Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (690) → Артист Юрий Соломин: Традиция базируется не на гамбургерах

Артист Юрий Соломин: Традиция базируется не на гамбургерах

№33 (690) / 27 августа ‘12

Беседовала Елена КозенковаИнтервью

В гостях у программы «Верую! Из жизни знаменитых современников» телеканала «Союз» – народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин


– «Остерегайся совершать необдуманные поступки, за которые тебе придется расплачиваться всю свою жизнь», – это слова главного героя художественного фильма «Адъютант его превосходительства», на котором выросло не одно поколение… Фильм был снят в 1969 году, с тех пор список Ваших ролей только рос, – но мне хотелось бы поговорить о театре: Вы уже 24 года художественный руководитель Государственного академического Малого театра России. Он считается хранителем традиций русского классического театра. Скажите, чего стоит сегодня сохранение этого направления в искусстве?

– Сейчас в каждой профессии очень трудно сохранять традиции. Я понимаю молодежь, она хочет чего-то новенького, но не все же мобильные телефоны решают. Поэтому традиции – хорошо. Я люблю, особенно когда Малый театр за рубежом, посидеть где-нибудь в скверике или походить по улицам; я никогда не захожу в магазины. Так было и в 1960–70-е годы – я останавливался, смотрел, как люди ходят, как в кафе сидят, как разговаривают. В разных странах абсолютно разные темпоритмы жизни. Но я проверил на себе: когда где-то бываешь много раз, то замечаешь, что традиции остаются и передаются из поколения в поколение. Мы почему-то хотим все время, чтобы было что-то новое. Традиция базируется не на гамбургерах – это другое, понимаете...

– Но даже Большой театр пошел по пути новых экспериментальных постановок, хотя казалось, что он должен быть той самой традицией, хранителем классического репертуара. Любой иностранец, приезжая в Москву, шел в Большой театр и сразу понимал все о классическом русском искусстве. Я недавно натолкнулась на статью «Большой театр потонул в эротике» – это было сказано о новых постановках с приглашением западных постановщиков. Вы не боитесь, как человек, отдавший жизнь русскому классическому театру, что русский театр вообще может исчезнуть вместе с Достоевским, Чеховым, Островским, Гоголем, Булгаковым?

– Он никогда не исчезнет, пока бьется в зрительном зале хоть одно сердце. Потому что такое же сердце бьется и на сцене.

Русский театр был создан императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году, тогда же, когда и Московский университет, Петербургский театр, Александринка, тогда там был центр, а Малый театр родился в университете из выставок художественной самодеятельности. Туда подключились потом Мочалов, Щепкин, потом был петровский театр на месте Большого театра... В 1756 году почему-то ей захотелось сделать русский театр, национальный, хотя по происхождению она была не чистокровная русская. Она же дала литературе свободу...

Я сейчас более или менее свободен: мы в отпуск пошли. Но почему-то каждый день вспоминаю какого-то автора, это бывает либо Лев Толстой, либо Тургенев, перечитываю – я их знаю. Я на Чехове проверяю (когда я вижу некоторые постановки Чехова, мне становится обидно за его имя или Островского – обидно, потому что эти авторы этого не писали). Если бы Чехов хотел написать Раневскую наркоманкой, он бы по-другому написал – он же был доктор. Он писал не о наркомании – он писал о взаимоотношениях человеческого рода, между людьми. Почему Чехов очень воспринимаем везде? У него во всех пьесах треугольник. И гибнут люди, и влюбляются, и страдают, и умирают; так же и у Островского. Давайте возьмем и Пушкина – там везде это есть. И Федя Протасов у Толстого в «Живом трупе» не бомж – человек из дворянского общества. Но почему это с ним произошло? Это из-за треугольника. Есть люди слабые, есть сильные и мужественные. Поэтому я не понимаю, когда смотрю переиначенные спектакли авторов, да даже и Шекспира, – за что его так мордуют, и Мольера, и Гольдони? Не берите, если вы из этого хотите сделать какое-то шоу. Полунин же делает свои шоу – там можно и смеяться, и плакать. Почему же, допустим, Раневская наркоманка? Если она пьет таблетки, это не значит, что она наркоманка, – у нее сын утонул.

– А может, такая вольная трактовка классики, иногда очень грубая, связана с мощными переменами, что произошли за последние 20 лет?

– Есть театры, в которые ходит зритель с детства. И еще есть театры, куда ходят семьями. Им не стыдно. Бывает, идешь на классику, и там показывают не понять что, а ты идешь с 10–12-летним ребенком. Я уже не говорю о том, что показывают по телевидению. Даже я смотрю иногда и закрываю глаза.

Да, мы в Малом театре классику ставим так, чтобы она была понятна зрителю. Вообще, русский театр – прочувственный театр, поэтому и возникла здесь система Станиславского – это не просто вымучено или придумано, Станиславский очень хотел понять. Он был же не профессионал вначале и был взрослым человеком, когда начал учиться культуре, театру и так далее. А нас сейчас хотят удивить. Но удивить надо тем, что заложено в человеке. Почему говорили раньше – «она потрясает» или «он потрясает». Что значит – потрясло? Если теперь «потрясающий» перевести на русский язык, это значит – «ну, достало»!

– Мы хотим от нашего телеканала «Союз» подарить документальные фильмы об истории России, в частности, фильмы о последнем Государе Николае II (я к этому проекту имею непосредственное отношение, семь лет посвятила этой теме). Что бы Вы пожелали нашему каналу?

– Канал у вас хороший, дай Бог ему жизни хорошей. Но надо идти дальше – через Владивосток, Тихий океан – красивые места очень. Там тоже много русских ребят.

– Спасибо Вам за интервью!


Смотрите программу «Верую! Из жизни знаменитых современников» на телеканале «Союз»: вторник 01.30, среда 05.00, воскресенье 12.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Беседы с батюшкой

Священник Алексий Ястребов: Ковчег под открытым небом

Беседовал Александр Сергиенко

Гость программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» – священник Алексий Ястребов

 
Святыня

Православное сердце России

Лаврами (греч. Λαύρα – часть населенной местности, обнесенная стеной) с древних времен называют крупнейшие мужские православные монастыри, имеющие особое значение.Лавра объединяла два типа монастырей, сложившихся еще в византийское время (IV–V вв.), – отшельнический и общежительный. В V–VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс