Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (689) → Игумен Паисий (Юрков): Призвание монаха – молитва

Игумен Паисий (Юрков): Призвание монаха – молитва

№32 (689) / 20 августа ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

Гость программы телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой» – благочинный Новоспасского монастыря игумен Паисий (Юрков)


От общего к частному

– Сегодня мы говорим о подвиге монашества.

– Основное призвание монашества – это молитва. Человек посвящает себя полностью служению Богу и людям, забывая о мирских радостях.

– На сайте Патриархии есть текст «Положения о монастырях и монашествующих» – предполагаю, что будет принят определенный документ. Что изменится с его принятием?

– Сейчас в Церкви идет упорядочивание всех структур. Синодальная комиссия по делам монастырей разрабатывает и общее Положение о монашестве. Это не частный устав каждого монастыря, но будет общее положение о монашестве, о послушниках, о настоятелях, о том, что они должны делать.

– То есть оно должно стать основой для устава всех монастырей?

– Да. В каждом монастыре есть устав, но на словах есть, а официально не принят. Чтобы упорядочить монашескую жизнь, создается такое общее положение, на котором будут основываться внутренние уставы каждого монастыря в отдельности.

– В самом тексте говорится, что монашеский подвиг можно нести в разных местах. Служение в миру – отдельное направление; каковы сложности такого служения?

– Монастыри отличаются немного друг от друга, даже по местоположению. Если монастырь находится где-то в сельской местности, там меньше паломников приезжает и у братии больше подвигов телесных. А монастыри городские, московские особенно, больше предназначены для окормления паломников. Но общее призвание, что в городе, что в монастыре, одно – молитва и стяжание благодати Духа Святого через послушание, исполнение обетов. В монастырях есть послушания одинаковые: кто-то трудится в трапезной, кто-то поет на клиросе, кто-то в свечной мастерской, кто-то убирает в храме, но небольшая разница есть – в больших городах в монастырях больше окормляют больницы, уезжают по требам по просьбам людей; в сельских монастырях такого меньше.

– Не всем монахам полезно общаться с внешним миром. Это так?

– Это определять должен духовник каждого человека. Если духовник видит, что человеку неполезно то или иное послушание, он говорит об этом игумену монастыря. И они совместно принимают решение, как ограничить общение с миром, которое не очень полезно монаху. Если же человек укреплен духовно, то служение в миру для людей, то же окормление больниц, хосписов, не вредит никак монашеской жизни. Монах призван не только служить себе и удовлетворять свои потребности, но и должен служить всем людям, которые обращаются к нему за помощью.

– В молитве монах молится за окружающих его людей?

– Естественно. В храмах мирских иногда бывает так, что священников немного и службы не каждый день совершаются, а в монастырях они совершаются с большим рвением, каждый день по полному чину. Во всех монастырях возносится молитва за весь мир, за православных христиан, за наше Отечество.

Случайных людей нет

– Интересно, как человек приходит в монастырь.

– У всех, кто пришел в монастырь, пути разные. Если человек пришел случайно и понял, что это не его место, есть возможность спокойно покинуть монастырь. Случайных людей, которые уже приняли обеты, – нет. Человек может потом терзаться какими-то сомнениями, но все сомнения разбиваются молитвой, постом, Причастием. Если человек слышит призыв сердца о монашестве, то он не должен по первому зову бежать. Он должен сначала себя испытать, посоветоваться с духовником: выяснить, сможет ли он быть в монастыре, не мешает ли ему что-то прийти в монастырь.

Когда человек приходит в монастырь, его не сразу постригают. Он может несколько лет нести послушание, присматриваться к монастырю, к монашествующим... Некоторые люди, начитавшись книг первых веков христианства о монашествующих, считают, что сейчас в монастырях все так же происходит, как две тысячи лет назад, – сейчас нет таких великих подвижников, которые описываются в книгах святоотеческих. Монастыри больше расположены в городах. Раньше монастыри строились в пустынных местах, чтобы ничто не мешало уединению монашескому, туда приходили только паломники. Сейчас же монастыри совершенно разные, поэтому человек может выбрать себе монастырь по духу.

У каждого свой крест

– Сейчас практически любой житель города и даже пригорода может посетить монастырь, чтобы задать свои вопросы, исповедоваться. Насколько целесообразно с монахом советоваться на темы семейной жизни?

– Естественно, мы не живем семейной жизнью, поэтому некоторые считают, что монахи не разбираются в семейной жизни, – но если человек достаточно опытен духовно и не первый год в монастыре, то может разбираться во всех областях жизни, и в семейной в том числе. Другое дело, что монах не имеет право нарушать мир семьи. Если есть какой-то интимный вопрос, то можно спросить более сведущее мирское духовенство.

– Следующий звонок – Вологда на связи.

– Я хотела узнать, что значит «стяжание Духа Святого»?

– У Серафима Саровского спросили, в чем смысл христианской жизни? На что он ответил: «Стяжание благодати Духа Святого». То есть молитвы, хождение в храм – это не цель христианской жизни. Это есть средство к стяжанию благодати Духа Святого: когда человек исполняет определенные послушания, молитвы, пост, ходит в храм, исповедуется и причащается, он очищает свою душу и этим приближается к Богу. А это является главным смыслом жизни каждого человека, а не только монаха.

Без благословения не надо и начинать

– Как определить величину подвига? Может ли человек это сделать самостоятельно?

– Как святые отцы пишут, какое бы ты ни хотел сделать доброе дело, ты не должен его делать без благословения. Без благословения духовника, священника не нужно принимать на себя никаких подвигов, потому что можно взять не по силам, тогда из-за такой ревности не по разуму человек может надорвать свои силы.

– Ответим на звонок – Нижний Новгород на связи.

– Я слышала, чтобы стать монахом, нужно почувствовать призвание Божие. Как Вы почувствовали это призвание? Во многих монастырях видела костницы – что это такое?

– Говоря об обязанностях мужа и жены, апостолы сказали Господу, что лучше не жениться, чем иметь такие обязательства. На что Господь сказал: могущие вместить да вместят. Если человек чувствует особую ревность в служении Богу, то он идет в монастырь, по благословению своего духовника. После принятия монашеского пострига обратной дороги нет.

К своему решению я пришел 20 лет назад. Служа в армии, начал приходить к вере. До армии я был крещеным, но не был воцерковленным, с 14–16 лет все искал смысл жизни. В армии прочитал книгу ученого, который собирал данные о клинической смерти людей, которые видели себя со стороны. Он писал, что для верующих существует Бог, а для неверующих – Высший Разум. Я задумался о Боге. Начал ходить в храм. Служил в городе Владимире. Дал обещание Богу, что если я действительно поверю в Бога, то полностью посвящу Ему всю свою жизнь. По благословению духовника своего, старца архимандрита Кирилла, я исполнил свой обет и уже 20 лет нахожусь в монастыре и об этом еще ни разу не пожалел.

Что касается костниц, это афонская традиция: когда на Афоне человек умирает, его хоронят, через три года достают его косточки, омывают и складывают в костницу. А череп на полочке ставят. Так совершают общее поминовение братьев. В России этот чин не принят.

Выбор за человеком

– Немало книг написано о монашестве.Что общего между монахами и мирянами?

– Общее, самое главное призвание христианина – это служение Богу и людям всем. Другое дело, что каждый человек выбирает для себя. Как апостол Павел пишет: женатый человек в первую очередь печется, как угодить жене, а потом уже Богу. А неженатый – сначала Богу, а потом всем людям. Нельзя говорить, что монашеский подвиг больше, а мирской – меньше. В каждом подвиге есть свои скорби, проблемы и искушения.

По поводу святоотеческой литературы о монашестве. Труды аввы Дорофея и «Лествицу» можно читать и мирянам и поучаться тем подвигам, что несли святые отцы. Другое дело, что советы, даваемые в некоторых книгах, не совсем приемлемы для мирской жизни.

– Звонок из Белгородской области...

– У меня есть сомнение, что монахи должны заниматься социальной деятельностью. Ведь они общаются в миру, а их дело – другое. Не предательство ли это?

– Нет. Призвание монаха – молиться за весь мир. Если вы почитаете святоотеческую литературу, то увидите, что люди шли в монастыри за советом, за окормлением, за Исповедью. Преподобный Сергий Радонежский ушел в пустыню, в лес, и там целый город собрался – были последователи, были миряне, которые селились рядом: они желали общаться с монахами и набираться от них духовной мудрости.

Есть послушания церковные, которые монах должен исполнять. В монастыре, находящемся далеко от города, никого не заставляют и не благословляют ездить по приютам. Но сейчас духовенства не хватает. Например, в Москве 12 миллионов жителей, и священников «мирских» на всех не хватает. Поэтому мы, по благословению, окормляем больных и страждущих. Монах исполняет послушание, которое на него возложено: Священноначалие в лице настоятеля обители, видя силы монаха, благословляет ему окормлять определенные заведения. Я, например, езжу в онкологический институт им. Герцена уже с 1993 года. Приезжаю каждую неделю, исповедую, причащаю, соборую, крещу. Разве это не благое дело? Монах не отрекается от мира и людей, он отрекается от грехов мира.

– Звонок из Ростовской области слушаем.

– Есть ли ограничения в возрасте для поступления в монастырь?

– Нет. Другое дело, если у человека есть искорка Божия для принятия монашества, он должен ее реализовывать, а не ждать. Когда человек в преклонном возрасте приходит в монастырь, ему трудно нести послушания, трудно переделать себя под устав монастыря по разным причинам – это может быть не немощь, а такая... закоренелость, ведь человек уже имеет свой определенный взгляд на жизнь, ему сложно смиряться. Человек молодой готов слушать наставника, готов отрекаться своей воли, ему легче.

– Почему Новоспасский монастырь называют Царским?

– Новоспасский монастырь всегда был Царским, потому что там была усыпальница бояр Романовых. Наш монастырь – один из самых древних в Москве. Он был сначала на месте, где сейчас Даниловский монастырь. Его перенесли на территорию Кремля в XIV веке. C XVI века монастырь перенесли на новое место, поэтому он и называется Новоспасский. Царская династия посещала постоянно монастырь, поклоняясь предкам своим, служа им панихиды. Будучи на службах и помогая монастырю, Михаил Федорович Романов, первый царь из фамилии Романовых, на этом месте заложил новый собор. Он уже при Алексее Михайловиче был закончен и освящен. Преображенский собор – наша главная жемчужина. Монастырь был закрыт в 1918 году, сохранился чудом, ничего не разрушили основательно. В Преображенском соборе сохранились иконостас и фрески. Сейчас они все реставрированы.

Все хорошо, что на благо людям

– Есть звонок из Тюмени.

– Слышал, что православным неполезно сдавать кровь, быть донором. Это суеверие? Или что-то есть за этим умное?

– Становиться донором любому человеку можно. Если потребуется от монахов сдача крови, то никакого греха в этом нет. Нельзя сказать, что это суеверие – это неправильный взгляд на вещи, это больше протестантский взгляд, где запрещают сдавать кровь. В Православии такого нет.

– Расскажите о святынях обители.

– У нас была до революции одна из главных святынь – Нерукотворный образ Спасителя. Он был прославлен в XVII веке в Вятке. Когда наместником был архимандрит Никон, будущий Патриарх, он упросил Алексея Михайловича Романова, чтобы эту святыню принесли к нам в монастырь. С великим торжеством она была встречена под башней, которая сейчас называется Спасской. После революции святыня была утеряна. Но у нас есть очень большая святыня сейчас – это икона Божией Матери «Всецарица». Это первый список, который был написан с Афонского образа Ватопедского.

Я говорил, что с 1993 года начал ездить в онкологический институт, и у нас с братией и тогдашним наместником монастыря созрело благочестивое желание, чтобы в монастыре был список, чтобы онкологические больные могли притекать за помощью к Божией Матери. Мы обратились к братии Ватопедского монастыря с просьбой написать список с этого образа, и они с большой радостью откликнулись.

– Звонок из Тульской области.

– Могу ли я обратиться в монастырь с просьбой помолиться за моего некрещеного брата, чтобы он принял святое Крещение?

– У каждого человека есть свобода выбора. Если человек не пришел пока к вере, мы молимся, чтобы Господь помог ему осознать смысл веры, смысл приближения к Богу. В молитве церковной мы не можем поминать человека некрещеного, но в частной молитве можно попросить любого монаха совершить молитву.

– Вопрос из социальной сети, от Татьяны из Воронежа: «Существует ли в настоящее время институт иночества, что он означает?»

– Человек, приходя в монастырь, несет послушание. В основной массе сейчас не сразу постригают в монахи, а сначала в иночество. Инок дает всего один обет – послушаться своему старцу, которого ему при постриге вручают. По прошествии времени человек принимает монашеский постриг. Иноком называют любого монаха. Инок – от «инако живущий».

– Следующий вопрос: чем отличается служение мантийного монаха и монаха в схиме?

– Есть разные традиции – восточная, греческая. У них постригают сразу в великую схиму, но если человек говорит, что со временем он хочет стать епископом, то его постригают в малую схиму. У нас же принято, что сначала человека постригают в иночество, потом в малую схиму, он дает три обета. И если человек достиг определенного духовного уровня, уже в преклонном возрасте, он может еще раз дать обет. И, по Уставу нашей Церкви, он ведет более затворнический образ жизни, ограничивает себя больше в еде

– Как Вы относитесь к интернету?

– Спокойно. Средства связи могут служить на пользу людям. Через интернет мы узнаем новости церковной жизни. Через интернет я долгое время нес послушание келаря: через интернет заказывал продукты, холодильник в монастырь, стулья.

Смотря как пользоваться интернетом. Ножом можно человека зарезать, а можно приготовить пищу.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Епископ Балашихинский Николай: «Ученье угодно Богу»

Беседовал Александр Сергиенко

На телеканале «Союз» очередной гость – епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии. Без стремления познать невозможно постичь Истину– Всем известна поговорка «ученье – свет, а неученье – тьма». Можно ли сказать, что ученье угодно Богу? – Разумеется. В Евангелии масса примеров – и Господу и о Господе говорили как об Учителе, к Нему обращались как к Учителю.

 
Исследуйте писания

Время условно, когда речь идет о Божием Провидении

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О духах лжи Последнее время – это время явления в мир лжемессий, лжехристов, которые пришли вместо Христа. Это слово Иоанна Богослова о предтечах антихриста. Наличие в мире множества ложных мессий, кажущихся истинными, – это характеристика последнего времени.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс