Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (763) → Протоиерей Алексий Кульберг: Важно услышать, что хочет сказать Бог

Протоиерей Алексий Кульберг: Важно услышать, что хочет сказать Бог

№10 (763) / 10 марта ‘14

Ведущий Лев БохолдинБеседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Протоиерей Александр Трушин: Патриотизм начинается с любви к своей истории
Ведущий Денис Береснев

На вопросы отвечает руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии протоиерей Алексий Кульберг.

– Тема нашей программы – юлианский календарь и связанные с ним сложности; ответить на вопросы сегодня согласился отец Алексий Кульберг, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Новый год мы в России празднуем дважды – это Новый год и старый Новый год. Что же произошло, что мы стали жить по двум календарям?

– Произошла Октябрьская революция – один из первых декретов, который подписал В. И. Ленин, был посвящен переходу молодой Советской республики на григорианский календарь. До того Россия жила по календарю юлианскому, и никаких вопросов не возникало – 25 декабря по юлианскому календарю праздновалось Рождество Христово, и 1 января наступал Новый год. Кстати, празднование Нового года 1 января – достаточно молодая дата: только в 1700 году, по указу Петра I, оно было перенесено с 1 сентября на 1 января, то есть это был некий уход от богослужебного, церковного начала года. По сей день, если мы откроем богослужение на 14 сентября, Минею 14 сентября, то обнаружим там богослужение на начало Нового года.

Так что у нас получается более богатая история, чем вы сейчас сказали. Мы даже 3 раза встречаем Новый год, а точнее сказать – 4: 1 сентября, 14 сентября, 1 января, 14 января. Очень широкий спектр, из чего выбирать, каждый может выбрать по душе.

– Почему они называются юлианский и григорианский календари?

– По именам людей, которые приложили руку к их созданию.

Юлианский календарь введен в 45 году до нашей эры Юлием Цезарем, григорианский календарь был введен папой Римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого, юлианского – после четверга 4 октября настала пятница 15 октября. Удивительно, как при отсутствии во времена Юлия Цезаря таких приборов, как нынче, был сформирован столь точный календарь, который вмещал 365 целых и 25 сотых дня в году, весьма мудрой и даже пророческой в системе временного измерения. Произошло вочеловечивание Бога слова, Превечнорожденного. Те ученые – астрономы, математики, которые создавали календарь, не предполагали, какие коллизии будут в этой связи.

Но, принципиальный момент, – что собой являет юлианский календарь. Хотелось бы сказать простыми словами, что есть некая система относительных измерений. Когда мы говорим, что автобус едет со скоростью 60 км в час, мы должны оговориться, что автобус едет с такой скоростью относительно дороги, но не относительно птицы, которая летит по небу, и, если она летит попутно (мы это проходили в школе), то, соответственно, скорость уменьшается, если она летит в противоположном направлении, то скорость увеличивается. А люди в автобусе только немножко дрожат относительно друг друга, соответственно с колебаниями дороги. Это те нюансы, погрешности, которые присутствуют во всей нашей жизни. Юлианский календарь создавался в системе измерений «Земля, Солнце и Вселенная – звезды», при расчете года учитывалось движение Солнца относительно звезд.

– «Дрожание» нашей системы...

– Да, то самое дрожание нашей системы, и это правильно: мы не отрезаем себя: Земля, на которой я живу, и я – человек, пуп Вселенной, – но и Солнце, которое мне светит зимой слишком мало, а летом слишком много. Масштаб этого календаря вселенский. Он интересен тем, что есть некоторое астрономическое смещение – как движется светило во Вселенной и то, как его измерили и зафиксировали этим календарем, не очень точно совпадает. С течением времени Солнце смещается относительно Земли и получается, что, например, 1 января 2014 года или 1014 года Солнце находится в разных точках, то есть, можно сказать, несколько смещается время года. И эту особенность уже в более поздние времена заметили, когда математика, астрономия развились.

– Где-то в 1582 году.

– Да, в Европе сочли, что имеет смысл все-таки измерять время более точными предметами и более его привязать к Земле. Собственно говоря, это и сделали. Привязали место и время к Земле и исключили звездную компоненту из измерения времени и ввели систему прохождения Солнца, назовем так, через тропики, через экватор и только в этой системе стали измерять время. Там очень небольшая разница, порядка 6 секунд в год. Разница между этими системами измерений составляет один день в 100 лет. Скажем, расхождение в 1800 году составляло между календарями 12 дней, в 1901 – 13 дней и соответственно в 2100-м она уже будет 14 дней.

– А 2000-й – високосный в обеих системах, путаница какая-то...

– Скажем так, вопрос нетривиален. Мы сталкиваемся с практическими последствиями, с тем, что есть разница – 13 дней. Не было бы никаких вопросов, если бы Римский папа по имени Григорий не принял очень серьезное, я бы даже сказал, по тому времени революционное решение. Он написал документ, в котором предписывалось перейти на новое время, новое летоисчисление – новую методику измерения лет, которую назвали в честь него григорианским. Документ был подписан в Риме и постепенно, постепенно (где-то мирно, где-то это сопровождалось народными бунтами) вводился и по Европе, и по всему миру, и по сей день он далеко не во всем мире.

(Продолжение следует)

Полная версия беседы


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз»: ежедневно 22-00 прямой эфир (кроме субботы), на следующий день 13-00 повтор (кроме воскресенья). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефоны прямого эфира: Москва (495) 781-49-54, Санкт-Петербург (812) 677-62-44, Екатеринбург (343) 379-65-70

 
Исследуйте писания

Самая совершенная добродетель

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Жизнь для ГосподаПродолжаем беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Напомню, что в 13-й главе, которую мы рассматривали, речь идет о любви как совершенном исполнении Закона. 14-я глава развивает и углубляет свидетельство апостола

 
Книжная полка

Стяжавший Святого Духа познает все

Ведущий Андрей Печерин

Прп. Иоанн Дамаскин. «Сказание о жизни преподобных и богоносных отцов наших Варлаама и Иоасафа». Издательство «Сибирская благозвонница». Предлагаем вашему вниманию одно из агиографических сочинений прп. Иоанна Дамаскина, входившее в число самых популярных в Древней Руси произведений переводной литературы. Книга рассказывает, как пустынник

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс