Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (689) → Епископ Балашихинский Николай: «Ученье угодно Богу»

Епископ Балашихинский Николай: «Ученье угодно Богу»

№32 (689) / 20 августа ‘12

Беседовал Александр СергиенкоАрхипастырь

На телеканале «Союз» очередной гость – епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии.


Без стремления познать невозможно постичь Истину

– Всем известна поговорка «ученье – свет, а неученье – тьма». Можно ли сказать, что ученье угодно Богу?

– Разумеется. В Евангелии масса примеров – и Господу и о Господе говорили как об Учителе, к Нему обращались как к Учителю. Иногда Он возражал, но по большей части действительно учил. Ученье всегда полезно, необходимо стремление к познанию истины, без этого мы и Господа не познаем.

– Это ученье в широком смысле, а если его сузить до процесса образовательного…

– А если в широком смысле не будет процесса образовательного, откуда оно возьмется? Конечно, можно привести пример сошествия Духа Святого на апостолов, не учившихся никогда премудрости Божественной, – ученики Христовы, простые рыбаки, стали в одно мгновение дерзновенными проповедниками важнейших тонкостей и мудростей Божественных. Но не надо забывать, что до этого они несколько лет ходили за Господом и слышали Его слова. Конечно, процесс образования необходим для любого человека. Тем более для человека православного, который истину хочет познать и в жизни быть полезным и семье, и Родине, и, конечно, Церкви.

– Сейчас во многих семьях складывается ситуация, когда до первого класса дети замотивированы пойти в школу – это новые рюкзаки, новая форма, учителя, но постепенно эта мотивация пропадает, появляется желание праздности. Что с этим делать?

– Стимулами, чтобы идти в школу, должны быть не рюкзаки, не новая форма, хотя это и радует кого-то, а все-таки познание. По природе своей дети любознательны, иногда любопытны, но в любом случае открыты для этого процесса. И вот на этом нужно строить все мотивирующие факторы. Приход в школу и серьезное изучение тех предметов, что там преподаются, во-первых. Во-вторых, общение со сверстниками, единомышленниками, единоверцами. Кроме того, нужно, чтобы у детей были какие-то результаты обучения. Есть традиция не ставить оценки – по-моему, в первом классе. А потом они начинают получать за свои палочки, крестики, нолики оценки. Неплохо, когда уже с самого начала есть оценка результата. Во-первых, дети будут интересоваться положительным результатом. Во-вторых, похвала за успешную работу радует ребенка – надо только не перехвалить, чтобы не вырастить в нем тщеславие. Когда ориентируют на рюкзаки, появляется нездоровая конкуренция, зависть. Традиции, что связаны с единообразием школьной формы, с требованиями к внешнему виду, вполне оправданы: в дореволюционную гимназию приходили учиться люди совершенно разных социальных слоев; когда они все были одеты в одинаковую форму, тогда никто не мог кичиться своим статусом более высоким. После классической гимназии были открыты двери любого учебного заведения для людей из любого сословия. Недаром в православных гимназиях есть традиция единообразной школьной формы. Мне кажется это очень хорошим правилом.

– Хотелось бы поговорить о пользе наказания. Как не перегнуть палку?

– О наказании разговор особый. В школе физически наказывать нельзя. А как и чем – это очень тонкий вопрос. Зависит не только от правил внутришкольных, но и от личности конкретного ребенка. Но какие-то формы разумного сдерживания аномального поведения – это совершенно необходимо в любом учебном заведении.

– Ребенок, который был наказан в школе, должен ли быть наказан еще и дома?

– Если он раскаялся, исправился – это одно. А если он продолжает безобразничать, то иногда приходится и дома добавить. Физическое наказание возможно только со стороны родителей или конкретных воспитывающих лиц в двух случаях – когда его поведение угрожает его жизни или жизни окружающих, или когда есть откровенное хамство в адрес родителей.

– Что можно сказать родителям, которые полностью уверены, что образованием и воспитанием ребенка должна заниматься исключительно школа?

– Без домашнего серьезного отношения это будет, мягко говоря, полумера. Ведь большую часть суток ребенок проводит не в школе. Можно несколько часов ему внушать прописные истины, говорить о добром и хорошем, а он придет домой и предоставлен сам себе, спокойно получает доступ к каким-то сквернам на телевидении или в интернете – это способно человека превратить в животное. Огромное большинство родителей не понимают своей ответственности за детей.

– Сложно не согласиться, что достижения технического прогресса нужны для обучения, но эта техника используется порой не по назначению. Как быть?

– Есть несколько школ, во-первых, православная традиционная гимназия, где детей даже пером учат писать. Процесс обучения письму (не нажатия на клавиши) вырабатывает в человеке аккуратность, усидчивость. Это ведь надолго закрепляется. Такой прекрасный некогда был в школе предмет, как чистописание, а сейчас, увы, он не везде. На компьютере набрать, может быть, быстрее. Но если человек не умеет писать, то это будет примерно так, как сейчас переписывается молодежь в блогах – подчеркнуто неграмотное употребление русского языка, даже оскорбительных ошибок для нормального русского человека. И не только этим бравируют, а уже просто не умеют грамотно писать.

– К чему могут привести орфографические и пунктуационные ошибки в таком большом масштабе?

– К тотальному оглуплению. Человек, не имеющий навыка грамотного письма, вряд ли в какой-то другой отрасли может что-то хорошее сделать. Представим, что это гениальный изобретатель, который не может изложить сути своего изобретения, описать его и правильно подать заявку. Так он и останется потенциальным изобретателем.

Книга учит думать

– Авторитет библиотек в школах постепенно сходит на нет. В вузах еще где-то приходится использовать литературу, которую сложно найти в интернете, но в школах уже вся литература доступна в электронном виде. Нужны ли библиотеки?

– Книга – это предмет материальной культуры. Человек, читающий книгу, имеет возможность не вырывать из контекста куски, а внимательно входить в общение со смыслом, с текстом, с автором. Читать книгу в плане познавательном значительно полезнее, чем нахвататься информации из интернета.

– По окончании школы каждому школьнику предстоит сделать выбор, куда пойти учиться. По-моему, это тяжелый выбор для 13-15 летнего ребенка – определиться, с чем связать свою жизнь?

– Любой опыт, даже отрицательный – полезен. Чем шире кругозор, чем больше объем знаний о будущей профессии у школьника, тем тверже убеждения, тем выстраданней подход к выбору профессии. Я могу привести в пример девочку, с которой мы в младших классах учились. Она отличалась особым рвением – в первом классе была санитаркой, ходила с сумкой с крестиком. Выросла – и стала хорошим врачом. Поэтому я могу сказать, что иногда профессию выбирают с первого класса, а иногда в 10–11-м не знают, кем будут.

Лучше все-таки знать о своей будущей профессии. Очень хорошо участвовать во всякого рода олимпиадах. Пару раз мне пришлось участвовать в олимпиадах МГУ, победителем никогда не становился, но было очень интересно, очень полезно. Дни открытых дверей в вузах – это тоже очень полезно.

– Какую роль в выборе будущей профессии играют родители?

– Очень часто ключевую, очень часто заставляют. Нанимают репетитора – и натаскивают ребенка на тот или иной вуз. Дополнительные знания о будущей профессии получать, в принципе, неплохо. Репетитор нужен, потому что он в школе балбесничает. Наверное, это и для вуза не находка. Когда родители умеют убедить свое чадо в ценности избранной профессии, хотят передать ее по наследству, это всякого уважения заслуживает. Существуют же трудовые династии.

– Недавно я видел статистику: родители и дети все чаще выбирают среднеспециальное образование, исключая высшее, либо вовсе исключают послешкольное образование. Как правильно определить, нужна рабочая специальность или нужно дальше повышать образование?

– И то, и другое нужно. Не каждый может получить высшее образование. Очень сильно пострадал институт профессиональных училищ в нашей стране. Это было очень хорошее и для многих необходимое дело. То, что сейчас не на высоте у нас уважение к рабочим профессиям, говорит о том, что мы многое теряем. Квалифицированный работник в любой сфере – это человек уважаемый и достойный.

Наука вере не противоречит

– Какова роль образования именно в современном мире?

– Хотелось, чтобы была более значимой. На мой взгляд, выбранная линия на унификацию с западными стандартами далеко не всегда оправдана. Слава Богу, есть вузы, которые не перешли на Болонскую систему, когда выкорчевываются хорошие традиции. Как в свое время один из руководителей задумал вплоть до Полярного круга кукурузу сажать; сажали, но с соответствующими результатами – все, что раньше там росло, перестало расти, а кукуруза не прижилась. Вот так и здесь. Не следует заменять нашу систему образования западной, она у нас была прекрасной. Американцы не признают наши дипломы не потому, что у нас образование плохое, они просто конкуренции боятся. Мне известны ситуации, когда бывшие мои однокурсники, оказавшись там, вынуждены были долгое время доучиваться, переучиваться, чтобы получить американский диплом. Оказалось, что знания у них намного глубже и они способны воспринять новизну лучше тамошних конкурентов.

– Одно из направлений, которые выбирают для себя люди, – наука. Всегда ли она нравственна?

– Это зависит от личных качеств конкретного научного работника, если угодно, от научной школы. Есть масса примеров, как в годы засилья атеизма находились хорошие и честные ученые, которые не только идеологии служили, а Науке с большой буквы, тому Божественному Откровению, которое через научные знания людям дается.

– Насколько важно, где по окончании учебного заведения продолжать свою рабочую жизнь, – в своей стране или уехать за границу за лучшими условиями?

– За лучшими условиями уезжать не стоит. Там платят лучше и оценят быстрее. Но оторванный от родных корней человек и в науке очень скоро становится несостоятельным. У меня в молодости был приятель – физик, закончивший престижнейший московский университет. Он в очень раннем возрасте защитил кандидатскую, а потом докторскую и работал в очень престижном университете. А потом случилась перестройка, и это научное направление закрыли. На международной бирже ученых знали его работы, и его пригласили в одну экзотическую страну – Бразилию. Условия, которые ему предложили, казались раем земным. Он не поехал туда, но никогда об это не жалел. Хотя материально ему было сложно, он в школе преподавал. Бывают ситуации, когда очень обидно за ученых. Дай Бог, чтобы не было соблазна уехать туда, где больше платят. У нас всех есть еще долг перед Родиной.

– Как наука и образование связаны с патриотизмом?

– Человек может быть вполне успешным. Но если он не настроен патриотично, то рано или поздно у него будет соблазн предать и интересы научные, уступить какой-то модной идее. То есть человек и в науке не надежен, если он не верен. Не напрямую, но эту зависимость проследить можно. Я не хотел бы доверять таким людям, которые ищут себе лучшее. И результаты научные будут такими же, то есть конъюнктурными.

Трудиться надо всегда

– Если молодой человек или даже школьник мечтает стать священником, как ему стоит поступить?

– Чтобы стать священником, нужно целый ряд выполнить требований нравственного порядка в том числе. Соблюдать целомудрие и чистоту, получить определенный объем знаний, быть полезным Церкви, знать церковную жизнь и обиход. Любое воцерковление хорошего школьника пользу принесет не только ему, но и окружающим. Бывает, иногда человек почувствует, что это не его призвание, что ему сложно.

– А может ли такое произойти в семье, где отношение к религии теплохладное?

– Теплохладное – это не беда. Если категорическое отрицание – это сложнее. Масса примеров, когда ребятишки начинают ходить в храм, вернее, их приводят в воскресную школу, чтобы только куда-нибудь привести. Потом они воцерковляются, приводят за собой родителей и из теплохладных становятся уже тепленькими.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Кто войдет Мною, тот спасется

Протоиерей Евгений Попиченко

29 августа – празднование перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа В то время, когда Господь наш проповедовал Евангелие и исцелял всякую немощь в людях, жил в городе Едессе на берегу реки Евфрат некий князь Авгарь, больной проказой.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Паисий (Юрков): Призвание монаха – молитва

Беседовал Александр Сергиенко

Гость программы телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой» – благочинный Новоспасского монастыря игумен Паисий (Юрков) От общего к частному– Сегодня мы говорим о подвиге монашества. – Основное призвание монашества – это молитва. Человек посвящает себя полностью служению Богу и людям, забывая о мирских радостях.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс