Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (735) → Во всем важна мера

Во всем важна мера

№30 (735) / 12 августа ‘13

Ольга БаталоваУроки Православия

О рассудительности в отношении духовного чтения

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук:

– Человек вроде продолжает ходить в церковь, а внутри он уже перегоревший. Он слышит призыв пастырей: «читайте святых отцов». А сам думает: «Ну и что? Я уже почитал». Прочитать-то прочел, но ничего правильно не понял. И он становится таким теплохладным, полумертвым, надорвавшимся. Человек вроде бы идет ко Христу, но делает все вяло, и легко в его душу возвращаются страсти, с которыми вроде бы боролся. В Евангелии есть притча о бесноватом человеке, из которого Господь изгнал беса, но он вернулся в очищенную душу и воззвал 7 злейших себя. Как раз это может произойти с христианином, который не правильно идет по пути духовной жизни: вроде бы сначала взялся, вроде бы начал бороться, но потом заунывал, и это уныние может снова впустить в душу страсти и привести даже еще и в худшее состояние. Это опасно.

То, что мы с вами говорим, – это не просто досужие разговоры людей, которым нечем заняться. Мы говорим о правиле, о «дорожных знаках» духовного пути, которые должен знать каждый, чтобы ехать правильно. Иначе, если не сбавишь в нужном месте скорость, можно вылететь в кювет. Все эти вещи очень серьезные – знаете, как про инструкции безопасности говорят, что они написаны кровью. Правила духовной жизни тоже написаны кровью сотнями примеров людей, которые по гордости, по тщеславию пошли не так, как учит Церковь, как учат святые отцы. Поэтому каждый человек, который хочет приблизиться к христианской духовной жизни, должен святоотеческие труды не просто прочитать и забыть, а использовать как духовную инструкцию.

Помимо чтения, святитель Игнатий Брянчанинов дает рекомендации и относительно того, как надо молиться в течение дня. Он пишет, что для новоначального святые отцы предлагают молитвы частые, но непродолжительные.

Протоиерей Андрей Канев:

– На жизнь современного христианина можно нарисовать сатирическую пародию. Утром что-то вычитал, куда-то побежал, потом только вечером правило вычитал. И это все, вся христианская жизнь, и обязанности закончились. Святитель Игнатий дает духовный совет новоначальным (новоначальные – современные христиане, по крайней мере, мы с вами точно являемся новоначальными по отношению к духовному уровню святых отцов. Новоначальным человек является не по количеству лет пребывания в Церкви, а по духовному опыту, и мы, по большому счету такими новоначальными являемся долгие годы). Поэтому очень часты бывают трагедии с молитвой, когда человек, являясь неофитом, только пришедшим в храм, особенно там, где нет катехизации, нет воцерковления, начинает сам импровизировать с молитвой, набирать себе правило: сегодня одну молитву добавил, завтра у кого-то узнал – еще добавил. Молитвенное правило разбухает, становится очень немаленьким, и потом с человеком происходит надлом, поскольку он по неопытности приступил к молитве. В основе этой ошибки лежит гордость, когда человек ищет не сокрушения, молитвы, и покаяния, а думает, что Бога можно умолить одним многословием и многочтением. Нередко с человеком происходит надлом, и он не может исполнить даже стандартное молитвенное правило.

Святитель Игнатий нам говорит о другом подходе к молитве: что для новоначального полезнее, лучше коротенькое молитвословие, но повторяемое в течении дня. Это замечательный опыт, и в этом плане молитвенное правило преподобного Серафима Саровского соответствует этому совету. Мы про это правило что знаем? 3 раза прочитал «Отче наш», 3 раза «Богородице Дево, радуйся», 1 раз «Символ веры», и человеку современному кажется: как замечательно, какое облегчение в молитвенной жизни. Но если мы целиком прочитаем совет преподобного Серафима, увидим, что, оказывается, молитвы нужно повторить в обед. А до обеда человек молится внутренней молитвой Иисусовой, а после обеда до вечера Богородице молится. Представляете, какое молитвенное дело протекает у человека весь день? Это значит, что утро начинается с небольшого молитвословия является и молитвенное правило не заканчивается, длится до обеда внутренней молитвой. После обеда идет молитва у человека и заканчивается уже небольшим вечерним правилом. В итоге получается, что человек молится целый день. И это полезнее, потому что человек о Боге помнит, а не как мы сейчас делаем: вычитали, потом о Боге забыли, вечером прибежали, запыхались, прочитали – и жалуемся, что у нас не налажена христианская жизнь.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник-вторник 19.30, среда-четверг 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Исследуйте писания

Об ответственном выборе

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Закон обнаруживает грехВозьмем банальный пример: муж любит жену, лад и гармония в семье. А почему он решил, что он ее любит? Им хорошо, ничто постороннее не вторгается? Это некоторая данность природная, от них не зависящая

 
Медицинский городок

Врач-фитотерапевт Татьяна Плесовских: Кедровое масло – эликсир долголетия

Беседовала Валентина Ефремова

«Гость в студии»– Татьяна Владимировна, о чем Вы расскажете сегодня? – Я бы хотела рассказать об удивительном продукте, благотворно влияющем на иммунитет. Это настоящий эликсир долголетия

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс