – для нас смерть Его является животворна. Это начало жизни, и все мы берем крест, каждый по своим силам, и следуем за Христом. И каждый идет за Христом, насколько хватает у него сил.

Такое выражение сущности христианского опыта, на самом деле, не понимается не только сейчас, оно не понималось и тогда. Не сейчас появились какие-нибудь либеральные христиане или сектанты, они и тогда были. И они говорили: «Зачем это надо? Зачем нужно это страдание, это безумие? Христос пришел нас спасти. Будем жить спасенными, радоваться, наслаждаться жизнью, благодарить Бога за все, что у нас есть, и не надо никаких скорбей, страданий, мук!».

А апостол Павел говорит совсем другое. Те слова, которые будут потом выражением, в первую очередь, протестантского опыта, столь явно продемонстрированные особенно в конце XX века, зазвучали еще в первые годы существования Церкви на земле. Было и такое восприятие христианства, церковной жизни, что все вокруг нас создано для радости, мы же должны просто радоваться и благодарить Бога, и никаких скорбей нам не грозит, потому что от всего нас Бог защитит.

Апостол Павел произносит свои замечательные слова в четвертой главе своего Послания, именно противопоставляя свою точку зрения, свой апостольский опыт тем словам, которые, очевидно, звучали в общине города Коринфа, тем словам, которые привели к эпизодам, описанным уже в пятой главе, – к разврату некоторых членов общины, к падению нравственному, которое неожиданно было отчасти поддержано членами общины, к непритязательной духовной жизни, то есть позволению себе очень многих страстей. После ухода апостола Павла, очевидно, вышли проповедники, которых коринфяне послушались. Они говорили совсем не то, что апостол Павел. Не надо скорбеть, не надо терпеть, не надо страдать, и все будет хорошо, Бог от всего защитит. Это заканчивается духовными катастрофами, о которых отчасти говорит апостол Павел в пятой главе.

Сразу после этой речи апостол Павел описывает свою реакцию на очень странный и, может быть, страшный, с духовной точки зрения, эпизод, который произошел в общине города Коринфа. Вся предыдущая речь апостола Павла – главы третья, четвертая – как раз и была приготовлением к тому, чтобы сказать об этом тяжелом для него и, очевидно, для общины города Коринфа падении одного из христиан сразу после отшествия апостола. Предыдущие главы показывают: апостол действительно так строит свою речь, он свидетельствует – причина этого падения в том, что они забыли слова апостола Павла о скорбях и терпении, о том, что каждый человек есть храм Святого Духа и должен свято его беречь, и послушали других учителей. Это сделало возможным падение. Действительно, опыт святых отцов и вся история Церкви свидетельствуют: падение не происходит на пустом месте, оно всегда вызвано отступлением от истины, измененным, замутненным мировоззрением, когда человек начинает неправильно видеть собственный путь к Богу, имеет неправильное мнение о Боге.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс