Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (722) → Храм во имя Святого Александра Невского: страницы истории

Храм во имя Святого Александра Невского: страницы истории

№17 (722) / 6 мая ‘13

Обитель

«Все храмы в обители благолепны, но в особенности красив совне и внутри Александровский собор, обширный, величественный, светлый», – так отзывается о храме святого благоверного Александра Невского автор конца XIX века. Главный храм Ново-Тихвинского монастыря, неизменно вызывавший благоговейное восхищение паломников, совсем скоро вновь станет украшением обители. Ожидается, что 19 мая его освятит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Вот летопись основных событий, связанных с храмом.

1806 год – екатеринбургские купцы составили прошение в Святейший Синод о том, чтобы им было разрешено построить близ дома, в котором жили насельницы женской общины (будущего Ново-Тихвинского монастыря), каменную церковь во имя святого Александра Невского. В своем прошении они написали, что эти «вдовы и девицы препровождают жизнь наподобие монашеской по уставу Саровской пустыни и отправляют в молитвенной комнате славословие Божие, для слушания коего стекается к ним из жителей немалое количество народа, так что иногда в означенной комнате бывает и невместительно».

1809 год – император Александр I издал указ об учреждении Ново-Тихвинского монастыря. В этом же году игуменией Таисией получено благословение Святейшего Синода на строительство храма во имя святого Александра Невского. Очевидно, что храм был посвящен этому святому не случайно: благоверный князь был небесным покровителем императора Александра I, и cестры таким образом хотели отблагодарить монарха за оказанную милость.

1814 год – состоялась закладка собора. Настоятельница просила Екатеринбургское духовное правление «всему духовенству приказать в оный день, отправив в своих церквах ранние литургии, всему непременно собраться в соборную церковь [Екатерининский горный собор], из которой, по предварительном благовесте на собор, учинить процессию в обитель и в оной, по отправлении литургии, заложить соборне оную церковь».

1836 год – собор был разобран до основания, поскольку в его стенах пошли трещины. Кроме того, сестринство к тому времени увеличилось настолько, что стало явно: необходимо строить храм гораздо больших размеров. Новый проект храма был выполнен известным уральским архитектором М. П. Малаховым. Храм был рассчитан на четыре тысячи молящихся.

1840 год – по просьбе настоятельницы монастыря игумении Александры был организован сбор пожертвований на уральских заводах для строительства собора. Пожертвования сделали и владельцы заводов (например, владелец Верх-Нейвинского завода И. А. Яковлев), и управляющие, и жители заводских поселков – и за несколько лет была собрана большая часть средств, необходимых для строительства.

1854 год – спустя сорок лет после закладки Александро-Невский храм был полностью завершен. До революции вокруг храма располагалось монастырское кладбище, где погребали как духовенство и сестер обители, так и видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и науки. Например, именно здесь покоились останки городского головы М. А. Нурова, основателя Уральского общества любителей естествознания Н. К. Чупина, архитектора М. П. Малахова, знаменитого уральского офтальмолога А. А. Миславского. По воспоминаниям очевидцев, кладбище было ухоженным и хорошо обустроенным, его сравнивали с известными некрополями Санкт-Петербурга и Москвы.

1905 год – в июне в Александровском соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этот день огромный собор был переполнен: люди стояли даже на подоконниках и на карнизах окон и заполонили всю монастырскую территорию. Для поддержания порядка, кроме полицейских, были вызваны взводы солдат и казаков, которым с трудом удавалось сдерживать при появлении отца Иоанна народ, из уст которого вырывались возгласы: «Благословите…», «Прикоснитесь…», «Наложите руку…». Утреня и Литургия были совершены батюшкой в присутствии Преосвященнейшего Владимира (Голубятникова), в сослужении сорока священников.

1930 год – собор закрыт постановлением Президиума Свердловского Горсовета. С этого времени в нем размещались различные военные и светские учреждения.

1940–1950-е годы – распоряжением маршала Г. К. Жукова, который тогда был командующим Уральским военным округом, здание собора было разделено на этажи мощными железобетонными перекрытиями.

1961 год – в храм, который был отдан под Областной краеведческий музей, привезли мощи праведного Симеона Верхотурского – «экспонат № 12125». По словам старшего научного сотрудника музея, Н. А. Гончаровой, здесь для хранения мощей постарались создать наилучшие условия: специально подготовленное закрытое помещение, прочная рака, окованная железом, мягкий шелковый покров, защищающий от света и пыли… В то время, как страну пытались превратить во всеобщий «союз воинствующих безбожников», в музейных фондах мощи праведного Симеона, по словам их хранительницы, «почивали на покое» вплоть до их возвращения Церкви, состоявшегося в 1989 году.

1992 год – Церкви передан первый этаж южного придела Александро-Невского собора.

1994 год – возрожден Ново-Тихвинский монастырь, и собор вновь стал монастырским. Многим горожанам этот храм полюбился, и на монастырские службы нередко собирались сотни прихожан.

2005 год – храм окончательно освобожден от фондохранилищ музея. Через некоторое время его закрыли на реставрацию, которая сейчас подходит к концу.

Приглашаем вас 19 мая в Ново-Тихвинский монастырь на торжества в честь освящения собора!

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Виктор Шкабурин: Все хорошо в свое время

Ведущий Александр Сергиенко

У нас в гостях настоятель храма Святого Апостола Андрея Первозванного, руководитель детско-юношеского хора православной гимназии в Люблино, руководитель хора духовенства Юго-Восточного викариатства города Москвы протоиерей Виктор Шкабурин.

 
Читаем Ветхий Завет

Царь Давид как прообраз Христа

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О кротостиКаковы же основные качества царя Давида? Во-первых, кротость. Кротость проявляется в его незлобии. Библия, да и святые отцы-аскеты, под кротостью понимают нечто совсем иное, чем мы сейчас. У нас совсем не библейский взгляд на это качество человеческого характера, а либерально-толстовский, так скажем.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс