Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (730) → Искупительная жертва

Искупительная жертва

№25 (730) / 1 июля ‘13

Ольга БаталоваУроки Православия

К 400-летию восшествия на престол
Царской Династии Романовых

Люди обладают одной удивительной способностью – жертвовать собой ради других. Это и есть высшее проявление любви, по Евангельскому слову. Такого человека Бог сразу принимает в Царство Небесное, ибо жертва омывает все грехи человека. Многие из тех, кто сегодня идет на подвиг, об этом даже не знают, но идут – потому что не могут не идти. Готовность к самопожертвованию не связана ни с положением человека, ни с его образованием, она связана лишь с его воспитанием, с тем, чем прежде была напитана его душа. И Православная Церковь всегда стремилась воспитывать людей в осознании того, что жертвовать собой ради других необходимо. Но жертвовать – не значит обязательно умирать.

Часто от нас требуется совсем немногое: пожертвовать временем или средствами, или вниманием, да и то лишь некоей их частью. Однако кому-то и такая жертва дается нелегко. А последнему русскому Царю пожертвовать собой и своими близкими ради русского народа оказалось по силам. В одном из писем Государь писал: «Я имею больше, чем предчувствие, – полную уверенность, что я предопределен ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Быть может, нужна искупительная жертва, чтобы спасти Россию? Я буду этой жертвой. Да совершится воля Господня. Для России, для ее счастья я готов отдать и трон, и жизнь». Так сказать мог только тот, кто всецело вверил себя в руки Божии. Но не была ли эта жертва напрасной? Об уроках жизни Императора Николая II мы говорим с историком Петром Мультатули.

Бывает ли вообще напрасной христианская жертва? В нашем разговоре эту тему мы затронули не случайно. Дело в том, что размышления о жертве Царя появляются обязательно, при любом более или менее пристальном взгляде на драматические страницы отечественной истории, где отражена трагедия и Царской Семьи, и царской России, и Русской Православной Церкви. Сколько миллионов человек отдали свои жизни в XX кровавом веке – за что или ради кого? Кто-то шел на смерть ради идей революции, кто-то – защищая Отечество от «красной чумы», а кто-то спокойно соглашался умереть ради Христа. И порой это согласие казалось напрасным и даже безрассудным – человек обрекал на смерть не только самого себя, но и своих ближних. Так же поступил и Император Николай II. Он не отрекся от России, от своих убеждений, от своей веры и был убит. А вместе с ним были убиты его жена, дети, слуги. И долгие годы нам не давали увидеть за этой гибелью подвига. Более того, Государь оказался оболган перед всем миром, и жертва его подверглась осмеянию. Та машина лжи, что была запущена 100 лет назад, до сих пор не может остановиться, потому что и сегодня находятся те, кто постоянно подливает в ее баки бензин, кто без устали давит на педаль газа, только бы истина о Святом Царе и его жертве не открылась людям.

П. В. Мультатули, кандидат исторических наук, научный сотрудник Российского института стратегических исследований:

– Сегодня опять начинают спрашивать «про этого», «Кровавого». Как это возможно – про какого-то «Кровавого», когда вас целая галерея не то что кровавых, а просто выродков? Мы были на выставке, и там я даже сфотографировал: решение тройки НКВД о расстреле какого-то молодого человека, ему 25 лет было, который с целью шпионской фотографировал какие-то там учения, и у него дома обнаружили 2 пузыря яда – это фиксаж был для фотографий. Его расстреляли за это, расстреляли, – ему было 25 лет! Иные сразу начинают говорить: «ну, вы знаете, страна была спасена». Страна, режим которой губит так своих граждан, как губил большевистский, сталинский и потом советский режим… Советскую власть сейчас помнят беззубой, которая могла в лучшем случае посадить на 4 года за антисоветскую агитацию. А никто уже не помнит ту советскую власть, которая держалась на крови и репрессиях. Поэтому когда после миллионов убитых людей начинают говорить так про Государя и спрашивать: «кровавый» и еще что-то… это просто кощунство какое-то.

А все потому, что люди просто не хотят думать: гораздо легче жить штампами. Но, слава Богу, таких людей все меньше становится, – а стереотипы те же. Тут еще, кроме невежества, духовные вопросы. Потому что не спит князь мира сего, а Сталин, Ленин близки к этому князю, как и Троцкий, Гитлер. Гитлер у очень многих не вызывает такого отторжения – могут начать говорить: «был злодей, но…» А от Государя начинает просто молодежь трясти.

Встречаться Петру Валентиновичу приходится с самой разной публикой, и реакция на личность Императора Николая II бывает разной – от любви до ненависти. Кто-то благодарит историка за его работу, кто-то пытается вывести его на чистую воду, обвиняет, критикует, а он, как и полагается исследователю, делает то, что должен: ищет истину и свидетельствует о ней. Ведь любой историк проникает в тайны прошлого по тем следам, которые пощадило время (их принято называть историческими источниками), и делает эти тайны достоянием всех людей. Вот и Петр Валентинович сначала собирает, обобщает, осмысливает архивные, мемуарные, научные материалы, посвященные Императору Николаю II, а потом пишет книги, статьи, выступает с лекциями. Приезжая в Екатеринбург в Царские дни, он обязательно делится с уральцами своими историческими открытиями, выступая на телевидении, в том числе на светских каналах, на пресс-конференциях, презентациях. И на всех этих встречах, сетует историк, ему постоянно приходится сталкиваться с одним и тем же набором политических мифов, идеологических штампов, мол, на самом-то деле Царь для России был не хорош и делал-то он все не так, и страну-то вел не туда. В это и по сей день искренне верят многие наши современники.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник-вторник 19.30, среда-четверг 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Обитель

Музей. Взгляд в будущее

Юлия Стихарева, г. Москва

Окончание. Начало в № 24 (729) Практически два года в Новоспасском монастыре существует музей... Мы продолжаем разговор с создателем музея Новоспасского монастыря о прошедшем времени работы маленького музея: каким он был?

 
Семинария

В начале пути: выпускные экзамены на регентском отделении

Варвара Тихонова, г. Екатеринбург

Певческо-регентское отделение Екатеринбургской семинарии (ПРО ЕДС) в прошлом году отметило юбилей – 10 лет со дня основания (открыто в 2002/2003 учебном году).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс