Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (733) → Протоиерей Андрей Канев: Нет такого места, где мы можем не помнить о Боге

Протоиерей Андрей Канев: Нет такого места, где мы можем не помнить о Боге

№28 (733) / 22 июля ‘13

Ольга БаталоваУроки Православия

По силам и обстоятельствам

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук:

– Молитвенное правило нужно обговаривать с духовником. Мы живем в особое время, когда все грамотны и легко доступны молитвословы, чего не было в прошлые века. Современный человек, часто не оглашенный, покупает в церковной лавке молитвослов и начинает импровизировать с молитвой. Этот момент, к сожалению, очень часто опускается в отношениях прихожанина и священника. Это очень ответственный духовный опыт молитвы, он должен быть обязательно обсужден с духовником: как молиться, когда молиться, сколько молиться, какие молитвы, может быть, добавить или что-то убавить.

Все молитвенные опыты должны быть посильны. Воздержание, пост или молитвенное правило должны быть подстроены под возможности человека. В этом случае молитвенным правилом будет время молитвы утром и время молитвы вечером, а не обязательно те молитвы, которые напечатаны в молитвослове. Они могут быть другими. Правило может быть, например, с земными поклонами, или состоять из молитв, более понятных человеку. Эти вопросы надо не стесняться обсуждать со своим духовником.

Важно помнить, что главная задача молитвенного правила – настроить душу христианина на общение с Богом, пробудить в нем покаянные мысли, очистить сердце от греховной скверны. И мы, тщательно исполняя правило, научаемся, по словам апостола, «молиться во всякое время духом... и со всяким постоянством». Потому святитель Игнатий и пишет: «С тишиною, очень осторожно, исполнив все нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со «вниманием», и, по причине «внимания», чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением. После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь «о внимании», читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтоб по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами». Так святитель Игнатий предлагает нам еще одно упражнение о Господе – чтение. Но выполним ли такой распорядок дня для современного христианина?

Протоиерей Андрей Канев: – Это тоже рекомендация христианину, как провести утро. Если есть возможность, конечно, нужно читать Священное Писание и толкование. Слово Божие помогает человеку настроиться на день, и нередко в жизни возникают ситуации, связанные с прочитанным Евангельским отрывком.

Святитель Тихон Задонский в книге «Плоть и дух» об этом душеполезном занятии говорит, что чтение слова Божия насаждает и взращивает веру, укрепляет надежду и все добродетели, укореняет любовь к Богу и к ближнему, утешает, ободряет, склоняет нерадивых к покаянию, грешников обращает: «Словами Божиими вся Святая Церковь в вере пребывает, утверждается и спасается помощью Того, Который глаголал пророками и апостолами».

Святитель Игнатий не просто советует христианину с утра читать Священное Писание, но и попутно дает рекомендации, как правильно совершать это духовное делание. Он отмечает, что количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами.

Протоиерей Андрей Канев: – Что значит – силами? Нам необходимо обратить внимание на тщеславие. Мы очень часто делаем ошибки именно по тщеславной горячке: сегодня решаемся «я буду читать столько и столько». А потом не делаем намеченного, начинаем унывать и бросаем чтение. И чтобы такого не было, святитель Игнатий нам рекомендует: чтение должно быть посильным, но соответствующим нашему положению – не просто чтение ради чтения, но чтобы оно было нам полезным. Нам как новоначальным нужно читать советы святых отцов для людей, живущих в миру, или для монахов, живущих в общежительных монастырях. Но если мы будем читать писания для отшельников, в лучшем случае ничего не поймем, в худшем начнем фантазировать, свои духовные «экспериментики» оценивать как какие-то высокие опыты и сравнивать с прочитанным, что является признаком большой духовной беды – прелести.

Смотрите, что написано у святителя: «по силам и по обстоятельствам». Мы живем в миру, и у нас очень много обязанностей по отношению к нашим близким. Поэтому если женщина-христианка имеет каких-нибудь золотых 10–15 минут, чтобы посвятить молитве, чтению – слава Богу. Но если потом муж или дети требуют внимания, надо его оказывать. А если она не готовит завтрак, а напитывает свою душу духовными вещами, это не соответствует ее положению. Если есть возможность, сперва проводи всех, а потом уже занимайся чтением. Мне приходится иной раз в шутку спрашивать: вы пироги печете для семьи, или они у вас лапшой китайской питаются?

Увы, не все прихожанки отвечают на этот вопрос батюшки утвердительно. И это серьезная проблема. Проблема, разумеется, не в пирогах как таковых, а в поверхностном, искаженном отношении к семье некоторых современных христиан – и не только женщин. Они, особенно в начале своего воцерковления, иногда слишком увлекаются делами милосердия, трудами в приходе или просто чтением духовной литературы. И им порой кажется, что эти дела намного важнее, чем служение супругу, детям, пожилым родителям: «Какие тут пироги, или ремонт, или просто мусорное ведро, если нагих надо одеть, сирым и убогим – помочь, в храме поручение выполнить, да еще и книги почитать!» Но угодны ли Богу такие труды? Станут ли от них домочадцы ближе к Церкви? Или же им тихое служение мамы или папы дома, в повседневных делах расскажет о христианстве гораздо красноречивее, чем красивые слова, позаимствованные из прочитанных книг... И если начитанность и образованность, к примеру, женщины будет обретаться за счет семейной трапезы – в ущерб домашнему борщу или пирогам, тогда у ближних появятся (и вполне справедливо) большие сомнения в пользе духовного чтения. Но если всему находить свое время и правильно расставлять духовные приоритеты, чтение может приносить человеку пользу и ближних не введет в соблазн.

Полная версия программы


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник-вторник 19.30, среда-четверг 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

По святым местам

Благовест «Большого Златоуста»

Освящение Максимилиановского храма – «Большого Златоуста» митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом состоялось 24 июня 2013 года, в церковном календаре 2013 года – это день Святого Духа. История екатеринбургского храма «Большой Златоуст» чем-то напоминает историю московского Храма Христа Спасителя

 
Храм святой Екатерины

По Красной линии к сердцу города

Ресурсный центр «Семья Димитрия Солунского»

Святая великомученица Екатерина, имя которой носит Екатеринбург, жила в Александрии в начале IV века, происходила из царского рода, была удивительно красива и необычайно умна и сумела обратить в христианство 50 лучших мудрецов своей страны.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс