Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Гость программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» – священник Алексий Ястребов, настоятель прихода Святых Жен-Мироносиц в Венеции
– Как в Венеции появилось Православие?
– Когда зарождалась Венеция, это V век нашей эры, ее основатели, все первые жители были христианами. В XI веке, как известно, Церковь разделилась на Западную и Восточную. Беженцы-византийцы в XV веке, после падения Константинополя, хлынули в Венецию, с которой исторически были связаны общими корнями, духовными в том числе. В середине XV века здесь зарождается православная греческая община, которая в дальнейшем оформляется, строит свой храм.
– Какая существует связь между Россией и Венецией?
– Русь и Венеция так или иначе контактировали друг с другом. Постоянного представительства долгое время в Венеции не было. Однако, со времен Иоанна Грозного и даже раньше, русские купцы, послы по разным вопросам бывали в Венеции, венецианцы приезжали в Архангельск торговать – связь многовековая. Для русских паломников и купцов, сербов, болгар в Венеции главным духовным пристанищем была греческая церковь; храма русского тогда в Венеции не было, потому что греки принимали всех, даже в более позднее время на кладбище греческом хоронили русских аристократов. Петр I своим указом от 1711 года основывает наше консульство, которое оказалось вторым в истории России (первое было основано в Амстердаме). В Венеции позднее открыли и посольство.
– Как многовековая связь отразилась на современной жизни прихода?
– Для русского человека, особенно XIX века, Венеция была не только местом почивания множества святых мощей, как об этом писали наши паломники Василий Григорович-Барский и епископ Порфирий (Успенский). XIX век – время зарождения русской интеллигенции, связан уже со светскими впечатлениями.
Венецию посетили десятки наших знаменитых соотечественников и воспели ее с точки зрения светской. Здесь могилы Дягилева, Стравинского, других деятелей культуры России (мы совершаем о них память, служим панихиды; подавляющее большинство из них были светскими людьми, но крещеными в Православии, часто похоронены в греческой церкви) – Чайковский, например, очень любил писать в Венеции, 6-я симфония там написана... Классики – это хорошо, но православная связь между Венецией и Россией более глубока и хронологически более древняя.
– Насколько Венеция интересна паломникам?
– До приезда туда мне этот аспект был совершенно неведом. Нужно было думать о приходе. Тем не менее, первые шаги по Венецианским островам столкнули меня со святыми, о которых я не просто читал, а которые были для меня образцом для подражания. В частности, я оказался перед мощами святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского, исповедника, которого когда-то в семинарии открывал для себя, читая книгу «Исторический путь Православия» и воспринимал его как образец для подражания. Меньше пяти минут я на Венецианских островах, и вот вижу его мощи. Это меня потрясло. Тут же я вижу святого пророка Божия Захарию, поклоняюсь деснице святителя Василия Великого… Стало ясно, что Венеция для Православия место особое, как Рим, по множеству святынь. Конечно, в Риме святынь больше, но Венеция генетически связана с Православием – она была частью Византийской империи даже административно, на протяжении многих столетий впитывала в себя духовную силу Византии, а когда стала частью католической державы, то вывозила из Византии мощи православных святых, которые интересовали ее в первую очередь. Если в Риме святителя Николая Чудотворца знали постольку-поскольку, то барийцы и венецианцы очень хорошо знали, кто он такой: эта часть Италии была под очень большим влиянием Православия. Воровали – да, грабили – да. Но, по попущению Божию, совершившееся разграбление позволило создать из Венеции большой ковчег под открытым небом, где можно приложиться к мощам десятков православных святых. Здесь ты чувствуешь себя среди тех, кто по-своему понимал силу молитвы этих святых, по-своему любил эти святыни. Культурно Венеция осталась византийской.
– Насколько сейчас популярны паломнические поездки?
– В Венецию всегда приезжают. У нас есть возможность совершать молебны, даже богослужения литургические. В соборе Святого Марка мы ежегодно 8 мая совершаем Божественную литургию на мощах апостола и евангелиста Марка, 19 декабря и 22 мая – на мощах святителя Николая. Иногда это бывает и без нас. Группы паломнические просто проходят, имея на руках какие-то сведения о православных святынях Венеции. Мы к этому относимся замечательно: это налаживает межхристианские связи – если раньше на православных смотрели как на людей экзотических, то теперь это уже реальность Венеции.
Семь лет мы собирали информацию о святынях, она складывалась в небольшие статьи о каждом святом, потом добавлялась история каждого храма – храмы, где находятся мощи, все восходят к первому тысячелетию. Родилась книга, мы ее назвали «Святыни Венеции», сделали и видеопутеводитель «Православные святыни Венеции».
– Всегда ли приезжие различают туризм и паломничество?
– Это вопрос очень деликатный. Есть паломники, которые не против один день провести на море и позагорать, и они тут становятся туристами. И есть туристы, которые приехали с чисто туристической целью, но приходят в наш храм и с удовольствием подают записочки о здравии и ставят свечки. Или идут в собор Святого Марка и интересуются, где мощи святого апостола, совершают крестное знамение, и это уже тоже некий отход от туризма.
– Звонок из Свердловской области...
– Я в Египет хочу ехать, но мне исповедоваться надо, можно мне там исповедоваться вообще?
– Египет – страна с глубочайшими христианскими корнями. Апостол Марк окончил свои дни на апостольской кафедре именно в Александрии Египетской, он основатель Александрийского Патриархата. Правда, в IV веке множество христиан этой страны, идя на поводу очень многих проповедников, сформировали иное учение, неправославное, которое не приняло решений IV Вселенского Собора. Это рана на теле Церкви. Эти люди – христиане, они доселе проливают кровь за исповедование имени Христова; их мы называем коптами. Египетские христиане – монофизиты, не признающие в Господе две природы – Божественную и Человеческую, а исповедующие только Божественную. Православие Вселенское этого учения не разделяет, и Церкви Египетская, Сирийская, Эфиопская не принадлежат к семье православных Церквей: мы не разделяем с ними таинства, мы не можем вместе с ними причащаться, исповедоваться. Евхаристического единства между нами не существует, поэтому православный человек исповедоваться у священника Коптской Церкви не должен. Однако в Каире, в Александрии существует Греческий Патриархат, то есть наш православный Патриархат. В этих храмах православный человек исповедоваться в Египте может.
– В духовной жизни Венеции заметен след Православия?
– Венецианцы – особый народ. Это связано с их византийскими корнями. Храмы посвящены очень часто ветхозаветным святым, это примета византийской традиции. Очень распространены православные имена, такие, как Дамиан, Николай, которые в остальной Италии распространены меньше. Есть определенные особенности в древнем католическом обряде венецианской церкви, который восходит, по Преданию, к древнему свободному Патриаршему обряду: мы знаем относительно хорошо об амброзианской литургической традиции, которая в Милане присутствует, – менее известна Патриаршая литургическая традиция. Почему я говорю «Патриаршая»? Дело в том, что в Венеции с XV века епископ Венецианской (небольшой весьма) епархии имеет титул Патриарха. Патриаршество его восходит к преемству от апостола Марка. Патриарх для Запада – совершенно уникальный случай, патриархов на Западе нет. Древний Патриарший обряд частично сохранился в богослужениях венецианской церкви, как и почитание православных святых.
– Вопрос из социальной сети – задает его Артем из Домодедова: «Православные в земле италийской – это эмигранты или местные? Какие взаимоотношения с католиками и другими инославными?».
– Православные в земле италийской – в основном это эмигранты, которые приехали заработать на хлеб насущный, прежде всего граждане Украины и Молдовы, это 90% наших прихожан; они нуждаются даже в психологической помощи, а не в духовной. Сначала ночуют на лавочках; потом католическая организация берет их под свой покров; потом только начинают что-то зарабатывать и снимать жилье.
Первый наш адрес – парки, где собираются эти несчастные люди, которые в одночасье во время развала Советского Союза потеряли все. Священник здесь должен иногда выслушать и поплакать вместе с человеком. Есть наши женщины, вышедшие замуж за итальянцев, и здесь уже процент русских значителен. Есть и православные итальянцы – зачастую они даже непоняты своими родными. А православные итальянские священники, которые в 1970-х гг. пришли в Православную Церковь, это вообще наши герои. У нас есть несколько священников, которые несут свое служение по 20–30 лет. Мой ближайший помощник – итальянец. Мы не ставим себе целью никакого прозелитизма, никакой специальной миссии. Это люди, которые стучат и стучат, спрашивают – можно ли помолиться, задают вопросы, потом просят читать, потом просят принять в лоно Святой Церкви.
– Звонок из Москвы.
– Я часто бываю в Италии и, в частности, в Венеции посещаю христианские святыни, но первый раз слышу о приходе. Где он находится? Где взять книгу, которую Вы показывали?
– Венеция – небольшой город (это, кстати, его преимущество), как ларчик. В Риме приходится на туристическом автобусе переезжать от святыни к святыне, а здесь два шага – святыня... Приходу в следующем году 10 лет. Мы почти все эти годы находимся в одном храме неподалеку от железнодорожного вокзала и автовокзала Венеции, рядом с музеем истории. Я отошлю вас к нашему сайту venecia.pravoslavie.info. Храм у нас очень древний, посвящен Усекновению Главы Иоанна Предтечи. Первое упоминание об этой церкви восходит к 1007 году, то есть ей больше 1000 лет. Католическая Церковь дала нам ее на правах временного богослужения, поэтому мы там совершаем богослужения временно, и надеемся, что если будет долгосрочная аренда, то сможем объявлять уже долгосрочные программы, в том числе и реставрацию. Открываем ее по понедельникам, вторникам и четвергам. Все это есть на нашем сайте. Относительно книги «Православные святыни Венеции» и диска – они есть у нас в храме, но тем, кто будет в Венеции очень недолго, надо иметь в виду, что они есть в соборе Святого Марка. Туда ведут любого туриста.
– Звонок из Каменска-Уральского.
– Батюшка, мне 11 лет. Как укрепить мою веру?
– Вера не постоянная величина – это состояние человека, не говорю «души». Поэтому мы ни одного человека не провозглашаем при жизни святым. Каждому человеку Господь может попустить преткнуться. Укрепление веры – это в первую очередь духовное молитвенное общение с Богом, неразрывный диалог, в котором нас Господь постоянно укрепляет и подает нам невидимо руку. Если мы крепко сжимаем ее, то пусть ноги наши не идут, все равно Господь нас тянет.
Есть такие слова: если ты можешь – беги к Господу, если не в состоянии бежать, то иди хотя бы, если не в состоянии идти – то ползи, если ты не в состоянии даже ползти, то лежи, но только повернись в сторону Господа. То есть вектор твоего развития должен быть в сторону Господа. А сил, по немощи нашей, конечно, может не хватать.
С точки зрения практической, это замечательное наше паломничество – не обязательно за границу, но и к нашим святыням. То есть личная встреча с Господом необходима. Но Господь по милости Своей делает ее тогда, когда Ему это надобно и нам более полезно. А вот мы можем ее добиваться и стучать в дверь всегда, это не богопротивно. Митрополит Антоний Сурожский описывает свою личную встречу – она была потрясающая. Но не у каждого есть такая встреча. Попадает крупинка, которая даже и незаметна, а потом она нас всю жизнь питает... Я вспоминаю, как я шел с бабушкой в храм. Эти все удивительные моменты первого соприкосновения с Церковью. Они стали фундаментом для дальнейшего. Совершенно детская вера, неразумная и нелогичная, стала фундаментом для богословского образования. Поэтому ты разберись в своей душе – увидь этот первый твой опыт, сделай так, чтобы он потихонечку обрастал другими духовными важными впечатлениями и через молитву, и через паломничество, через чтение Священного Писания, обязательного, ежедневного, оно само по себе прибавляет ума и веры, особенно молодому человеку, память которого еще не завалена грудой ненужной информации. Поэтому старайся взгревать разными способами, в этом нет ничего греховного. Даже Игнатий (Брянчанинов) назвал свою книгу «Аскетические опыты»: нет ничего страшного в опытах – падаешь, встаешь. Конечно, без экспериментов: опыт – да, а с экспериментами поосторожней. Поэтому в своем храме в простоте подвизайся, куда-то езди, ищи какие-то молодежные объединения у себя дома, это очень помогает молодому человеку подниматься в вере.
– Продолжим, в частности, про приход: насколько крепка община?
– Ты крестишь детей, они растут, помогают в алтаре, а потом раз и – уезжают вместе со своими родителями. Или человек приходит и находит веру: приехал из Молдовы и был там... благоразумный разбойник такой (у меня были и такие примеры), нашел веру, стал твоим помощником, потом раз – в силу экономических соображений уехал. В этом смысле община специфическая. Но община есть.
Есть люди, которые из Риги приезжают к нам в паломничества. Для Венчания многие приезжают. Община специфическая, она часто виртуализируется, общаешься по электронной почте, – но она есть. Есть помощники. Есть маленькое молодежное звено, которое тоже сейчас как-то пытается организовываться. Есть воскресная школа небольшая. Конечно, выбивает почву из колеи отсутствие постоянного помещения. Но мы благодарим за все!
Наша община – маленькая. Венеция – один из самых маленьких городов Италии, меньше 50 тысяч (в Москве микрорайоны по 200 тысяч). Есть еще материковая Венеция, это где-то 250 тысяч, но все вместе это не так уж много. Община наша очень дружная, многонациональная, мы этим всегда очень гордимся.
– Всегда ли хватает времени для совершения таинств?
– Стараемся, чтобы хватало. Жизнь приходская организована вокруг церкви. Воскресенье проводишь полностью – до тех пор, пока последний человек, нуждающийся в Исповеди или беседе, не уйдет; так же практически и суббота. Многих по воскресеньям не отпускают хозяева, так хотя бы поисповедоваться, если причащаться нет возможности. Приходится и напутствовать людей, причащать и исповедовать и отпевать; времени обязано хватать, и его хватает. Относительно таинства Крещения у нас подход серьезный – мы стараемся вводить хотя бы краткие огласительные беседы. Пытаешься людям объяснить, что это важнейшее таинство: я греха на душу брать не буду, выделите время хотя бы для такой недолгой встречи. В основном находим понимание.
Общественное – значит, доброе– По традиции, первый вопрос от ведущего. Владыка, скоро в России начнет работу общественное телевидение. Недавно был утвержден его совет, в который вошли и представители Православной Церкви. Будет ли общественное телевидение альтернативой массовому?
В гостях у программы «Верую! Из жизни знаменитых современников» телеканала «Союз» – народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин – «Остерегайся совершать необдуманные поступки, за которые тебе придется расплачиваться всю свою жизнь», – это слова главного героя художественного фильма «Адъютант его превосходительства»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.