Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (792) → Митрополит Калужский и Боровский Климент: Крест и таланты

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Крест и таланты

№39 (792) / 21 октября ‘14

Архипастырь

В эти дни мы вспоминаем событие обретения Креста Господня, и в нынешний воскресный день Церковь предлагает нам поразмыслить над словами Спасителя о необходимости для каждого человека подвига крестоношения, чтобы спастись.

В беседе Христос раскрывает ученикам цель Своего пришествия в мир – спасение человека через крестные страдания. Но апостолы не понимают, для чего их Учитель должен умереть, и притом страшной смертью на Кресте. Петр стал отговаривать Его, но Христос запретил ему, и, «подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

У человека нет другого пути для освобождения от греха и обретения вечности, как несение своего креста и следование за Христом. Вечность открывается только через подвиг крестоношения. И чем дальше человек отходит от Бога, тем тяжелее становится возвращение к Нему. Принимая грех в свое сердце, человек неизбежно теряет свою душу и удаляется от Бога.

За свободу нашей души заплачена самая высокая цена – Крестная смерть Сына Божия. Он дал нам возможность избежать участи падших духов и научил глаголам вечной жизни (см.: Ин. 6, 68). Но как узнать, правильно ли мы выполняем их?

Следование Христовым заповедям требует самоотвержения – отказа от потакания не только прихотям своей плоти, но и недобрым привычкам души. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», – говорит Спаситель (Мк. 8, 35). Душа должна преодолеть свое несоответствие Христу и Его Евангелию, чтобы воспринять и удержать вечную жизнь. Как пишет апостол Павел, надо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22–24).

Полностью очиститься от неправды и облечься в праведность можно лишь одним путем – несением креста, искоренением всего, что противно Правде Божией. Свой крест есть у каждого христианина. Он создается собственным внутренним несовершенством, а также внешними обстоятельствами, отношениями с окружающими людьми. Наша профессиональная деятельность, положение в обществе, семье, коллективе – все, что определяет наши обязанности и связывает нас с окружающими людьми, требуя отказа от своего эгоизма ради блага ближнего, все это составляет наш личный крест. Его надо принять, а значит, не роптать, не отчаиваться, не унывать и не смущаться, потому что крест всегда дается по силам.

Несение же креста – это любовь к Богу и любовь к ближнему, как к самому себе. Для этого каждый человек наделен особыми дарами. О необходимости их использования и развития говорится в Евангельской притче о талантах (см.: Мф. 25, 14–30), которую также читают в этот воскресный день за Литургией. Наименование античной денежной единицы «талант» давно стало нарицательным, обозначая врожденное дарование человека. Все люди одарены Богом в разной степени, но каждый человек несет ответственность перед Творцом за то, как он использовал свой талант.

Притча побуждает не «зарывать свой талант в землю», а «отдать» его окружающим людям. Господь говорит, что Сам будет действовать в человеке, если он применит свой талант на благо ближним, послужит спасению других людей. Именно в этом контексте толкует эту притчу святитель Иоанн Златоуст: «Царь говорит: «Надлежало тебе отдать», а истребование предоставить мне. «Я, придя, получил бы мое с прибылью», – разумея прибыток проповеди – явление дел». Самый главный талант каждого человека – это способность жертвенно любить ближнего, не ожидая от него никакого прибытка себе. В этом заключена центральная мысль притчи.

Невозможно, не переступив через свое самолюбие, прожить добродетельную жизнь. Скрытый в земле талант можно сравнить с пребыванием в душном подземелье пушкинского скупого рыцаря – воплощения крайнего проявления эгоизма. Если человек утаит свой дар, он не только будет бесполезен другим, но духовная скупость осудит его самого на вечную муку. В будущем веке «торговля» прекратится, и тогда «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

Осознавая значение своего личного креста, будем с радостью нести его, вкладывая свои духовные таланты в преумножение любви Божией к человеку, и Господь не оставит нас без Своей помощи.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс