Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (671) → Профессор Алексей Ильич Осипов: Каждый грех есть рана, наносимая человеком самому себе

Профессор Алексей Ильич Осипов: Каждый грех есть рана, наносимая человеком самому себе

№14 (671) / 2 апреля ‘12

Беседовал Сергей ЮргинСлово миссионера

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в нескольких номерах газеты


(Окончание. Начало в №№ 8, 9, 10, 11, 12, 13)

– «Алексей Ильич, как бороться с грехами, с которыми ты не в силах бороться? Как отсекать духовные помыслы?».

– Скажу так. Ты сел за стол – воздержись, не объешься. Ты пошел по улице – не вращай глазами огромными, как плошки, во все стороны. Тебя обидели – постарайся помолиться за этого человека... Начни с малого, малыми вещами постепенно укрепляется воля человека.

Ты пришел – помолись, сделай хотя бы пять молитв Иисусовых с вниманием, с благоговением, сделай их, вот постой пять минут. Что, эти пять молитв много займут времени? Две минуты. Понуждая себя к малому, ты, в конце концов, сможешь победить и большее. Как сказал Сам Христос, верный в малом над многим будет поставлен.

Вот как побеждаются те страсти, с которыми мы не можем справиться. А не так сразу – схватил 200 килограммов, «сейчас и подниму», а сам и двадцати не можешь поднять. Курил целую пачку сигарет в день? Давай, убавляй; постепенность требуется, тогда и воля человека укрепляется, и к молитве постепенно он привыкает.

Обязательно это должно быть сопряжено с молитвой. Человек постепенно начинает ощущать благодатную помощь Божию, и ему легче становится.

– «После некоторого опыта я боюсь говорить со священником откровенно, да и священники исповедуют каждый раз разные. Что мне делать? Молиться и исповедаться Богу дома, а священнику просто отдавать отчет о содеянных грехах? Но мне так трудно без наставника, что делать?».

– Нельзя смешивать две разные вещи. Исповедь как, так сказать, называние грехов, о которых говорит мне совесть, – их я могу называть перед любым священником. И совсем другое, когда я раскрываю свое душевное состояние в надежде на то, что священник, к которому я пришел, поможет мне решить эти духовные вопросы.

Второе возможно только перед духовным отцом, которому я могу не просто сказать, что и обманул, а еще объяснить ситуацию. Это второе называется откровением помыслов, это можно делать только перед человеком, кому я вполне доверяю как человеку опытному, понимающему, разумному, кто может оказать мне помощь. Повторяю еще раз фразу, которую я приводил уже, Кассиана Римлянина: «Как много потерпел я вреда от неопытных наставников», – надо быть здесь очень внимательным.

– «Как относиться к глобализации?».

– Это понятие очень широкое, все зависит от того, какое содержание вкладывать. Если глобализация по-американски, как сейчас говорят, то да избавит Бог, потому что совершенно ясно, что это процесс развращения души человеческой. Главный стержень, с помощью которого это делается, – ложная свобода: потакание инстинктам, развращенности.

Стоит только посмотреть на средства массовой информации, которые в огромной степени заражены этим жутким вирусом. Идеологи такой глобализации очень точно понимают, что самое главное – разнуздать людей, «а потом уже мы их взнуздаем: скотину взнуздать не трудно». И очень печально, когда люди, особенно молодежь, не понимают, что на них смотрят как на скотину, которую надо разнуздать.

Такая глобализация и в плане моральном ужасна, и в плане экономическом. Представьте себе, что сейчас только одна тысяча семей контролирует 40% всего мирового капитала, одна тысяча семей! А у нас 1,5% населения владеют более чем половиной всего достояния в России. Всего 1,5%! Это данные, которые привел академик, уже покойный, Дмитрий Семенович Львов.

Вопрос в том, что настоящий уровень развития научно-технического прогресса таков, что справиться с этим явлением невозможно – мы не можем быть без телефонов, без машин, без фабрик, без заводов. А посмотрите, что с интернетом сейчас – все, все связано полностью.

Скоро это, конечно, будет контроль над каждым человеком, это совершенно очевидно. И очень легко можно будет вывести любого человека из строя – одним нажатием кнопки. Вот к чему ведет глобализация. Единственное утешение, что мы не вечны на Земле. И христианину, перед лицом всего этого, нужно особое внимание обратить на правильность своей духовной жизни: пора обратиться к Евангельской жизни, потому что, еще раз повторяю, от глобализации невозможно уйти. Поэтому куда надо уходить? В себя. Насколько это возможно.

– «Сегодня зашла в храм, там после Литургии начался концерт, хор выстроился возле алтаря, прихожане пододвинули скамейки, расселись по местам и начали слушать концерт. Это нормально? Душа возмущалась, особенно после Ваших высказываний о концертах в храмах».

– Это совершенно ненормальное явление (правда, она не пишет, какой концерт). Но вообще, я вам скажу, это печально. Посмотрите, основная тенденция жизни современной какая? Развлечение, развлекаловка. И очень жаль, если Церковь тоже поддастся этому.

Я, помню, как-то говорил: вот вы выступаете, с концертами ездите, люди с восторгом слушают. Так вы после концерта уделите внимание, хотя бы 15 минут, проповеди, скажите о том, что такое христианство, покажите людям, как жить. А то пропели, все хорошо, похлопали, и что дальше? Развлекаловка в Церкви что дает? Это очень печальное явление. Особенно недопустимы концерты во время запричастного стиха. Когда священники уже причащаются, народ стоит, ждет появления Чаши, и начинаются концерты, это возмутительно. Вместо того, чтобы, напротив, помочь людям помолиться в эти последние мгновения, их развлекают, отвлекают. Это уничтожает последние крупицы духовности, которые еще присутствуют в нашем верующем народе.

– «Уважаемый Алексей Ильич, в какой из Ваших лекций можно найти ответ на вопрос, как дьявол влияет на жизнь человека? Или он только наблюдает за тем, как испорченный, поврежденный, ненормальный человек идет к своей погибели?».

– Насчет лекций я вам скажу – я Осипова не слушаю, не смотрю и не читаю. Поэтому сказать, в какой лекции, не могу. Но в отношении возможностей дьявола приведу мысль Исаака Сирина. Он прямо говорит: «никакая тварь не может прикоснуться к человеку без воли Божией». А воля Божия совершается в полном соответствии с тем, что хочет человек, к чему он стремится и как он живет. Поэтому так бояться, что кто-то меня околдует, это греховное даже дело. «Нет без воли Божией ничего, Господи. Поэтому на Тебя надеюсь, в Тебя верую и к Тебе обращаюсь с молитвой, да будет воля Твоя», – к такому человеку ничто не прикоснется, в том числе и сам дьявол.

Вспомните Книгу Иова в Библии. Только когда Бог разрешал, дьявол отнимал у Иова то стада, то детей, то поразил его проказой. Видите как? Дьявол не может сам по себе действовать на человека. Об этом очень хорошо пишет Антоний Великий: «Если мы стараемся жить по заповедям Евангельским, то мы соединяемся с Духом Божиим, и нам бывает хорошо, если же мы отвращаемся от Бога, не считаемся с заповедями Божиими, то мы соединяемся с демонами-мучителями, и тогда наступает беда для человека». Оказывается, в наших руках наше будущее, от нас зависит, соединяемся ли мы с Духом Божиим или с демонами-мучителями, так что бояться не стоит.

– Спасибо, Алексей Ильич, время нашей программы подходит, к сожалению, к концу. Что бы Вы хотели сказать всем нашим телезрителям?

– В наше время наиболее важно понимание того, что наше духовное состояние, в конечном счете, определяет всю нашу жизнь. Этот закон должен постоянно присутствовать в нашем сознании, и мы должны, насколько это возможно, прибегать к Богу с чистой молитвой – внимательной, покаянной, благоговейной. Для этого нужно почаще читать Евангелие и, насколько возможно, сочинения святых отцов из которых, прежде всего, я бы назвал авву Дорофея, Игнатия (Брянчанинова), последние письма Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, схиигумена Иоанна Валаамского, игумена Никона (Воробьева). Ибо они указывают не только верный путь нашей жизни, в их книгах присутствует благодатная сила, которую мы можем ощущать и которая поможет в нашей жизни. Если мы будем хоть немножко смиряться, бороться с собой, будем каяться, то Господь всех нас помилует и избавит от великих бед.

– Алексей Ильич, я благодарю Вас, что Вы нашли время и ответили на вопросы наших телезрителей. Надеюсь, что эта встреча не последняя!


Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1, часть 2

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Читаем Ветхий Завет

Каин и Ной – отцы цивилизации

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 13) В ГЛУБИНЕ суши строится корабль – непонятно для каких нужд. Строится на глазах людей, которые никогда не видели дождя, не то что наводнения, у которых нет никакого представления о стихийных бедствиях.

 
У книжной полки

«Если мы – христиане, то повинуемся Христу»

Андрей Печерин

Валерий Духанин. «Огради нас, Господи от суеверий, оккультизма, порчи» Телесное здоровье, земной успех, жизненный комфорт – человеку всегда хочется получить все и сразу. Традиционные способы достижения намеченной цели кажутся слишком утомительными.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс