Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Универсальный церковный принцип

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Универсальный церковный принцип

№26 (827) / 14 июля ‘15

Исследуйте писания

Далее апостол Павел пишет собственно об употреблении в пищу идоложертвенного и говорит, что с идоложертвенным нужно поступать осторожно. Но не потому, что идол что-то значит, а совсем по другой причине, которая важна в отношении не нас самих, а ближнего нашего: когда мы говорим об употреблении в пищу идоложертвенного, о каком-то общении с тем, что в мире принято называть идолом, речь вообще не о нас, по мысли апостола. Всецело мысль, сердце, ощущения наши должны быть в заботе о ближнем, о брате. Апостол пишет: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».

Дело здесь не только в пище, хотя апостол Павел пишет только о пище. Это универсальный церковный принцип. Дело в отношении к некоторым символам, к некоторым злоупотреблениям собственной духовной свободой в отношении вещей, которые обладают неким смыслом для иных верующих во Христа людей. Не будем говорить об идоложертвенном времен апостола Павла, об этом сказал сам апостол, и каждый понял, о чем он ведет речь. Если христианин знает, что идол ничего не значит, он заходит в капище и ест там идоложертвенное мясо просто как мясо, разделяя трапезу со своими друзьями, или делая это в миссионерских целях, чтобы побеседовать с язычниками о Боге, то он понимает, что ничем совесть его не оскверняется. Это же обычное мясо и никакой особой мистической нагрузки, таинственной злой силы оно не имеет. Он – христианин, а во Христе никто не может сделать ему нечто страшное, вред причинить, потому что Бог – его Опора и Защита. И вот человек вкушает идоложертвенное мясо, и ему нет никакого вреда от этого. Но вдруг другой человек, немощный, по определению апостола Павла, приходит, садится рядом и начинает есть. И про него говорит апостол Павел, что «погибает немощный брат». Я не погибаю, а он погибает, погибает брат, «за которого умер Христос».

Почему же так? Мы едим одно и то же мясо, вместе сидим в одном и том же капище, но мне это не причиняет никакого вреда, а брат мой погибает? Потому что я знаю, что идол – ничто, и могу позволить себе обращаться с любой вещью в этом мире, потому что знаю, что никакого вреда духовного эта вещь мне причинить не может, а брат не знает. Он немощный, он не вошел в свободу горнего мира, он смущается и думает, что если я сижу и вкушаю идоложертвенное, значит между бесами и Богом нет никакой разницы, между этим идолом Аполлона, чье идоложертвенное мясо я ем, и Иисусом Христом нет никакой разницы. И он начинает думать, что служение идолам и служение единому Богу – одно и то же. И за одну эту мысль душа его гибнет.

То есть, втянув в эту трапезу, я вверг его в падение: в мыслях он начинает думать неправо, а если он начинает думать неправо о Боге и о языческом мире, значит, он начинает и неправо жить – или, в конце концов, запутавшись, впадает в какой-то грех, или вообще отходит от Христа, или теряет способность жить по заповедям Иисуса Христа. Мало ли что может приключиться.

Как так? Два христианина едят одно и то же мясо, одному нет вреда, а другому есть. В том, что брату есть вред, виноват я, и, стало быть, я тоже согрешаю против Христа и тоже падаю, пусть не от идоложертвенного мяса, и бесы тут вообще не при чем. Вот это такая картина. Каждый может над этим поразмышлять, почитать у святых отцов о любви и ответственности за ближнего своего во Христе.

Попробуем применить принцип употребления идоложертвенного мяса к вещам, более нам близким. Например, друг подарил мне вещь, привезенную из заграничной поездки. Допустим, это будет какая-нибудь притягивающая деньги лягушка или жаба из Юго-Восточной Азии. Все в этой местности, кто покупает такие статуэтки, действительно становятся богатыми. Это он так думает, а, может, и не думает, но захотел сделать мне приятное и решил привезти то, что считается святым для этой области. Привез и подарил мне. Она у меня стоит, я не уделяю ей никакого внимания, я вообще про нее забыл, я понимаю, что она никаким образом ничего не меняет в моей жизни.Это просто дело рук человеческих, такой же сувенир, как и все прочие сувениры в моей комнате.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

№34 (691) / 3 сентября ‘12

Исследуйте писания

Или любишь, или убиваешь

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс